RU  UA

четверг, 26 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60

Экономика Украины во время войны: главные итоги 2022 года

Страна продолжает жить, разрушая преступные планы агрессора

Страна продолжает жить, разрушая преступные планы агрессора "Азовсталь" Фото: Wikipedia

Главным событием уходящего года для Украины стала широкомасштабная война с Россией, начавшаяся 24 февраля. Несмотря на огромное количество разрушений и жертв, страна продолжает жить, дефицита продовольствия, бензина и других товаров не наблюдается, общественный транспорт в большинстве городов функционирует, а блэкауты, вызванные ракетными обстрелами, вопреки надеждам российских агрессоров, не парализовали украинский тыл. "Апостроф" подводит экономические итоги уходящего года.

Читайте также: Эпоха "черных лебедей": каким был 2022 год и чего ждать в следующем

Обвал ВВП и "героическая" гривна

12 месяцев назад "Апостроф" подводил итоги 2021 года, который, как тогда казалось, был не особо успешным с точки зрения экономики и делал прогноз на 2022 год. Наши предсказания показателей роста ВВП, инфляции, средней зарплаты, курса гривны и многого другого сейчас могут вызвать лишь горькую усмешку. Широкомасштабное военное вторжение, начатое Россией 24 февраля, сломало все прогнозы. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что никакого экономического роста в стране, где в которой идет кровопролитная война, быть не может. Поэтому макроэкономические показатели по итогам 2022 года будут удручающими. Как ожидается, падение ВВП составит 30-35% (возможно, даже 40%), а инфляция разгонится минимум до 30%.

Такого обвала отечественная экономика не знала даже в "лихие 90-е". Наиболее значительное падение было отмечено в 1994 году – 22,8%.

А вот с инфляцией, на самом деле, не все так плохо. Так, в 2015 году цены выросли на 43,3%. Конечно, ничего хорошего в инфляции на уровне 30%, разумеется, нет, но в нашей стране бывали времена и похуже.

Еще один традиционно чувствительный к различного рода потрясениям сегмент украинской экономики – валютный рынок. Напомним, во время кризисов 1998, 2004 и 2015 годов гривна девальвировала в 1,5-2 раза.

В 2022 году национальную валюту также лихорадило.

Национальный банк Украины (НБУ) 24 февраля зафиксировал официальный курс на уровне 29,25 гривны/доллар, что соответствовало курсу непосредственно перед вторжением. В июле Нацбанк повысил курс до 36,6 гривны/доллар, чтобы хоть как-то приблизить его к рыночному, который с начала большой войны заметно вырос.

Хотя были периоды, когда гривна немного укреплялась. И, если, например, в сентябре за доллар давали почти 43 гривны (при этом после объявления в России 21 сентября "частичной мобилизации" курс ненадолго повысился до 45 гривен), то в октябре он опускался ниже 40 гривен.

На конец 2022 года валютный курс устойчиво держится у отметки чуть выше 40 гривен/доллар, что в нынешних условиях является неплохим показателем.

По словам инвестиционного банкира и финансового аналитика Сергея Фурсы, гривна в уходящем году, конечно же, оказалась под ударом, но показала себя гораздо лучше, чем можно было ожидать.

"Мы увидели очень качественную работу Национального банка, а также результаты реформы, которая была проведена в 2015-2016 годах, - сказал он "Апострофу". - Та девальвация, которую мы реально прошли - смешная, учитывая масштаб проблем. Особенно на фоне того, что большую часть года доллар усиливался относительно абсолютно всех валют. И долгое время, пока доллар был сильнее евро, когда они торговались один к одному, была ситуация, когда гривна даже укреплялась к злотому или евро".

Таким образом, можно утверждать, что украинская национальная валюта является "экономическим чемпионом страны" 2022 года: "Мы заканчиваем год без давления на гривну, без перспективы какой-то значительной девальвации и с очень надежной, работающей банковской системой".

Аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак также считает, что нацвалюта в 2022 году чувствовала себя намного лучше, чем можно было ожидать.

"Украинская гривна смогла устоять и не упасть на 100% и более, благодаря фиксации официального курса со стороны НБУ, разрешению банкам устанавливать комфортный курс продажи валюты, интервенциям со стороны НБУ, вынужденной сдаче валютных накоплений со стороны населения и отсутствию спроса на валюту в связи со снижением бизнес-активности в Украине, - рассказал эксперт. - Соответственно, тот факт, что гривна в условиях войны упала лишь на 29% до уровня 40 гривен за доллар США можно назвать победой".

Здание Национального банка УкраиныФото: Wikipedia

Валютный рынок напрямую связан с работой банковской системы страны, которая также в нынешнем году оказалась достаточно жизнеспособной, и в этом, не в последнюю очередь, состоит заслуга регулятора.

"В начале войны мне понравилась работа НБУ, фиксация курса, подписание соглашений с другими центральными банками ЕС для обмена наличной гривны, - сказал "Апострофу" экономист, финансовый аналитик Виталий Шапран. - Я не ожидал от Нацбанка столь оперативных действий и проявления заботы о населении".

По его словам, в целом банковская система в военный год сработала неплохо.

"Можно ждать ухудшения качества портфелей, однако банки полны ликвидности и показали себя очень неплохо - даже на оккупированных территориях они поддерживали обращение гривны", - добавил эксперт.

Вместе с тем, по мнению Шапрана, были и ошибки в работе регулятора. Например, поднятие учетной ставки с 10% до 25% с 3 июня (этот шаг НБУ вызвал в экспертной среде неоднозначную реакцию – "Апостроф").

"Лечить нашу экономику искусственным сокращением деловой активности, которую и так убила война, недопустимо", - объяснил он свою позицию.

Проблемы экспорта и энергетики

Деловая активность в Украине в 2022 году вследствие войны действительно снизилась. "У нас однозначно негативная ситуация с экспортоориентированными отраслями. Это связано с невозможностью отправки своей продукции за границу", - заявил "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский.

С этим согласен Виталий Шапран, который назвал ситуацию с экспортом "трагедией для страны".

"Украине срочно нужна организация альтернативных маршрутов и расширение уже существующего зернового коридора. 14 миллионов тонн вместо 70 миллионов плановых говорят о том, что без нормальной альтернативы аграрии будут меньшее сеять, так как зерно сложно вывезти", - отметил он.

Особенно удручающей ситуация была в первые месяцы после вторжения.

"В целом, вся экономика в марте-апреле имела провальные показатели, и выделить отрасль, которая сохранила свои объемы в этот период, невозможно. Все абсолютно отрасли имели проблемы с реализацией, логистикой, финансированием, кадрами и т.п.", - рассказывает Илья Несходовский.

В частности, по словам эксперта, очень сильно пострадала металлургия: "Два ключевых производителя разрушены в Мариуполе (Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и легендарная теперь уже "Азовсталь" - "Апостроф"). Другие находились под обстрелами, и у них серьезные проблемы с работой. Блэкаут также негативно влияет на бизнес".

Впрочем, блэкауты влияют на все сегменты отечественной экономики. Да и не только.

Так вышло, что украинская энергетика как бы заранее "подготовилась" к российскому вторжению. Буквально за три часа до него наша энергосистема была отсоединена от российской и белорусской для тестирования ее функционирования в изолированном режиме, чтобы в будущем (планировалось, что это произойдет в 2023 году) присоединить к европейской объединенной энергетической сети. Но агрессор подтолкнул нас к ускоренным действиям, и синхронизация украинской и европейской энергосистем произошла уже в марте этого года.

"Проведенные измерения показали, что наша энергосистема даже в условиях войны обеспечивает необходимые параметры качества энергии и демонстрирует отличную управляемость", - отметил в разговоре с "Апострофом" советник премьер-министра Украины Юрий Бойко.

Украине удалось также договориться об открытии экспорта электроэнергии в ЕС с 30 июня. Это решение позволило в течение нескольких месяцев поддерживать экономику страны и получать довольно значительные поступления в условиях, когда "зерновой коридор" еще не работал, и экспорт большинства товаров был заблокирован.

Однако с октября, когда обстрелы украинских энергетических объектов стали массированными, об этом виде экспорта пришлось забыть.

Понятно, что наша энергосистема стала главной целью для атак врага. "На сегодняшний день по ней было выпущено уже более тысячи ракет различных модификаций. У нас практически не осталось неповрежденных тепловых и гидроэлектростанций. Враг поразил около 40% высоковольтных подстанций", - рассказывает Юрий Бойко.

Но россиянам все равно не удалось достичь цели, которую они ставили перед собой, - полностью уничтожить энергоснабжение в Украине. Благодаря усилиям энергетиков, отечественная энергосистема остается в рабочем состоянии и продолжает обеспечивать потребителей электричество, в первую очередь, конечно же, объекты критической инфраструктуры.

"Сегодня правительству с помощью стран-партнеров удается обеспечить поступление необходимого оборудования и материалов для ремонта и восстановления разрушенных обстрелами объектов, – говорит Юрий Бойко. – Параллельно продолжается работа над тем, чтобы построить новую энергетическую сеть, которая будет более современной и защищенной от действий неадекватного соседа".

Фото: Pixabay

Тем временем, граждане запасаются различным оборудованием – электрогенераторами, аккумуляторами, пауэрбанками – которое помогает им пережить плановые и аварийные отключения света.

Нюансы релокации и рынка нефтепродуктов

С конца апреля начал возрождаться малый бизнес, рассказывает Илья Несходовский. Начали открываться парикмахерские, кафе, рестораны, небольшие магазины. По его словам, по мере освобождения территорий – сначала в Киевской области, затем в Харьковской и, наконец, в Херсонской - именно малый бизнес первым возобновлял работу.

В начале большой войны на запад страны перебрались многие граждане, за ними (а часто и с ними) потянулся бизнес. Правительство заявляло о своей поддержке релокации предприятий, однако по факту все не совсем так.

Сообщалось о перемещении порядка 4000 предприятий, однако чаще всего это были компаниии, в которых работает всего несколько человек, и они, как правило, ничего с собой не перевозили на новое место жительства и работы, говорит Илья Несходовский.

"По моим данным, во многих случаях государство вообще не участвовало в релокации и никак не помогало,- добавляет эксперт. - Но правительство записывает себе в актив результаты этой релокации".

Из-за релокации также произошли трансформации на отечественном рынке труда. Как ранее рассказала "Апострофу" эксперт рынка труда Татьяна Пашкина, количество вакансий в таких городах как Харьков, Одесса и Днепр существенно сократилось, при этом их число заметно возросло на Западе, например, в Ивано-Франковске, который до войны ничем таким похвастаться не мог.

Однако общий уровень занятости сейчас, безусловно, ниже довоенного.

Согласно правительственному прогнозу, в нынешнем году безработица составит 30% (в 2021 году ее уровень был чуть больше 10%). Речь идет о миллионах наших сограждан. И это, конечно же, большая проблема. Кроме того, миллионы украинцев оказались во временном неоплачиваемом отпуске или продолжают работать за "минималку".

Но, как ни парадоксально, сегодня в Украине есть и те, у кого дела идут совсем неплохо.

"Первыми выиграли те, кто наладил поставки предметов первой необходимости, - рассказывает Илья Несходовский. - У импортеров также был выигрыш, связанный с фиксированным курсом доллара и тем, что на начальном этапе они вообще были освобождены от уплаты каких-либо налогов. Выиграли импортеры бывших в употреблении автомобилей, у которых также была длительное время льгота (в период с 1 апреля по 30 июня таможенное оформление автомобилей осуществлялось без уплаты пошлины, акциза и НДС - "Апостроф"). Выигрывали импортеры продукции, производство которой выпадало в Украине. В последнее время в выигрыше находятся импортеры товаров для производства электроэнергии – аккумуляторов, генераторов, солнечных панелей".

Неплохо себя чувствуют предприятия, получающие государственный заказ, в первую очередь, оборонный. По понятным причинам, информация о таком производстве засекречена, кроме того, это достаточно ограниченное количество предприятий, отмечает Несходовский.

А вот в IT-отрасли отмечен рост 28%. "Для них это однозначный плюс, что в условиях войны они смогли продолжать работать и наращивать объемы производства", - говорит Илья Несходовский.

Отдельно следует остановиться на рынке автомобильного топлива. По словам эксперта "Нефтерынка" Александра Сиренко, в 2022 году на нем произошли революционные изменения.

"До вторжения Украина получала нефтепродукты преимущественно из России, Беларуси, а также морским путем через черноморские порты. С конца февраля все эти маршруты были заблокированы, и операторам рынка пришлось искать другие источники. Были освоены пути поставок через Молдову, Румынию и Польшу. Незначительное количество также поступало через Венгрию и Словакию", - рассказал эксперт "Апострофу".

Он также напомнил, что ракетными обстрелами врага были разрушены основные отечественные производственные мощности и крупные хранилища топлива, в результате чего инфраструктура, ранее обеспечивавшая хранение больших количеств нефтепродуктов, практически прекратила существование.

"В ответ на это поставщики рынка создали "с нуля" принципиально иную систему логистики, - говорит Александр Сиренко. - Сегодня почти все топливо, которое есть в Украине, находится "на колесах" - перемещается в бензовозах и газовозах и поступает прямо на АЗС. Для этого поставщики значительно увеличили парк машин, и это позволило обеспечивать значительные объемы поставок, которые полностью удовлетворяли потребности рынка".

По его словам, минувшей осенью только дизеля в Украину завозилось до 200 тысяч тонн в месяц.

В то же время, из-за войны произошло значительное сокращение рынка автомобильного топлива. "Многие промышленные предприятия были разрушены или оказались на оккупированных территориях. Многие сельскохозяйственные площади не были засеяны. Миллионы людей покинули страну и многие из них выехали на собственных машинах, - рассказывает Сиренко. - Все это привело к тому, что потребление нефтепродуктов существенно снизилось".

Правда, не обошлось и без потрясений. Цены на горючее менее чем за год увеличились существенно, при этом в отдельные периоды, преимущественно весной, наблюдался его дефицит. Так, бензин А-95 подорожал с 30 до более чем 50 гривен за литр (рост более 70%), дизельное топливо - с 29 до 55 гривен (почти 90%), сжиженный газ - с 19 до 29,5 гривны (55%).

"Правительство отказалось от регулирования цен, и операторы рынка на волне ажиотажного спроса устанавливали завышенные цены, - говорит Александр Сиренко. - В определенные моменты стоимость бензина и дизеля достигала 70 гривен за литр. Впоследствии рынок стабилизировался, и цена опустилась. Но и сегодня маржа операторов остается более высокой, чем она была до февраля".

Западная помощь и замороженные активы РФ

Многие проблемы, которые Украина испытывала в 2022 году, перейдут и в следующий год. Некоторые из них, вероятно, станут менее ощутимыми, но, вполне возможно, появятся новые.

Мы, как и в уходящем году, будем нуждаться в помощи западных партнеров – как военной, так и финансовой. Сегодня можно с острожным оптимизмом говорить, что уровень поддержки останется на довольно высоком уровне.

Наша страна также рассчитывает получить на послевоенное восстановление российские активы, замороженные в странах Европы и Северной Америки.

Правда, с этим есть определенные сложности, которые, в определенной степени, связаны с нашими собственными действиями, а, точнее, бездействием.

"Все мы очень плохо поработали над тем, чтобы получить доступ к российским замороженным активам, - сетует Виталий Шапран. - Пока Украине передали только активы, замороженные в Канаде, а это никак не повлияет на баланс Центробанка РФ, к сожалению".

Хотя есть надежда, что другие страны примут аналогичные решения. В ЕС пока не могут определиться с механизмом передачи средств РФ на восстановление Украины, хотя принципиально настроены на это. В США этот процесс также идет медленно. Однако на днях Сенат американского Конгресса поддержал передачу замороженных активов российских олигархов на восстановление Украины. До окончательного решения этого вопроса еще, конечно же, далеко, но ясно, что мы находимся на верном пути.

Новини партнерів

Читайте также

Первая победа у нас уже есть: экономические итоги Украины 2024 года

В 2024 году украинская экономика, несмотря на ослабленность войной, выглядит более здоровой, чем российская

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев