RU  UA

суббота, 11 января
  • НБУ:USD 42.38
  • НБУ:EUR 43.55
НБУ:USD  42.38
Мнение

Средняя зарплата в Украине может быть 100 тысяч гривен, но есть большие проблемы

Алексей Кущ о намерениях правительства увеличить среднюю зарплату в Украине

Алексей Кущ о намерениях правительства увеличить среднюю зарплату в Украине Фото: shutterstock

В начале недели премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что до конца года хочет довести показатель средней зарплаты по стране до 10 тысяч гривен. По мнению финансового эксперта Алексея Куща, вопрос не в повышении зарплаты, а в покупательной способности этих денег. Если рентная модель экономики, которая сегодня существует в Украине, не будет изменена на модель, нацеленную на экономический рост страны, то это приведет к постепенной утрате инвестиционной и экономической привлекательности Украины. При этом усилится трудовая миграция украинцев, поскольку люди хотят стабильности: работать и понимать, что через 10-15 лет их сбережения не обесценятся и они могут формировать какие-то подушки безопасности. Об этом Кущ рассказал "Апострофу".

С учетом того, что осенью включится механизм инфляции и девальвации, повышение средней зарплаты до 10 тысяч гривен вполне возможно. Вопрос же не в гривневом эквиваленте, а покупательной способности этих денег. Несмотря на то, что у нас все базовые индикаторы указываются в гривне, Украина сейчас конкурирует с европейским глобальным рынком труда. Поэтому для того, чтобы выигрывать у той же Польши по паритету покупательной способности – допустим, польская зарплата в 1000 евро соответствует зарплате в Украине в размере 500 евро – средняя зарплата в Украине должна быть на уровне 15-16 тысяч гривен.

Можно установить цель в 10 тысяч гривен зарплаты на конец года, но при этом курс доллара будет 30. В результате, мы получим такую же зарплату, как сейчас.

Здесь вопрос в том, насколько будет сохраняться покупательная способность этих денег.

К сожалению, экономическая модель, которая применяется сегодня, предполагает наполнение бюджета за счет постоянной инфляционной накачки. Поэтому за последние годы ВВП в фактических ценах был раздут до 3 триллионов гривен и этот показатель как нельзя лучше характеризует тот процесс инфляционной эрозии, которой были подвержены зарплаты, пенсии и реальные доходы населения.

Читайте также: Бюджетные войны: почему сцепились Гройсман и глава Нацбанка

Достаточно посмотреть на бэкграунд нашего правительства в виде их образования, опыта работы. Там нет глубинного понимания тех процессов, которые происходят в экономике. Самое главное, что нет стратегического, глубинного мышления. То есть у нас сейчас существует так называемая рентная модель экономики, которая очень хорошо администрируется с помощью бюрократической иерархии, созданной в Украине. Рентная модель предполагает, что базовые элиты кормятся с 3-4 базовых финансовых потоков, которые генерируются внутри страны: на таможне, на рынке энергоресурсов и коммунальных тарифов, а также в бюджетной сфере и системе государственных закупок. Плюс поток, связанный с рефинансированием, который генерируется в национальном банке. И для того, чтобы снимать сливки с этих финансовых потоков в размере 20-30 процентов в год, что равно сумме примерно 5 миллиардов долларов, не нужно никакого образования. И фактически можно 3-4 года быть премьер-министром или президентом страны и пользоваться системой финансовой иерархии, существующей в нашей стране. Соответственно, это такая комфортная ванная для чиновников, где они себя прекрасно чувствуют, удовлетворяя потребности тех политических сил, которые их делегировали во власть. И у них нет абсолютно никакого желания ломать эту рентную модель и создавать совершенно иную модель, нацеленную на экономический рост, развитие малого и среднего бизнеса. Почему? В таком случае нужно будет размывать эту модель в пользу миллионов украинцев. А никто этого делать не хочет. По этой простой причине в Украине и нет модели экономического роста.

И многие экономисты ранее писали о цене неравенства при рентной модели экономики, когда буквально 1 процент населения относится к богатым, а 99 процентов равны в нищете. При этой модели абсолютно отсутствует середина. В таких условиях бюджет может наполняться только за счет постоянного инфляционного импульса, потому что экономика растет медленно, а тот небольшой прирост, который она генерирует, расходится в виде коррупционной ренты, за счет которой кормится правящая верхушка. При этом, реальных денег выплачивать зарплаты и пенсии нет.

Фото: shutterstock

Условно говоря, деньги нужно печатать, получать из воздуха и пользоваться тем, что инфляция имеет определенный временной лаг действия. То есть если мы выпускаем 1 миллиард необеспеченных гривен, то он проявится в структуре потребительских цен через 3-4 месяца. Поэтому постоянно идет вереница инфляционных вагончиков, которых с каждым годом становится все больше. Инфляционный накопитель постоянно работает на нарастание, поэтому средняя зарплата может быть и 100 тысяч гривен. Как говорится бесконечность не предел, поэтому тут у нашего правительства большой потенциал роста.

Чем грозит Украине инфляция?

Инфляционная эрозия постепенно подтачивает экономику изнутри и приводит к сокращению горизонта инвестиционного планирования. Если в Украине в лучшие годы (2005-2006 года, 2010-2011 года) горизонт планирования был 1-2 года, что позволяло привлекать инвестиции в более сложные производственные циклы, то сейчас планирование за счет формирования инфляционных вагончиков сократилось до 3-4 месяцев. Поэтому если сейчас в Украину и идут инвестиции, то только в простые сырьевые циклы, которые имеют сезонную длительность. Условно говоря, посеял – продал зерно или вложил деньги в логистику на обслуживание этих сырьевых циклов. При этом, никто не будет открывать в Украине производство по сбору электроники, машиностроения, потому что для этого нужно иметь горизонт планирования на 4-5 лет.

Читайте также: Ситуация с пенсиями в Украине: деньги выплатят, но потом будет коллапс

Все это приводит к постепенной утрате инвестиционной и экономической привлекательности. Страна становится непрогнозируемой, очень нестабильной как по ценам, так и курсовой динамике и, соответственно, некомфортной для инвесторов и, в конечном счете, некомфортной для простых украинцев, которые начинают эмигрировать. Усиливается трудовая миграция, поскольку люди хотят стабильности: работать и понимать, что через 10-15 лет их сбережения не обесценятся и они могут формировать какие-то подушки безопасности. Поэтому украинцы массово едут на работу в Польшу, Чехию, где можно формировать подушки безопасности, зная, что завтра подушку не разорвет и с нее не полетят перья.

Возвращаясь к вопросу инфляции. Уже сейчас говорят, что цены на хлеб вырастут на 30 процентов до конца года. НБУ дал прогноз, что коммунальные тарифы в 2018-19 годах и цены на природный газ для населения увеличатся на 40 процентов. Цены на все остальные товары тоже постепенно будут подрастать. Поэтому тут есть только два варианта – реальный экономический рост либо инфляция/девальвация. А в Украине крайне малая часть бюджета формируется за счет реального экономического роста, а большая часть бюджета формируется за счет инфляционной составляющей.

До выборов рассчитывать на изменения не приходится, а после выборов посмотрим – может действительно произойдет какая-то ротация. Но тут вариантов особо и нет.

Читайте также

Сдержанный оптимизм и робкие надежды: экономический прогноз для Украины на 2025 год

Экономика Украины в 2025 году будет стабильной благодаря поддержке союзников, но бурный рост вряд ли возможен

Первая победа у нас уже есть: экономические итоги Украины 2024 года

В 2024 году украинская экономика, несмотря на ослабленность войной, выглядит более здоровой, чем российская

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы