RU  UA

суббота, 20 апреля
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Виталий Скоцик: Кредит МВФ - это лишь одна порция воздуха для страны, которая задыхается

Выживание Украины зависит исключительно от экономической политики украинской власти, уверен Скоцик

Выживание Украины зависит исключительно от экономической политики украинской власти, уверен Скоцик Виталий Скоцик

Блокада Донбасса, крутой «вираж» МВФ и земельная афера - все это части пазла, которые когда-то историки поставят в один ряд. Однако сегодня это ключевые вызовы, от которых зависит, сможет ли Украина пройти этот стресс-тест. Какая связь между гибридной войной на Востоке и перекрытием трасс копателями янтаря на Полесье, и почему авторы Конституции считают, что Украине крайне нужен новый Основной закон, об этом в интервью "Апострофу" рассказал доктор стратегического менеджмента, экономист, председатель Аграрной партии Виталий Скоцик.

- МВФ перенес рассмотрение вопроса предоставления Украине транша из-за необходимости рассчитать потери страны от блокады Донбасса. Президент даже созвал глав фракций, чтобы посоветоваться по этому поводу. Если кредита не будет, выживет ли Украина?

- В общем, выживание Украины не зависит от кредита МВФ или от любой другой финансовой организации. Это наши чиновники привыкли подавать информацию о займах как личные достижения и «спасательный круг». На самом деле кредит МВФ - это только глоток воздуха для Украины, которой хронически не хватает кислорода. Украина не вкладывает эти деньги в развитие экономики, чтобы заработать, быстро отдать кредит и дальше не занимать. Эти средства идут на оплату предыдущих долгов и поддержания штанов власти. К началу 2019 Украина должна отдать 14,4 $ млрд. Уже сегодня каждый украинец, начиная от младенца и заканчивая пенсионером, должен внешним кредиторам около 140 000 гривен. И с нашими темпами падения экономики отдавать эти долги нечем. Надо понимать, что распиаренный правительством рост в прошлом году на 2% в гривне, в реальном измерении является падением на 15%. Поэтому выживание Украины зависит исключительно от экономической политики украинских властей. От того, сможет ли она в конце концов понять, что, закручивая гайки бизнеса и вытряхивая из него последние копейки, она подпиливает сук, на котором сама же сидит. Пока не начнется бизнес-активность, не будут создаваться новые предприятия, никакой транш Украину не спасет.

- Может МВФ выставить дополнительные условия о повышении тарифов для населения через блокаду Донбасса?

- Наше правительство может списать на требования Международного валютного фонда все, что угодно. Он давно демонизировал МВФ, сделав из него своеобразного Бабая и прикрывается им, когда хочет провернуть ту или иную аферу. Поэтому я не удивлюсь, если в риторике правительства появятся такие тезисы. Собственно, уже было озвучено, что Национальная комиссия, которая осуществляет регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, с 1 апреля 2017 увеличит оптовую рыночную цену на электроэнергию на 1% вместо ранее утвержденного снижения на 5,8%. И правительство может легко прикрыться требованием МВФ, чтобы скрыть то, что произошло на самом деле.

- От чего же тогда отвлекается внимание?

- На самом деле блокада Донбасса разоблачила колоссальную угольную аферу власти. Вспомните, когда повышали тарифы, людям это обосновывали необходимостью покупать уголь за пределами Украины. Вспомните информационные эпопеи с поставками угля с ЮАР, нас чуть ли не каждый день кормили сообщениями, корабли плывут, они разгружаются, уголь едет. Тогда же в тариф заложили так называемую формулу «Роттердам +», то есть покупку угля на бирже вместе с доставкой в Украине. А дальше исчезли и корабли, и уголь, и начались «договорняки» с оккупантами. Уголь вроде поставлялся из украинских предприятий, но ни для кого не секрет, что заработали старые схемы, когда лишь небольшая часть этого угля собственно из этих предприятий, остальные привозят с копанок, где его покупают за копейки. Разница осела в карманах олигархов и коррумпированных чиновников. И если сейчас власть начнет повышать тарифы, мотивируя это блокадой или требованиями МВФ, надо понимать, что готовится очередной грабеж людей.

- Какими должны быть справедливые тарифы?

- Тарифы должны быть доступными, то есть такими, которые человек в состоянии платить. Когда нам говорят, в Европе высокие тарифы, так там и уровень жизни высок. И там тарифы понятны. Посмотрите, например, на Францию. Там акции протеста могут вспыхнуть против чего - от б/у авто до гендерной политики, но когда вы слышали, чтобы французы протестовали против тарифной политики? Этого нет, потому что люди четко знают, за что они платят. В Украине никто не знает, за что платит, даже чиновники высокого уровня путаются, работает в Украине формула «Ротербам +» или нет, даже для энергетиков формирования тарифа - загадка. И делается это специально. Все это работает в интересах олигархов и чиновников. К примеру, почему стоимость электроэнергии на АЭС искусственно занижают, а на ТЭС завышают? Потому что «Энергоатом» - государственное предприятие, и капитальные расходы финансируются из государственного бюджета, тогда как на подконтрольные олигархам ТЭСы палят дотации. Это все только на первый взгляд нелогично, но для тех, кто «в теме», еще и как логично.

Неужели вы думаете, что нельзя свести реальний энергетический баланс, посчитать, сколько у нас первичных ресурсов, сколько вторичных. Конечно можно. Но ловить рыбу легче в мутной воде. Если все сделать прозрачно, воровать будет неоткуда. Не будет возможности вписывать в расходы «Нафтогаза» растраты 85 юридических единиц, со всеми их роскошными автомобилями и миллионными зарплатами.

- Но какой выход из этого замкнутого круга?

Возможно, вы не обратили внимание на последние заявления Еврокомиссии. В ЕС уже не выражают беспокойство, там уже раздражены. Так вот, в последнем заявлении, направленном Президенту и премьер-министру, предоставление макрофинансовой помощи в размере 600 млн. евро ставят в зависимость от принятия закона о энергетического регулятора, и выражают возмущение затягиванием этого вопроса. Более того, евродепутаты ставят под сомнение профессионализм членов НКРЕКП. Пока эта структура будет под влиянием олигархов, говорить о формировании справедливых тарифов наивно. Далее, мы должны избавиться монополии нескольких людей на энергорынке, для этого тоже нужны законодательные решения, компании должны стать де-факто публичными, без возможности одному человеку владеть контрольным пакетом акций. И вот когда мы это сделаем, когда сведем баланс, можно говорить, какими должны быть тарифы. Я уверен, что их не то, что повышать не надо будет, их можно будет снижать.

- Ссылаясь на требования МВФ, власти лоббируют открытие рынка земли. Кому это на самом деле выгодно?

- Украинская земля - это 25% мировых черноземов. По данным ООН, в последующие 4 года спрос на продукты питания возрастет на 65%. В будущем миром обладать не тот, у кого есть нефть или газ, а тот, кто владеет продовольствием. Земля станет одним из наиболее ликвидных ресурсов. А уже сегодня те, у кого есть избыток денег, ищут, куда их вложить. Поэтому глаз на нашу землю положил как мировой спекулятивный капитал, так и местные олигархи. На самом деле земельную аферу начали готовить еще во времена Януковича и «семьи». Тогда, в 2012 году, земли за пределами населенных пунктов забрали из подчинения сельских советов и передали насквозь коррумпированном Держгеокадастру. Они планировали после снятия моратория эти земли быстро поделить. Загляните в села, поговорите с людьми, там свободных земель за пределами населенных пунктов нет и ими владеют значительной степени дельцы, которые приезжают на джипах с охраной, раз на несколько лет. Их местные люди даже не знают. А чтобы вы понимали, вместе с землями отмершего наследия - это 18,5 га. Но при Януковиче завершить задуманное не успели из-за революции. В земельной мафии тогда сработал инстинкт самосохранения, как у ящерицы, которая сбрасывает хвост. Сегодня этот хвост снова вырос и он глубоко интегрирован во властные кабинеты. Когда провести отмену моратория через парламент не удалось, они нашли юридическую лазейку - Конституционный суд. И, манипулируя им, пытаются отобрать у украинцев землю. Вы посмотрите на фамилии людей, которые подписались под представлением в суд - там и провластные, и так называемые оппозиционные депутаты. Это подтверждение того, что нет в Украине ни власти, ни оппозиции - есть кучка людей, которые реализуют крупнейшую аферу независимой Украины - кража земли.

- Если рынок открыть с сегодняшним законодательством, кто купит землю?

Люди, которые имеют большие деньги и приближенные к власти. В сегодняшних условиях в аренду землю взять проблематично, фермеры, участники АТО месяцами, а то и годами получают согласования у чиновников. Вы думаете, с рынком будет не то же самое? Купят «свои». И не факт, что это будут люди, которые умеют или даже планируют работать на земле. Сюда придет спекулятивный капитал, как украинского, так и зарубежного происхождения. Эти люди будут покупать землю с единственной целью - перепродажи.

- Без каких шагов снимать мораторий на продажу земли нельзя?

- В прошлом году, благодаря нашим забастовкам, мораторий был продлен. Но нам не нужен мораторий ради моратория. Земельный беспредел позволяет дельцам проводить свои махинации в тени. Поэтому земельную реформу нужно завершать. Мы сформировали при Аграрной партии экспертную группу, которая уже разработала дорожную карту земельной реформы. Первое, что нужно сделать, и это то, что блокирует Верховная Рада - вернуть земли за пределами населенных пунктов назад в распоряжение местных общин. Нужно провести инвентаризацию земель и сделать открытым реестр прав собственности на землю, разграничить земли государственной и коммунальной собственности, пересмотреть нормативную оценку земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель под хозяйственными зданиями и дворами, создать Земельный банк, основной задачей которого является сохранение количества и качества земель , а также контроль за их оборотом. Также нужно внедрить общегосударственную и региональные программы поддержки малых и средних хозяйств, запустить систему сельскохозяйственных кооперативов, предоставить сельхозпроизводителям доступ к дешевым кредитам. Всего в нашей дорожной карте полтора десятка приоритетов. Без всего этого - внедрение рынка превратится в обычный дерибан.

- Для чего вы проводите Земельные форумы? С налогами власть вас не услышала, почему вы думаете, что сейчас услышит?

Власть, конечно, нас слышать не хочет. Мы же перешли ей дорогу и закрыли путь к легкой наживе. Но нас слышат люди, и это главное. Мы уже провели форумы в Харькове, Кропивницком, Львове и завершающий будет 24 марта в Киеве. Если бы мы не поднимали шум, если бы бы мы не предлагали альтернативу, власть бы просто навязала людям свое видение земельного вопроса. Вспомните, как пытались «впарить» эмфитевзис и другие выгодные определенным кругам отдельные элементы оборота земель. Но благодаря давлению общественности этого не прошло. Мы вытащили вопрос земли с подковерных торгов в публичную плоскость. И теперь уже землю незаметно украсть не удастся, это будет уже не воровство, а грабеж, а вы знаете, что, согласно уголовными законами, наказание за грабеж значительно выше. Предыдущая власть пыталась игнорировать мнение людей, все знают, чем это закончилось.

- Одной из причин падения УНР 100 лет назад был нерешенный земельный вопрос. Может история повториться?

- Несмотря на пафосные заявления на открытиях памятников или музеев, я уверен - власть не знает истории. Если бы знала, не торговала бы национальными интересами ради собственной наживы, если бы знала, срабатывал бы инстинкт самосохранения. Как и теперь, сто лет назад против украинской государственности велась гибридная война. Мало кто задумывается, но вторжение большевистских войск тогда также представляли как «внутреннюю гражданскую войну» угнетенных рабочих и крестьян против буржуазии и помещиков. Как и сейчас, сильные государства мира проявляли чрезмерную осторожность. И когда в 1918 году кайзеровская Германия решила помогать военной силой, ее целью было отнюдь не создание независимой Украины. Германия стремилась получить доступ к украинским черноземам и продовольствию. Большинство украинских партий того времени не имели четкой позиции по поводу земельной реформы. Все бросались в крайности. Одни предлагали все отобрать и разделить. Другие - оставлять все без изменений. Именно разобщенность и стала одной из главных причин того, что Украина не выстояла под напором внешнего агрессора. Сегодня мир не менее заинтересован в доступе к украинским ресурсам, прежде всего земли. Мы живем в таком же решающем периоде, когда можем стать или жертвой, или творцами истории. Все зависит от того, сможем ли мы защитить землю. Потеряем землю - потеряем и государство.

- Президент упорно подчеркивает, что не допустит внеочередных выборов. Сможет ли Петр Порошенко еще два года удерживать коалицию?

- Согласно Конституции, решение о досрочных выборах действительно принимает исключительно Президент. Но бывают ситуации, когда не все от него зависит. Янукович еще в начале Революции Достоинства тоже был убежден, что контролирует все в государстве, и возможно, если бы пошел на перевыборы, не пришлось бы бежать в Ростов. Коалиции в Верховной Раде давно нет, содержать большинство удается за счет мажоритарщиков. Верховная Рада сегодня вообще не выполняет своих функций - депутаты решают свои бизнес-вопросы или просто используют трибуну парламента для пиара. В принципе, такой состав Верховной Рады выгоден Президенту, он не способен стать серьезным оппонентом. Но какой бы оторванной от народа власть не была, все же она зависит от него. А ситуация в Украине обостряется с каждым днем. Люди становятся беднее и не видят перспективы. Все скандалы и глупые решения власти напоминают жонглирование горящими факелами над пороховой бочкой, где каждая искра может привести к большому взрыву. Поэтому самоуверенность Президента - еще далеко не все. Иногда людям лучше дать возможность менять власть мирным путем, когда этого требует ситуация и когда народ еще соглашается на такой мирный вариант. Так как третий Майдан страна может не выдержать. Мне бы очень не хотелось, чтобы ситуация дошла до этого.

- Сегодня часто вспоминают о несовершенном Основном законе. По Вашему мнению, нужны ли Украине изменения в Конституцию в период экономических и социальных катаклизмов?

- А вы знаете, что большинство статей действующей Конституции писали люди, которые не имеют даже юридического образования? Это был ответ на тогдашнюю политическую конъюнктуру. Сегодня ситуация критическая, государство на грани распада, государственный аппарат практически не работает, доверия к институтам нет. Чтобы выяснить, куда двигаться в конституционных вопросах, мы инициировали дискуссионную площадку. На мероприятие удалось пригласить профессионалов в этой области: академик Игорь Юхновский, член Конституционной комиссии Верховной Рады в 1994-1996 годах Владимир Буткевич, бывший председатель Верховной Рады Александр Мороз, бывший вице-премьер Роман Бессмертный, редактор интернет-проекта «Народная Конституция» Владимир Степаненко. Эти люди понимают, что ситуация в стране выходит за пределы красных флажков: на Донбассе продолжается гибридная война, а поставки контрабанды и торговли с оккупантами удается прекратить только под давлением общественности, Полесье уже не просто внешне похоже на марсианские пейзажи, копатели янтаря перекрывают трассы, вооруженными столкновениями давно никого не удивишь - там жизнь уже напоминает американский «Дикий Запад» времен старателей. В то же время сепаратистские мятежи можно ожидать и на Западе, и на Юге. Власть принимает законы с нарушением регламента, и люди уже в принципе не верят, что в этой стране можно жить по законам. Государство трещит по швам и нам крайне необходима общественное соглашение, свод правил, по которым, мы все согласимся жить в нашей стране. Члены конституционной группы считают, что новая Конституция могла бы стать фундаментом нового государства. Как только большинство общества поймет, что выходом из нынешнего кризиса могло бы стать принятие нового текста Конституции, мы сможем вернуть ситуацию в рамки этих красных флажков.

- Как одним словом можно охарактеризовать украинскую политику?

- Украинская политика - это болото. Болото из интриг, алчности и кумовства. И когда общаешься, например, с евродепутатами - они говорят: несмотря на вашу насквозь коррумпированную власть, хочется плюнуть и больше никогда не интересоваться, что там и делают, но смотришь на обычных украинцев и понимаешь, что этот народ заслуживает уважения и поддержки.

Наш народ двумя революциями доказал свое право жить в демократической стране. Однако революция - это эмоции. Чтобы построить страну, нужно работать над основами, над формированием действенной политической системы. Необходимо существенно изменить качество работы Верховной Рады, так что она перестанет наконец быть балаганом, а работать над законодательством и над стратегическими целями. Именно это мы и делаем, и наша поддержка растет, если на выборах в 2015 году Аграрную партию поддержали 8,7% избирателей, то на последних выборах в декабре мы получили уже 11,8%.

- Давайте от стратегии спустимся к земному, в Украине полным ходом идет посевная. А вы уже в поле выходили?

- Конечно. Я начал сезон еще в феврале из домашней теплицы. Мы там выращиваем лук, редис, зелень, немного раннего картофеля. В марте у нас на столе уже домашние овощи. Я очень люблю работать на земле, и жена любит, и дети помогают, у меня их трое. А больше всего люблю жатву. Могу неделю безвылазно работать на комбайне. Кстати, сын с 10 лет тоже со мной на комбайне. Там чувствуешь настоящую энергетику земли, человеческого труда, там настоящая жизнь. Именно на поле я заряжаюсь энергией, чтобы были силы возвращаться в политическое болото и шаг за шагом превращать его в поле, которое уже скоро даст урожай.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Экономика

Читайте также

Гектары за бесценок: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Допуск на рынок земли в Украине юридических лиц привел к большому росту цен на земельные участки, фермеры боятся остаться безземельными

Дефолт как подарок Путину: выживет ли Россия как государство

РФ ожидает кризис, который можно будет сравнивать с экономической катастрофой времен распада СССР

Механизмы для привлечения денег не понравятся украинцам, но без этого мы не победим – экономист Олег Пендзин

Экономист Олег Пендзин рассказывает, где государство может взять средства на новый мобресурс 450-500 тысяч человек