Украина пока так и не смогла полностью переориентировать рынки сбыта продукции, которая ранее поставлялась в Российскую Федерацию. Как сообщал на днях президент Петр Порошенко, из-за торговых ограничений, действующих с 2013 года, и эмбарго на украинскую продукцию, введенного с 2016 года, общие потери Украины составили почти $15 млрд.
Эксперты же называют еще более внушительные цифры, однако негативный эффект произошел не только как следствие закрытия рынков со стороны РФ. По утверждению директора общественной организации "Европейский аналитический центр" Василия Голяна, экспорт в Россию за 2013-2015 гг. сократился на $16,5 млрд, при этом половина этой суммы сформировалась за счет падения мировых цен на сырье, которое все-таки в некоторых объемах поставлялось в этот период в РФ.
Напомним, что практически полное эмбарго на поставку украинских товаров Россия ввела с 2016 года.
От конфликта с северным соседом потери понесли почти все основные отрасли отечественной промышленности: сельское хозяйство, сырьевой сектор, розничная торговля, банковский сектор.
По данным ведущего эксперта компании Forex Club в Украине Андрея Шевчишина, на сегодняшний день, в сравнении с докризисным периодом в отношениях между Украиной и Россией, фактически до нуля обвалился экспорт в РФ продуктов питания. Поставки текстиля и химической продукции в среднем упали на 70%, стекла и керамики - на 76%, металла - на 86%. На 85% просели продажи в РФ украинской продукции машиностроения. При этом основной удар пришелся на вагоностроение. Для сравнения: в 2011 году Украина поставила в Россию порядка 39 тыс. вагонов на общую сумму около $2,4 млрд, сейчас же экспорта этой продукции в Россию практически нет. Запрет на вагоны украинского производства РФ ввела еще в 2012 году, аргументируя это отсутствием необходимого сертификата соответствия.
Руководство Украины не раз заявляло о необходимости масштабного расширения и диверсификации экспорта и особые надежды возлагало на зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕС. Но пока наиболее заметной является переориентация экспорта лишь в сегменте сельского хозяйства в целом и в растениеводстве – в частности.
По итогам 2015 года доля зерна в общем объеме экспорта составила 16% (42% от общего экспорта сельскохозяйственной продукции). Сейчас украинские аграрии поставляют зерно в Испанию, Ливию, Египет, Саудовскую Аравию, Китай, Южную Корею и т.д.
"По продтоварам и сырью действительно удалось частично переориентировать экспорт. Но, к примеру, по направлению машиностроения – не очень", - говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Проблема в том, что отечественные машиностроительные предприятия не могут конкурировать с производителями развитых европейских стран, что в ближайшей перспективе может привести к дальнейшему сокращению производства машин и оборудования.
Помимо низкого технологического обеспечения, к проблемам усиления диверсификации во всех отраслях также можно отнести жесткое валютное регулирование, установленное Национальным банком, сложность бюрократических процедур при поставках товара из-за высокой доли коррупции на таможне и риск возникновения перебоев в поставках из-за геополитической ситуации и фактического нахождения части заводов, в первую очередь - метпредприятий, в зоне проведения АТО. Все эти факторы, а также увеличение Россией экспорта зерна вынуждают украинских экспортеров снижать цену на свою продукцию.
Подытожив вышесказанное, можно сделать вывод, что ЗСТ с ЕС пока не смогла на 100% компенсировать потери, возникшие вследствие закрытия российских рынков. Квоты ЕС для украинских производителей - небольшие, а большинство отечественных производств просто не соответствует технологическим регламентам, утвержденным в ЕС. "Основная причина - в том, что приоритет интеграции в ЕС был провозглашен в период президентства Кучмы, а реальных шагов относительно сближения с Европой не было сделано. Олигархам было выгодно не входить в европейское экономическое пространство, что законсервировало технологическую отсталость украинской промышленности», - поясняет Голян.
Пока государство ведет переговоры с европейскими чиновниками об увеличении квот по ряду экспортных товаров, снижение экспорта ведет к ослаблению сальдо торгового и платежного балансов. Это, в свою очередь, ослабляет национальную валюту и стимулирует рост безработицы, снижается потребительская активность и уровень жизни украинцев.