Западные партнеры Украины готовят для нашей страны многомиллиардный пакет финансовой помощи. Еще не все вопросы, связанные с этим пакетом, решены, но по нему уже достигнута принципиальная договоренность между США и Германией. Стоит ли нам в связи с этим радоваться? Поясняет журналист "Апострофа" Виктор Авдеенко.
В Украине с энтузиазмом восприняли известие, что Германия дала принципиальное согласие на предложение США об использовании замороженных на Западе активов России в интересах нашей страны.
Эта новость авторства Bloomberg могла бы стать сенсацией, поскольку предложение Соединенных Штатов европейским партнерам состояло в том, чтобы передать нам все замороженные активы страны-агрессора. И, разумеется, согласие такого тяжеловеса как Германия, которая при этом славится своей суперосторожностью, особенно в том, что касается отношений с РФ, стало бы четким сигналом для других членов ЕС.
Однако сенсации, увы, не случилось. Пока что США и ФРГ сошлись на том, что Украине будут переданы не сами замороженные российские активы, а лишь доходы от них.
То есть, получается, Германия снова элегантно съехала с темы, согласившись при этом на некоторый компромисс.
В принципе, немцев и, в целом, европейцев, понять можно. Ведь в США суверенных активов РФ где-то на 6-7 миллиардов долларов, тогда как в Европе – более, чем на 200 миллиардов. И в ЕС всерьез – и, заметим, вполне обоснованно – опасаются того, что Россия может прибегнуть к зеркальным мерам в отношении европейских активов на своей территории. А, поскольку Россия – это однозначно страна кривых зеркал, такие меры могут оказаться крайне болезненными. Кроме того, европейцы боятся исков со стороны РФ в свои же собственные суды, которые, как известно, стоят на страже суверенной собственности. Мало ли, какие вердикты, в конечном итоге, они вынесут – демократия ведь. Ну и, наконец, в Европе очень бы не хотели, чтобы со счетов в ее банках, которые по праву считаются самыми надежными в мире, стали утекать миллиарды диктаторов и коррупционеров всех мастей, так как конфискация денег путинской России стала бы определенным прецедентом.
Итак, Германия согласилась на предложение США использовать доходы от замороженных активов РФ для помощи нашей стране. Евросоюз, включая, разумеется, и Германию, уже согласовал выделение нам средств, получаемых в виде доходов от российских суверенных доходов. Окончательное решение по этому вопросу было принято Советом ЕС 21 мая. Ожидается, что в этом году наша страна получит около 3 миллиардов евро. Деньги должны начать поступать уже с июля. Сообщается, что в 2024 году нам передадут доходы от росактивов, полученные после 15 февраля – очевидно, это связано с тем, что именно тогда, в середине февраля, ЕС утвердил правовые основания использования доходов от этих активов. Все, что было получено до 15 февраля, останется в европейском депозитарии Euroclear для возможного использования в судебной тяжбе, если Россия все же решит подавать иски.
В чем же тогда, собственно, новость, которая, напомним, имела все шансы стать сенсацией? Германия согласилась на то, что уже и так сделала? В этом нет никакого смысла. Поэтому дело, видимо, в чем-то другом. И здесь на ум приходит несколько соображений.
Первое из них не самое приятное, и оно состоит в том, что Евросоюз (читай Германия) так до конца и не решился на конфискацию доходов от активов РФ с целью передачи их Украине. И потому понадобилась поддержка и политическая воля США для воплощения этого решения в жизнь.
Кстати, выяснилась одна очень любопытная деталь – оказывается доходы от росактивов в ЕС будут не изыматься, а облагаться налогом по ставке под 100%. Если кто-то считает, что таких налогов не бывает, то он сильно ошибается – в США в 1950-1960-е годы максимальная налоговая ставка достигала 94%, а в Великобритании во время войны (а у нас сейчас идет война) сверхдоходы облагались по ставке 99,25%. Таким образом, формально речь не идет даже о конфискации доходов, не то, что самих активов. Как говорится, "оцените красоту игры". И с юридической точки зрения идеально. Хотя осторожные европейцы все же сделали заначку для потенциальных судебных издержек.
Поэтому весьма сомнительно, что европейцы все это время водили нас за нос, руководствуясь принципом: "обещать – не значит жениться". Тем более, что в Евросоюзе крайне щепетильно подходят к официальным формулировкам, и, если в документе сказано, что деньги будут переданы, значит это уже точно решено.
Но что европейцы вполне могли сделать, так это снять с себя избыточный груз ответственности. И переложить ее на традиционного старшего партнера – США. Тем более, что старший партнер сам предложил свою помощь. Для Соединенных Штатов, кстати, такой расклад тоже выгоден – он поможет нейтрализовать осадок, образовавшийся за то время, что в Вашингтоне рассматривали и долго не могли утвердить помощь Украине на 61 миллиард долларов. Сейчас же США снова подхватят знамя главного партнера нашей страны, способного увлечь за собой более робких союзников.
И, конечно же, американская инициатива повысит статус соглашения о выделяемой нам помощи с чисто европейского до общемирового. Как ожидается, ее будут обсуждать министры финансов стран G-7 на их встрече в итальянском городе Стреза, которая начинается 23 мая. А окончательное решение должно быть принято уже на встрече лидеров "семерки" 13-15 июня – аккурат в канун проведения "Глобального саммита мира". Таким образом, середина следующего месяца должна стать кульминацией международной политической и экономической солидарности с нашей страной.
На что тогда можем рассчитывать мы? Предполагается, что, начиная с 2025 года передаваемые нам доходы от российских активов составят порядка 5 миллиардов евро ежегодно. И, самое важное, эти средства должны стать частью пакета финансовой помощи на 50 миллиардов долларов, который также лоббируют США. Планируется разработать такой механизм предоставления этой помощи, чтобы оно не зависело от политических раскладов в Вашингтоне – тонкий намек на возможное возвращение в Белый Дом Дональда Трампа.
Пока, правда, никакой конкретики по этому пакету помощи нет – возможно, она появится в июне. Для нас же важно, чтобы выделяемая помощь партнеров, за которую мы им, безусловно, очень благодарны, не увязла в бюрократической топи, как это, увы, бывало уже не раз.
Читайте также: Деньги пойдут на оружие: какую сумму с замороженных активов России в ЕС будет каждый год получать Украина