Страны Запада до конца года собираются ввести граничную цену на российскую нефть, чтобы лишить РФ сверхдоходов, которые она направляет, в том числе, на войну против Украины. Пока официально эта цена не названа, но, как ожидается, она будет выше той, что прогнозировалась раньше. "Апостроф" разбирался, идет ли речь о "зраде", есть ли риск возникновения дефицита нефти на мировом рынке, а также как будет действовать механизм ценового ограничения.
Многовато будет
Уже в скором времени - 5 декабря - вступят в силу новые санкции, направленные на ограничение доходов российского бюджета от торговли нефтью. Страны "большой семерки" и ЕС договорились о том, что они перестанут покупать нефть у страны-агрессора вообще. Исключение составят Венгрия и Словакия, которым будет позволено в течение определенного времени сохранить поставки по нефтепроводу.
Для того чтобы ограничить возможности России компенсировать свои потери, перенаправив нефть на другие рынки, решено ввести предельную цену, которая будет определена таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить определенную прибыльность торговли российской нефтью, а с другой – лишить РФ сверхприбылей.
Действие такой санкции будет обеспечено тем, что страны G7 и ЕС почти полностью контролируют рынки страховых, банковских, брокерских и других услуг, необходимых для обеспечения нефтяных контрактов. Им принадлежит также около 80% танкеров, которыми перевозится нефть. И с момента внедрения санкций они перестанут предоставлять все эти услуги по тем контрактам, в которых цена нефти будет выше, чем предельная. Следовательно, купить нефть дороже установленной цены будет, в принципе, можно, но с перевозкой, страхованием грузов, проведением платежей возникнут проблемы, которые значительно увеличат цену вопроса.
Читайте: Взялись за крупную рыбу: сумеют ли силовики посадить за решетку Богуслаева и Микитася
По замыслу авторов этих санкций, такие меры должны решить сразу две задачи: лишить Россию значительной части нефтедолларов, которыми она финансирует войну, и при этом оставить российскую нефть на рынке для того, чтобы не создавать дефицита и не провоцировать повышение цен на нее – да и на всю остальную тоже. Ведь доля России в мировом экспорте составляет около 5%, и простое исчезновение этих объемов неизбежно вызовет никому не нужный ажиотаж.
Осталось лишь назвать конкретный размер предельной цены. Недавно Министерство финансов США сделало заявление, что, скорее всего, с 5 декабря она будет установлена на уровне 60 долларов за баррель.
Эта цифра оказалась выше ожиданий экспертов. Считалось, что предельная цена должна иметь размер, который покрывал бы себестоимость добычи нефти и давал бы минимальную прибыль. По оценкам специалистов, добыча нефти обходится российским компаниям в 30-35 долларов за баррель. Исходя из этого, прогнозировалось, что цена будет установлена на уровне 40-45 долларов. Также звучали предположения о цене в 50 долларов за баррель.
"За время, пока обсуждались детали санкций, изменилась цена на мировом рынке, — пояснил в комментарии "Апострофу" координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман. - Недавно страны ОПЕК приняли решение о снижении объемов добычи (точнее страны ОПЕК+, в которую входит также Россия, в начале октября согласовали сокращение суточной добычи на 2 миллиона баррелей - "Апостроф"), что сразу же толкнуло мировые цены вверх. Баррель подорожал с 82 до 95 долларов. Поэтому пришлось с учетом этого повысить и предлагаемую предельную цену для российской нефти".
По мнению эксперта, такая коррекция вполне оправдана. Хотя первоначально планировалось при определении цены ориентироваться преимущественно на себестоимость российской нефти, все же приходится думать и о том, чтобы разница между установленной граничной ценой и текущей рыночной не была слишком высокой.
Безусловно, Россия и те, кто продолжит покупать у нее нефть, будут пытаться обойти санкции. И чем больше будет разница в цене, тем будет больше прибыль от этого обхода. Соответственно, тем больше будет соблазн нарушить санкции. Однако если разница в цене будет умеренной, то, взвесив трудности и риски, большинство покупателей придет к выводу, что проще все же соблюдать установленный ценовой предел.
В то же время, предложенная цена, хотя и выше ожидаемой, все же лишит Россию значительной части доходов.
"В бюджет России в следующем году заложена средняя цена 75 долларов, - говорит Олег Гетман. - Поэтому, если удастся добиться реального функционирования предельной цены, это будет означать огромные недопоступления".
Россия уже сейчас теряет достаточно большие средства на торговле нефтью. Поскольку контакты с агрессором стали токсичными для большинства мировых компаний, ей приходится предлагать партнерам значительные скидки.
"В Индию сегодня Россия продает нефть по 69 долларов за баррель, – рассказал в комментарии изданию руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. – Неизвестно, по какой цене нефть берет Китай, но, скорее всего, примерно по такой же. Это уже гораздо ниже мировой цены, которая сейчас превышает 90 долларов. А ограничение цены до 60 долларов лишит Россию значительной части нынешних доходов".
При этом, по мнению эксперта, РФ не сможет позволить себе отказаться поставлять нефть по такой цене, поскольку она все-таки обеспечивает поступления в похудевший российский бюджет.
Однако россияне, конечно же, понимают, что уже в скором времени им придется столкнуться с дополнительными проблемами.
"Внедрение этого механизма безусловно повлияет на ситуацию на рынке, - заявил недавно глава "Газпром нефти" Александр Дюков. - Какие-то сложности будут. До конца мы пока всех не понимаем, но будем их преодолевать".
Что ж, как говорится, "флаг в руки".
Россия первая – кто следующий
Новые санкции принципиально отличаются от традиционных тем, что они не содержат строгих запретов. При этом возможным потребителям российской нефти предлагают стимулы в виде "кнута и пряника". Им угрожают проблемы и дополнительные затраты при ее покупке по высокой цене, и, наоборот, при покупке дешево предлагается режим содействия и полный пакет сопутствующих услуг. Это предложение, от которого довольно сложно отказаться, поэтому желающих нарушать санкции, скорее всего, будет не так уж много.
Однако, по мнению Ильи Несходовского, по всей вероятности найдутся страны, которые захотят поддержать Россию, помочь ей обойти санкции и продать нефть по более высокой цене. Для того, чтобы избежать проблем с транспортировкой и сопутствующими услугами, они могут придумать множество разнообразных схем.
"Например, можно заключить контракт, по которому нефть формально продается по 60 долларов за баррель, – говорит эксперт. – Но при этом в пакете с ней поставляется какой-то другой товар по завышенной цене с таким расчетом, чтобы дополнительная прибыль составила 10 долларов на баррель поставленной нефти. Или наоборот - покупатель будет поставлять в Россию какой-то товар по заниженной цене. Таким образом, реально нефть будет стоить 70 долларов".
Подобных схем может быть придумано очень много. А потому контрольным органам стран "большой семерки" придется приложить немалые усилия для того, чтобы выявить все лазейки в санкционном режиме и закрыть их. А поскольку раньше таких механизмов в мире не было, то на то, чтобы санкции заработали без сбоев, уйдет некоторое время.
"Возможно, именно поэтому предлагается начать работу санкций с более-менее комфортной для России ценой, которая обеспечит достаточно высокую рентабельность экспорта, - рассуждает Илья Несходовский. - А, когда будет отработана методика, можно будет вернуться к вопросу о размере предельной цены и оперативно изменить ее".
В целом же, когда ограничение цены станет хорошо отработанной моделью, оно может получить гораздо более широкое применение, чем это планируется сейчас. С появлением согласованной позиции крупнейших потребителей нефти отношения на мировом рынке могут радикально измениться.
"Саудовская Аравия и другие экспортеры воспринимают этот механизм как серьезную угрозу, - говорит Илья Несходовский. - Он может сломать текущий расклад в мире, когда цены на нефть диктует картель продавцов. Теперь будет существовать еще один картель - покупателей, который сможет существенно влиять на рыночную ситуацию и эффективно противодействовать шантажу экспортеров".
От себя добавим, что США были очень разочарованы тем, что Саудовская Аравия пошла на сокращение объемов нефти в рамках соглашения ОПЕК+, в связи с чем Вашингтон намерен "отреагировать" на такую политику королевства. Кто знает, не будут ли применены к саудитам аналогичные санкции в будущем.
По мнению Несходовского, в будущем, когда все процедуры контроля за соблюдением предельной цены будут хорошо отработаны, ограничение цен может быть применено и к другим диктаторским режимам, нарушающим спокойствие в мире - Ирану, Венесуэле и т.д.
Таким образом, через несколько лет мир сможет ограничить непомерные аппетиты экспортеров нефти и создать условия для возникновения более справедливого рынка энергоносителей.
Для Украины это крайне важно, так как наша страна очень сильно зависит от импорта нефтепродуктов, а сейчас, во время войны, все горючее к нам поступает из-за границы.