На прошлой неделе сеть АЗС SOCAR оказалась в эпицентре крупнейшей медийной атаки в СМИ и соцсетях. Аналитик консалтинговой компании "Нефтерынок" Александр Сиренко исследовал сообщения в открытом доступе и пришел к выводу о заказном характере атаки на бренд, работающий на украинском оптовом и розничном рынках горючего.
Старт сообщений пришелся после победы ООО «Торговый дом Сокар Украина» в тендере на поставку 10 тыс. тонн дизтоплива «Укрзализныци» (19 июля 2024 г.) на 529 млн грн и заключение договора (6 августа 2024 г.).
Участники тендера на поставку 10 тыс. т ГП для УЗ от 19.07.2024
СМИ напомнили, что импортер получает горючее, произведенное из российской нефти. Ошибочное сообщение о сырье страны агрессора подхватили СМИ, телеграмм-каналы, facebook (около 50 сообщений), что в целом было не критично для репутационных рисков. Важно то, что ресурс ДТ из трубы, которую СОКАР получает через ООО «ППЭК», не был задействован в поставках для железной дороги. Горючее для УЗ от СОКАР заходило другим направлением, преимущественно с Юга. Компания даже окрашивает его по требованию УЗ (правда, за свой счет) прямо в дунайском порту.
Вторая волна хейта компании пришлась в период проведения следующего тендера УЗ, особенно накануне обнародования результатов в период 16-19 августа. Если в пятницу в ФБ появлялась реклама малоизвестных СМИ, где подогревались тезисы о «венгерском горючем из российской нефти» от СОКАРа, то в понедельник 19 августа, когда стало известно о визите путина в Баку, о нефти все забыли и переключились на «путин-газпром-СОКАР».
В преддверии объявления результатов тендера УЗ, визит путина в Азербайджан стал подарком для заказчиков и исполнителей злословия против СОКАР.
Только сообщение на сайте «газпрома» о развитии отношений с SOCAR (азербайджанцы, в отличие от россиян, не пиарились на этом визите, о котором, по сути, попросила украинская сторона) стало основой для финальной и мощной третьей волны негатива против азербайджанского бизнеса в Украине. Мы исследовали, что к обеду 20 августа в соцсетях так называемые лидеры мнений призвали обходить сеть АЗС SOCAR, при чем с текстом о бойкоте почти одновременно вышли несколько блогеров с большими охватами, то вечером и на следующий день были зафиксированы негативные и оскорбительные сообщения, в том числе о возможном "поджоге заправок SOCAR".
Участники тендера на поставку 10 тыс. т ГП для УЗ от 14.08.2024
Именно одновременные появления одинаковых текстов в соцсетях говорят о заказном характере атаки на SOCAR. К тому же знакомые медийщики издания говорят о щедрых гонорарах за посты. "За короткое сообщение против Азербайджана и сети SOCAR один известный экс-гонщик получил $3 тыс. – хайпрайс!", делится представитель рекламного агентства.
Прямая ссылка
По оценке Нефтерынка, с 19 по 21 августа в украинском интернет пространстве было около полутысячи упоминаний бренда SOCAR, из них 36% – facebook, 22% – X (twitter), 17% – telegram. Остальные – это youtube, tiktok и прочее.
Прямая ссылка
К сожалению, медиа-киллерство – распространенная практика украинского рынка горючего, особенно это касается компаний, имеющих ритейл. В этом сегменте чистота бренда особенно чувствительная тема. Свежие примеры – нападения на «БРСМ-Нефть» из-за некачественного топлива в 2021 г. с показательным финалом (судебные дела продолжаются до сих пор). Уже во время войны – в 2023 г. была атака на сеть компанию ассоциировали в связях с белорусами. Тогда обвинения оказали незначительное влияние на бренд. Позже, через год трейдер выиграл суд против первоисточника медийной атаки – издания Obozrevatel, но по данным участников рынка компания могла заплатить за полтора года около 6 млн грн организатору нападения на UPG, опасаясь дальнейшего негатива.
Пока эффект организованного хейта против SOCAR не в пользу заказчика, зарабатывают исполнители и сама сеть SOCAR. Щедрые хайпрайсы за посты подкормили ничтожеств из диванных войск (хотя есть мнение, что самопровозглашенные эксперты злословили ради лайков и самолюбия), ООО «ТД СОКАР Украина» на следующей неделе заканчивает отгрузку дизтоплива железнодорожникам, а сама сеть не увидела снижения реализации горючего и даже зафиксировала рост выручки по магазинам 20-22 августа.
Главный вопрос, кому было выгодно заставить вызвать негатив к SOCAR – остается открытым. Но, очевидно, заказчик будет впоследствии разоблачен, учитывая тесные геополитические связи компании с украинскими властями. Впрочем, для чистоты, прозрачности и цивилизованного развития рынка горючего в Украине крайне необходимо обнародование исполнителей, на которых по предварительной оценке только на прошлой неделе потрачено более $30 тыс.