RU  UA  EN

суббота, 16 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Человек внутреннего конфликта: известный психолог расшифровал жестикуляцию Порошенко

Порошенко приходится держать себя в ежовых рукавицах

В новом выпуске рубрики "Политика по Фрейду" "Апостроф" с психологом и экспертом по невербальной коммуникации Валентином Кимом обсудил личность действующего президента Петра Порошенко.

Первое интервью в рамках рубрики "Политика по Фрейду" читайте тут: Тимошенко – уже не та боевая тигрица, какой была до тюрьмы – политический психолог

- Начнем традиционно для нашей рубрики с вопроса об имидже. Образ Петра Порошенко предсказуемо сдержанный – это классические костюмы, красные галстуки. В редкие минуты, когда он появляется в неформальной обстановке, его можно заметить в джемпере и джинсах. Но иногда можно услышать критику: дескать, он несколько небрежный. Это что: отголоски его напряженного ритма жизни, учитывая, что он президент, или за этим стоит что-то другое?

- Сложно делать однозначный вывод, не зная кулуарных вещей. Но президент производит впечатление в одежде человека небрежного и в какие-то моменты даже неряшливого. В идеале на нем лучше всего сидит военная форма, камуфляж, потому что она мешковатая, скрывает недостатки фигуры и позволяет это все спрятать. Вообще даже в хороших костюмах президент выглядит мешковато, не очень красиво, вальяжно. Возникает вопрос, почему его службы допускают такой внешний вид? У меня вариантов ответа несколько: скорее всего, что это вообще связано с его невниманием к внешнему виду - и это очень странно для политика, тем более для политика первой величины в украинском политикуме.

С другой стороны, это может быть и отголоском напряженного ритма жизни: Порошенко выглядел более подтянуто и презентабельно тогда, когда он был министром – иностранных дел при Тимошенко и экономического развития в Кабинете министров при Януковиче. А сейчас президент действительно выглядит не очень. Если оценивать с точки зрения поведенческой психологии, это говорит о том, что для президента какая-то внутренняя составляющая гораздо важнее внешнего проявления и это видно не только во внешнем виде. Для него очевидно не так важно хорошо выглядеть. И это странно, учитывая, что на кону президентские выборы.

Фото: коллаж Апостроф

- Тогда возникает логичный вопрос, сильно ли влияет внешность политика на реакцию электората?

- Очень сильно. Последние опросы показали, что украинцы заинтересованы в личных чертах кандидата гораздо больше, чем в его программах. Мы, избиратели, любим глазами. Для нас очень важно, чтобы политик хорошо выглядел. И здесь это может быть частью стратегии, потому что в данном случае Порошенко - единственный из высшего политикума, кто не уделяет такого внимания внешнему виду. Его основные оппоненты всегда подтянуты, всегда отлично выглядят, одеты с иголочки, все на них идеально сидит, шито по индивидуальному заказу. А с Порошенко такое впечатление, что он одевается где-то на базаре, и в общем-то, Марина Порошенко за ним не особо следит.

- Перейдем от внешности к месседжам. В своих выступлениях он часто использует местоимение "мы": мы решили, мы приняли, мы проголосовали, это можно услышать и в его рекламе. Таким образом складывается впечатление, что он как бы отделяет политический истеблишмент от народа. Также его риторика часто направлена против какого-то объекта или явления – против России, соперников, коррупции. Он также часто любит заочно спорить с Тимошенко, своим основным оппонентом. Какие эмоции это все провоцирует у избирателя?

- Месседжи у президента достаточно сложны по той причине, что они до сих пор не сформулированы в четких фразах. Почему он так часто использует местоимение "мы"? Для него это показатель единения. Оценивая характер его выступлений, анализируя составляющую часть месседжа, можно сделать вывод, что Порошенко нацелен на кооперацию. Он очень много об этом говорит и местоимение "мы", которое он так часто использует, является попыткой присоединиться, создать общность, создать группу, но в народе может оцениваться как попытка отделиться. Но это уже вопрос к избирателю: если бы Порошенко использовал любое другое местоимение, это все равно было бы оценено негативно.

Если говорить об эмоциях, которые Порошенко передает, то здесь его политический месседж кардинально отличается от всех остальных. Остальная масса наших текущих кандидатов заточена на передачу ощущения страха, на ощущение неуверенности. Они тоже говорят "мы" – мы спасем, мы убережем, но они все работают от эмоций страха: вокруг опасность, у нас все плохо, поэтому выбирайте нас. У Порошенко совсем другое послание, он работает на удовлетворение базовых потребностей. Его политический месседж, который сейчас пошел - армия, вера и язык, это как раз то, что он декларирует уже как достигнутый результат. Мы обеспечили безопасность благодаря армии, мы обеспечили стабильность благодаря вере, мы обеспечили единство благодаря языку, то есть удовлетворили базовые потребности. И если рассматривать пирамиду базовых потребностей, то Порошенко отличается от остальных претендентов тем, что он работает на то,что пытается дать ощущение безопасности. Просто общее негативное отношение к власти мешает этот месседж воспринять, и здесь снова к политтехнологам вопрос - ребята, а в ту ли вы категорию целились?

Читайте также в рамках рубрики "Политика по Фрейду": Ляшко общается с оппонентами с позиции воспита­тельницы детдома – политический психолог

- Если проводить исторические аналогии, например, со знаменитой речью Уинстона Черчилля (1940 года, после операции при Дюнкерке, - "Апостроф"), в которой он вселял ощущение гордости, самосознания, воодушевления, есть ли это в посыле президента, учитывая сложную ситуацию, определенная схожесть?

- Структура работы его как политического деятеля - это структура работы лидера, нацеленного на следующее поколение, на оценку со стороны следующих поколений. Поэтому вызывает удивление, что некоторые вещи, которые реально достигнуты, в обыкновенной политической повестке дня никак не фигурируют. Речь Черчилля - хрестоматийна, плюс мы ее оцениваем через призму восприятия недавно вышедшего фильма, мы оцениваем ее через призму того, что это была успешная речь человека, который стал в конце концов успешным политическим деятелем. У Гитлера тоже была масса интересных вещей, но он проиграл.

Поэтому оценка Порошенко будет сложена чуть позже, когда этот сложный переходной период закончится. Сейчас электорат видит в основном негатив, но хочу отметить, что последнее его выступление в парламенте было крайне конструктивным, оно было достаточно четким и это была позиция взрослого. Наши политики зачастую общаются с избирателем либо с точки зрения родителя, который навязывает свою точку зрения, навязывает правила игры, либо с точки зрения ребенка – капризного, возмущенного, кричащего об угрозе, об опасности. Например, парламентская речь Порошенко 2018 года - хороший пример конструктивной речи с точки зрения взрослого, это была апелляция к здравому смыслу, к рациональному, конечно, в ней присутствовало очень много угрозы, но такова ситуация.

Президент Украины Петр Порошенко во время заседания Верховной Рады Украины, 20 сентября 2018 года Фото: УНИАН

- А можете вы как эксперт вспомнить еще какие-то слова, которые он употребляет очень часто?

- У него достаточно бедная лексика, более того, он отличается ошибочностью суждений. Бывает так, что он какие-то слова скажет, которые потом будут восприняты негативно. Например, стоит вспомнить его выступление о том, что мы бы и без добровольцев справились. Потом ему пришлось за это извиняться. Он говорил, что за несколько недель должно закончиться АТО, а потом снова извинялся. Когда он выступал в программе Шустера говорил, что не надо называть тех людей, которые на Донбассе бастуют, сепаратистами: мол, пока это просто пророссийские элементы, и потом в конце концов ему пришлось признать, что это таки сепаратисты. Поэтому в том плане Порошенко несмотря на определенную сдержанность, человек внутренне очень эмоциональный, очень экспрессивный, он легко откликается на вызов. Масса примеров, когда он включает эмоции, и когда он начинает сдерживаться, потому что готов перейти на крик.

- Перейдем к рекламе. Хотя официально он еще не заявил о своем выдвижении, но по имеющейся информации, он таки будет идти в президенты. Его рекламы сейчас не очень много и апеллирует он больше к духовным вопросам: церкви, языку. Армия - вопрос все-таки больше о безопасности, но тем не менее он касается независимости страны. Исходя из такой политической рекламы, что можно сказать о его посыле, о том, что он вкладывает в нее и за что борется?

- Его рекламная кампания - очень странная. Первая эмоция, которую вызывает его рекламная кампания - это удивление и оторопь, потому что насколько мало всего. Она - очень бедненькая. Такое впечатление, что она сделана в режиме экономии ресурсов. Билборды, которые мы видим, его триединый слоган "Язык, вера, церковь" - это весьма бедновато, потому что другие кандидаты используют гораздо более широкий спектр.

Но здесь нужно понимать, что у Порошенко есть серьезное отличие от них. Во-первых, он следует своей стратегии 2014 года. Он позже включается, на самых последних стадиях, а вот масса кандидатов, которые уже сейчас запустили свои политические рекламы, допустили фальстарт, они раскрыли карты сразу, и повестка дня меняется очень быстро, и менять свои политические месседжи еще до того, как даже началась политическая кампания, очень трудно. В этом плане Порошенко в выигрышной позиции, и это показывает, что он - человек, который умеет ждать и выжидать. Более того, такая его стратегия сработала в 2014 году. Если вспомнить, его политические послания, например, "Зберегти країну", то сейчас можно сказать, он эволюционно перешел к следующему этапу "Мы сохранили". Он хочет это констатировать, а его ключевой месседж мы еще увидим попозже.

- Все-таки такая отсылка к духовному, учитывая, что согласно всем социологическим опросам - хорошо это или плохо - но людей интересуют прежде всего экономические вопросы, вызывает вопросы. У него язык, вера... Не "пролетит" ли он с такими месседжами?

- Риск есть. С одной стороны - это фундаментальные вещи, вещи, на которые будет опираться политик-неоднодневка, это вещи, на которые буде опираться политик, у которого игра идет в долгую. Это не политик, который сейчас придет и завтра его уже не будет. Видно, что Петр Алексеевич - человек с долговременным планом, но риск есть.

Однако нужно сделать акцент на следующий момент: тут как с одеждой – сложно представить Порошенко, который будет гнаться за последним писком моды и одеваться так же вычурно, как Ляшко или Тимошенко. В этом плане Порошенко прекрасно понимает, что на этом поле он однозначно проиграет и он на нем не воюет. Очевидно, что гонка за тем электоратом, который поведется на популистские лозунги для него тоже обречена на неудачу. Он здесь не перещеголяет Оппоблок, Ляшко, он отстанет от Тимошенко. И, скорее всего, он не выбирает это поле битвы. И поэтому его реклама такая сжатая и бедноватая, рассчитанная на другие эмоции. Она передает больше ощущение стабильности, что очень важно в преддверии выборов.

- Как, по вашему мнению, воспринимается избирателем его заочный спор с Тимошенко?

- Они находятся в похожем политическом поле, плюс надо понимать, что они выходцы из одной политической команды. 10-15 лет назад они были в похожих политических силах, вместе поддержали Ющенко во время Оранжевой революции. Потом, конечно, политическая карьера у всех сложилась по-разному, но у них много общего прошлого. А общее прошлое часто располагает к сильным эмоциям - или к эмоциям притяжения или к эмоциям отталкивания.

Опять-таки, у Тимошенко очень четкая претензия на президентский пост, и он вынужден отвечать ей как самому яркому игроку. Потому что по последним исследованиям рейтинг Тимошенко выше, чем у всех остальных кандидатов. Понятно, что он еще может поменяться. Большое количество людей еще не определилось со своим выбором, но, тем не менее, она сейчас главный игрок и он должен к ней апеллировать. А ситуация, когда он не называет ее по имени, упоминая о ней, напоминает Путина по отношению к Навальному - тот тоже его никогда по имени не называет. И здесь это может быть и отпечаток сильной эмоции, и желание не создавать лишнее упоминание о ней.

Фото: коллаж Апостроф

- По поводу целевой аудитории. Скажу честно, когда я готовилась к этому вопросу, то оказалась в тупике: я попыталась составить для себя образ его целевой аудитории, но не смогла это сделать. Мне кажется, он из тех политиков, у которых нет своего ядерного электората, например, как у Тимошенко. За него часто голосуют те, кто выбирает между двух зол. Так ли это? Или все-таки у него есть свой ядерный электорат?

- У президента, как ни странно, ядерный электорат до сих пор не сложился и ядро очень размыто. Если взять ту же Тимошенко как лидера соцопросов, то у нее ядро очень четкое. Это люди старшей возрастной категории, особенно после 55. Если брать таких кандидатов, которые еще не заявили о своем возможном выдвижении – Владимире Зеленском или Святославе Вакарчуке, то их ядро - молодежь. У президента совсем иначе. Можно говорить об "антиядре": южные и восточные регионы дадут ему низкую оценку, и если говорить об антирейтинге, то у него - высокий процент тех, кто против него.

Где его возможное ядро? Это "ястребы" - люди войны, люди, нацеленные на однозначную евроинтеграцию и люди, готовые к силовому противостоянию. Все остальные кандидаты показали обратный процесс. "Опозиционный блок", "мураевцы" и ему подобные - за мирные договоренности и за интеграцию с Россией. Тимошенко заявила, что она евроинтегрируется и ее намерения направлены в ту сторону, но, тем не менее, она - за мирное решение вопроса. Когда речь идет о том,что война идет на твоей территории, то мирное решение - всего лишь прикрытие поражения. Порошенко все-таки консолидирует вокруг себя людей, которые выступают за войну до победного конца. Вот это его возможный потенциал. Но он очень сильно размыт и территориально, и по возрастному принципу, и по интеллектуальному цензу. Это не единая категория и собрать ее крайне сложно. Возможно, отчасти из-за этого его рекламная кампания такая осторожная.

- А как вы считаете, почему так сложилось, что он за годы президентства не сформировал свой электорат?

- Во-первых, это реально достаточно сложно сделать. В этом плане у оппозиционеров и лиц, не занимающих первые посты, гораздо больше для этого возможностей. У нас достаточно сильно негативное отношение к власти, поэтому на этом настроении гораздо проще сыграть и гораздо проще завоевать тот электорат, который может тебя вытолкнуть вперед. Но потом люди в тебе точно также разочаровываются. Тут стоит вспомнить как происходило падение рейтинга президента: сначала у него было больше 50%, а через несколько месяцев после избрания его поддержка упала до 19%.

- Как мы уже отметили, Порошенко - достаточно эмоциональный человек. Его часто можно заметить в неоднозначных выпадах на критику в его адрес. Он к ней относится болезненно. При этом он много жестикулирует, у него живая мимика. Что можете сказать по поводу его эмоциональной составляющей, по поводу его жестов?

- Это очень информативная вещь, которая может многое рассказать о любом человеке, особенно о политике. Порошенко в этом плане человек внутреннего конфликта: с одной стороны, его жестикуляция весьма скованна, при этом его жесты достаточно сильные, но они все собраны в очень узком пространстве. Например, один из характерных для него жестов: когда он к утвердительному движению рукой подключает движение локтя, движение плеча. То есть тело реагирует на его утвердительное заявление. Это признак того, что эмоционально человек очень сильно включен, но локация в которой формируются жесты очень маленькая, и это признак того, что человек держит себя в рамках. С одной стороны человек держит себя в рамках, с другой он эмоционально включен, то есть это говорит о внутреннем конфликте и об умении это внутреннее постоянно держать в ежовых рукавицах.

Человек высокого уровня самоконтроля, он позволяет себе некоторые эмоциональные выпады, но он их достаточно хорошо контролирует. Порошенко - человек авторитарный. Помню интервью, которое брала буквально за два дня до прошлых президентских выборов Катя Осадчая. Она встретила его в арт-центре, где он вместе с семьей шел на выставку. Было интересно наблюдать за поведением семьи, когда говорил Порошенко. Они все остолбенели - никаких движений, чтобы никак не выдать своего присутствия. Папа сказал - стоять, значит надо стоять. Единственный человек, который хоть как-то головой вращал, был старший сын. И Марина, и дочки, и младший сын - все они стояли по стойке смирно.

- Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что он авторитарный политик...

- Порошенко авторитарен, он не терпит чужого мнения. И когда он сталкивается с проявлением категорического несогласия он быстро переходит в состояние гнева. Контролировать он его может, но проявляется он все равно. Вот тут Порошенко ведет себя как ребенок: с одной стороны, он быстро гневается, а с другой стороны, он начинает быстро радоваться, когда ему попадается вопрос, на который ему приятно ответить. Ему очень нравится находиться в центре внимания. Правда, это слабость практически любого политика...

Читайте также