RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Холодильник против телевизора: сможет ли Россия закрыть бюджетную дыру

Ни дорогая нефть, ни слабый рубль не могут сдержать рост дефицита бюджета

Ни дорогая нефть, ни слабый рубль не могут сдержать рост дефицита бюджета Фото:

Дефицит российского бюджета уже вплотную приблизился к предельному показателю, который запланирован на конец года. Сдержать разрастание бюджетной дыры не помогают ни секвестр, ни высокие цены на нефть, ни девальвация рубля. "Апостроф" разбирался, как страна-агрессор пытается решить проблему увеличения дефицита бюджета, как для этого используется девальвация рубля, и что в результате этого будет с ценами в РФ.

В январе-июле 2023 года дефицит бюджета в России составил 2,81 триллиона рублей. Напомним, в нынешнем году он не должен превысить 2,9 триллиона рублей. Таким образом, за пять месяцев до конца года реальный дефицит вплотную приблизился к этому показателю. Причин тут несколько – падение нефтегазовых доходов на фоне роста бюджетных расходов, главным образом, на войну против Украины.

По всем сусекам

Помимо секвестра бюджета российские власти изыскивают любые возможности для сокращения дефицита. Деньги активно выжимаются из бизнеса. Кроме традиционных сборов – налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) крупный бизнес будет обложен разовым налогом на сверхприбыль – он касается компаний, у которых средняя величина прибыли за 2021 и 2022 годы оказалась более 1 миллиарда рублей. Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы.

Читайте также: В Кремле хотят отобрать тайные запасы валюты у миллиардеров: кто станет "дойной коровой"

Но это, фактически, все, что доступно.

Есть, конечно, средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), который формируется за счет дополнительных доходов бюджета от продажи нефти и газа. Например, из 816 миллиардов рублей, на которые в июне сократился бюджетный дефицит, более 500 миллиардов рублей, то есть больше половины, поступило из ФНБ.

По состоянию на 1 августа 2023 года, объем ФНБ составлял 13,3 триллиона рублей и за июль он даже вырос на 643 миллиарда рублей. Однако, как отмечают экономисты (заметим, российские), фонд не сокращается (а, иногда, как видим, и увеличивается) исключительно за счет перерасчета его размера по валютному курсу. Именно благодаря этому, скорее всего, произошло увеличение ФНБ в минувшем месяце, так как именно в июле произошел грандиозный обвал рубля.

На 1 августа размер фонда соответствовал 146 миллиардам долларов. Но, если бы указанную сумму пересчитали в середине августа, когда курс превысил 100 рублей за доллар, его эквивалент был бы на уровне всего 133 миллиардов долларов.

Можно также уповать на рост доходов от продажи нефти и газа, но это вряд ли имеет какой-то смысл, потому что за первое полугодие 2023 года, нефтегазовые доходы упали на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В июле, кстати, нефтегазовые доходы даже немного выросли, но это легко объяснить подорожанием нефти и ослаблением курса рубля (доходы от экспорта углеводородов поступают в валюте, а потом пересчитываются в рубли). Поэтому ни о какой смене тренда говорить не приходится.

Более того, в августе нефтегазовые доходы могут опять обвалиться, несмотря на то, что средняя цена российской Urals в этом месяце составляет 70 долларов за баррель, то есть выше санкционного потолка в 60 долларов, а валютный курс хоть и отступил от отметки в 100 рублей за доллар, но все равно уверенно держится на 95 рублях за доллар.

Дело в том, что в середине месяца экспорт российской нефти из черноморских портов практически остановился. За всю неделю с 14 по 20 августа из Новороссийска, крупнейшего черноморского порта РФ, вышел только один танкер, хотя в первую неделю месяца таких было пять, сообщает Bloomberg. В результате, объемы экспорта рухнули до 100 тысяч баррелей в сутки с 600-800 баррелей в июне.

Падение черноморского экспорта нефти началось после того, как 4 августа Украина атаковала военно-морскую базу в Новороссийске, а на следующий день повредила танкер Sig в Черном море. Теперь страховые компании, которые и раньше не особо охотно работали с подсанкционными товарами РФ, начали выставлять за свои услуги счета на космические суммы - за "военные риски", из-за чего страхование танкеров с российской нефтью подорожало на 20%. Таким образом, даже если объемы экспорта вернутся к прежним уровням, что далеко не факт, расходы на страхование и перевозку с учетом возросших рисков снизят и без того падающие доходы нефтяников и, как следствие, российского бюджета.

Читайте также: Месяц без "зерновой сделки": как Украина и союзники утирают нос России

Благосостояние на исходе

Но вернемся к российскому Фонду национального благосостояния. Это – та самая "кубышка", куда правительство запускает руку каждый раз, когда дефицит бюджета начинает расти. ФНБ, по сути, является частью федерального бюджета, но его учет ведется отдельно.

Напомним, общий объем фонда - 13,3 триллиона рублей, но часть его, вместе с другими валютными резервами РФ, заморожена вследствие западных санкций. Ранее сообщалось, что российские власти не имеют доступа примерно к трети ФНБ. Это где-то 4,5 триллиона рублей (47 миллиардов долларов).

Кроме того, расходуется так называемая ликвидная часть фонда, которая на 1 августа составляла 7,2 триллиона рублей или около 79 миллиардов долларов. В начале августа российский центробанк заявил о риске исчерпания ликвидной части ФНБ.

Но на сколько хватит средств фонда, сказать крайне сложно.

"Мы точно не знаем, что там есть, чего там нет, что они контролируют, а что не контролируют, - сказал "Апострофу" инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.- Но на этот год точно хватит".

Экономисты (в том числе российские) полагают, что денег в ФНБ может хватить на период от года до двух. Если исходить из ежемесячных трат в сумме 500 миллиардов рублей, как в минувшем июне, от ликвидной части Фонда национального благосостояния РФ ничего не должно остаться через 14 месяцев.

Как отметил в разговоре с изданием аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак, бюджетом РФ на 2023 год предусмотрено использование средств ФНБ в размере 2,9 триллиона рублей. В 2023 году планируется потратить из него 1,3 триллиона рублей.

"Насколько эти планы реалистичны, - большой вопрос. Во многом, это будет зависеть от ситуации в мировой экономике. Если текущие тренды замедления экономического роста в мире продолжатся и в 2024 году, то российским властям придется увеличивать изъятия из ФНБ как минимум до уровня 2023 года, – говорит Орыщак. - Это все равно не обнулит ликвидную часть фонда, но, скорее всего, сократит ее почти в два раза - до 3,5-4,5 триллиона рублей. А вот для полного исчерпания ФНБ в 2024 году потребуется настоящий мировой кризис как в 2008-2009 годах".

Мы его теряем

Помощь пришла, откуда не ждали – летняя девальвация рубля помогла российскому правительству в вопросе сокращения бюджетного дефицита. Согласно конспирологической версии, обвал российской валюты был вполне продуманным. Но он имеет и негативные последствия, притом не только экономические.

"Судя по всему, для них психологически важна отметка 100 – они все активно включились на этом моменте с политической точки зрения. Поэтому, судя по всему, 100 они будут пытаться держать, - говорит Сергей Фурса. - Как долго они смогут это делать, - это отдельный вопрос".

Не будем также забывать, что Россия входит в длительный электоральный цикл. В единый день голосования 10 сентября там пройдут выборы всех уровней, в том числе и в Государственную думу. А на март 2024 году назначены выборы президента страны Владимира Путина.

"Власти РФ скорее всего постараются удержать курс рубля в диапазоне 90-100 за доллар США до марта 2024 года. И только после завершения президентских выборов они вернутся к решению проблем бюджета с помощью девальвации с соответствующими проинфляционными последствиями", - рассказывает Максим Орыщак.

После рывка валютного курса к 100 рублям за доллар российский центробанк резко поднял учетную ставку с 8,5% до 12% годовых. Девальвацию это не остановило, зато сделало кредитование слишком дорогим, что в скором времени неизбежно приведет к замедлению экономики РФ (ранее рост ВВП России в 2023 году прогнозировался на уровне 1,5-2%, но теперь есть все основания полагать, что экономику ожидается стагнация или даже небольшое падение).

Впрочем, некоторые экономисты (опять-таки, заметим, российские) полагают, что власти, несмотря на выборы и другие факторы, будут вынуждены позволить курсу снова уйти выше 100 рублей за доллар.

В принципе, не исключено, что мы увидим курс 100, 120 и, возможно, даже 150 рублей за доллар. Некоторые специалисты утверждают, что именно при курсе 150 появится возможность сбалансировать в этом году российский бюджет (то есть без превышения планового дефицита в 2,9 триллиона рублей).

Есть, правда, одна закавыка – цены, которые в России уже растут опережающими темпами, с таким курсом просто улетят в космос, и доходы большинства граждан, даже в случае их индексации, обесценятся.

Но вряд ли там кого-то волнуют такие пустяки.

Читайте также: "Качели" рубля: как война топит российский бизнес

Новини партнерів

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции