Повышение ставки рентной платы за добычу газа до 70% поставило негосударственные газодобывающие компании на грань выживания. Ставка в 70% приведет к оттоку инвестиций и к снижению отечественной газодобычи до критического минимума. Эксперты считают, что принимая решение о повышении рентной платы, государство заботилось о краткосрочной выгоде, а не о долгосрочных перспективах.
Верховная рада повысила ставку рентной платы за использование недр для добычи природного газа из глубин до 5 тыс. м для потребностей населения с 20% до 70%. Соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс. Участники рынка оценили это нововведение пессимистически. Председатель правления крупнейшей газодобывающей компании ЧАО «Укргаздобыча» Сергей Костюк заявил, что его следствием будет потеря добычи и еще большая долговая яма. «Исправить ситуацию не поможет и повышение цены 1 кубометра газа до уровня себестоимости – 1590 грн»,‒ сказал он.
Для более мелких компаний, которые осуществляют добычу газа на основании договоров о совместной деятельности с «Укргаздобычей», ставка 70% означает потерю экономической эффективности производства и, как следствие, отток иностранных инвестиций. Но самое печальное в сложившейся ситуации ‒ это потеря стимула проводить техническую модернизацию газовых месторождений. Дело в том, что такие компании ‒ очень мобильны, они заинтересованы во внедрении современных технологий добычи, особенно если речь идет о старых, изношенных месторождениях. До сих пор использование потенциала таких «неперспективных» с точки зрения государства месторождений было преимуществом мелких газодобывающих компаний. К слову, сегодня в Украине насчитывается более 100 газовых месторождений, потенциал которых еще не полностью исчерпан.
В первую очередь перед серьезной проблемой рентабельности газодобычи после повышения рентной платы оказались «Полтавская нефтегазодобывающая компания», «Карпатыгаз», «Гео-альянс», «Куб-газ», «Бурисма холдинг» и ряд других компаний. Скорее всего, они будут сокращать и без того незначительные капиталовложения, направленные на развитие разведки и добычи углеводородов. Ежегодные вложения в разведку месторождений нефти и газа в Украине сейчас не превышают $1 млрд.
Так что же является причиной усиления финансового давления на отрасль и на потребителей природного газа? Если предположить, что состояние экономики настолько критическое, а налоги – единственный источник стабилизации государственного бюджета, то уже завтра возникает риск их неуплаты.
Принятие ряда непопулярных законов связывают с требованиями МВФ. Однако очередная согласованная в феврале программа на сумму $17,5 млрд предусматривает в первую очередь проведение структурных реформ, которые должны позволить оздоровить государственные финансы и банковский сектор, а также способствовать развитию отраслевого производства. Является ли структурной реформой повышение рентной платы за добытый газ до 70%? Сомнительно.
Газодобывающая отрасль Украины действительно могла бы эффективнее использовать свой ресурс и увеличить поступления в госбюджет. В 2013 году платежи за использование недр составили 5,3% от общего объема налоговых поступлений. Этот факт, очевидно, и стал «козырем» в руках инициаторов повышения соответствующих ставок. Но не стоит забывать об инвестиционной составляющей отрасли. В условиях дефицитного госбюджета нельзя выталкивать с рынка частный капитал, готовый инвестировать в его развитие.
Свое видение решения этой проблемы представили в конце прошлого года именно эксперты МВФ. Они предложили Украине поднять ставки за использование недр до уровня международных стандартов, рассмотреть возможности введения налога на дополнительную прибыль и установить краткосрочные налоговые льготы для привлечения инвестиций. При этом эксперты всячески подчеркивали важнейшее условие ‒ стабильный режим налогообложения и расширение его базы на всех этапах реализации соответствующего проекта – на стадии разведки, разработки и добычи. По их мнению, только в таких условиях инвестор активно войдет в Украину.
В краткосрочной перспективе было даже предложено с января 2015 года уменьшить ставки за использование недр в нефтегазовой отрасли до уровней, действовавших с апреля по август 2014 года, а именно: 28-55% на газ, добываемый на глубине до 5 тыс. м. Это объясняется тем, что в ведущих газодобывающих странах ставка за использование недр часто не превышает 20%, а иногда она и вовсе ниже 10%.
Эксперты также предостерегали, что резкое увеличение ставки рентной платы за использование недр может значительно исказить уровень инвестиций и объемы добычи, что связано с характерной для них нечувствительностью к уровню прибыльности. Однако, по-видимому, высокая скорость компенсации выгод от добычи невозобновляемых природных ресурсов стала для правительства более убедительным аргументом.
Эксперты МВФ формировали свои рекомендации, исходя из нескольких условий. Первое: для предотвращения переориентации инвестиций режим налогообложения в Украине не должен значительно отличаться от действующего в странах с аналогичными ресурсами. Второе: уникальность ситуации в Украине в том, что у нас есть большое количество старых месторождений, наблюдается значительная амплитуда цены газа, преобладает значение государственных компаний. Третье: уменьшение налоговых рисков для инвесторов со стороны правительства будет способствовать их привлечению в долгосрочной перспективе. И, наконец, четвертое: наличие ставки рентной платы за использование недр и способность правительства влиять на ее размер оправдывает использование специального режима для ресурсных секторов.
Впрочем, достижению целей может способствовать внедрение так называемых налоговых пакетов, предусматривающих налог на прибыль предприятий и налог на дополнительную прибыль. Это, в свою очередь, снимет необходимость снижать плату за использование недр в зависимости от глубины их залегания и уменьшать ставки рентной платы за их использование.
Таким образом, наполнение госбюджета не будет мешать балансированию ставок рентной платы за использование недр и приводить к оттоку иностранных инвестиций из отрасли. Соответственно, объемы добычи газа в будущем не будут сокращаться.
Однако негативная тенденция уже наметилась, и с середины прошлого года добывающие предприятия начали сокращать объемы своих инвестиций. В первую очередь это объясняется уменьшением денежных потоков, вызванных увеличением рентных ставок. Также мы видим, что на сегодняшний день дополнительные риски несут компании, ориентированные на долгосрочную перспективу при значительных капиталовложениях, ведь их проекты не предусматривают получения значительной прибыли на начальных этапах.
Впрочем, мы можем отметить и стабилизирующий для отрасли фактор ‒ тенденцию к повышению стоимости газа и ее приближение к уровню себестоимости. Однако на фоне серьезного снижения доходности производства, падения уровня зарплат населения, активного роста безработицы и галопирующей инфляции положительный эффект не будет значительным. Вряд ли он приведет к стабилизации ситуации в отрасли и повышению доверия со стороны инвесторов.
Поэтому в условиях, когда Украина остро нуждается в инвестиционных средствах, а вопрос ее энергетической независимости является ключевым, правительству необходимо ориентироваться на долгосрочные приоритеты развития газодобывающей отрасли и более эффективно использовать мировой опыт.