Фондовый рынок, стагнирующий последние годы, может получить стимулы для развития. Регулятор рынка подготовил проект трехлетней стратегии активизации рынка. Цель реформы благая – внедрить европейские нормы регулирования и упростить доступ капитала на внутренний рынок. Однако в предыдущие разы подобные инициативы блокировались другими ведомствами, сетуют участники рынка.
Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) в пятницу представила проект стратегии развития фондового рынка на 2015–2017 годы. Документ содержит меры, которые, по мнению регулятора, повысят эффективность регулирования эмитентов и расширят инструментарий фондового рынка. «Важнейшей задачей для нас остается стимулирование притока инвестиций в экономику Украины через интеграцию фондового рынка в мировые рынки капитала»,– отметил глава НКЦБФР Дмитрий Тевелев.
Рынок услышали
Ряд пунктов стратегии прописали по инициативе участников фондового рынка. Например, совет ПАРД-АФП предложил развить фондовый рынок в течение трех лет до уровня Frontier по классификации FTSE, затем – до Secondary Emerging, после чего – до Advanced Emerging Market. «Каждый промежуточный шаг потребует серьезных реформ и будет давать инвесторам очень четкий сигнал, что Украина наконец-то может развиваться качественно, а не только увеличивать размер зарегистрированных эмиссий ценных бумаг»,– говорит управляющий директор инвестиционной группы «Универ» Алексей Сухоруков.
Давно ожидают участники рынка и передачи платежных функций центральному депозитарию. Эту идею они продвигают с начала депозитарной реформы в 2012-м.
Впрочем, ряд норм стратегии комиссия уже давно обещала реализовать. «Регулятор почти на 90% выполнил пункты предыдущей стратегии, которые от него зависят. Но есть положения, реализация которых требует участия Минфина или налоговиков. Из-за происходивших в стране событий реализовать их не удалось. Очевидно, что они перешли в новую стратегию и будут реализованы в ближайшие годы»,– считает президент Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) Алексей Кий. К таким нормам относится упрощение процедуры валютного регулирования и перевод на общую систему налогообложения операций предприятий с ценными бумагами.
Нелогичные нормы
Дмитрий Тевелев пообещал доработать стратегию с учетом пожеланий участников рынка. Они уже есть. Спорной является идея продажи на бирже акций компаний с госдолей меньше 25%. «Вся практика приватизации давно показала, что это неэффективный механизм, он не позволяет в итоге ни государству получить максимальную цену, ни создать действительно публичные компании»,– считает Алексей Сухоруков.
Не согласны профучастники и с идеей консолидации биржевой системы. Противостояние между биржами ПФТС и УБ длится давно, а переговоры об объединении заходят в тупик. «Проблема не в количестве, а в качестве бирж. Регулятор должен способствовать конкуренции, помогая биржам запускать новые инструменты и давая участникам возможность выбрать лучшую площадку,– говорит Алексей Сухоруков. – Рыночных механизмов для консолидации существующих бирж в ближайшие годы не предвидится. Я даже не исключаю, что может появиться еще одна биржа».
Без плана
В то же время в стратегии не указаны механизмы достижения тех или иных целей. «Пока в ней прописано то, чего рынок хочет достичь. Потом будем разрабатывать пошаговый план ее реализации. Например, в течение шести лет мы должны привести украинское законодательство в соответствие с нормами ЕС. Посмотрим, какие документы будем менять в первую очередь, а что можно отложить на потом»,– уточняет Алексей Кий.
Сложности у комиссии могут возникнуть в том случае, если она не найдет поддержки в лице государства. «К сожалению, предыдущая программа развития рынка не была утверждена, что говорит сразу о двух вещах. Первое: у регулятора не было достаточного веса добиться даже ее утверждения. Второе: вся система госуправления не была заинтересована в привлечении инвестиций в экономику. Власть имущим было важно наличие административных рычагов, а не эффективность рыночных механизмов. Очень надеюсь, что первые лица государства станут «заказчиками» развития фондового рынка. Без этого все программы, стратегии и концепции не начнут помогать экономике»,– считает Алексей Сухоруков.