RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Политика

Наезд на мины: МВД хочет заняться обезвре­живанием Донбасса

Законопроект о противоминной деятельности вызвал возражения в ведомстве Авакова

Законопроект о противоминной деятельности вызвал возражения в ведомстве Авакова Фото: Getty Images

Верховная Рада планирует изменить закон о противоминной деятельности в Украине. По мнению инициаторов, это позволит оптимизировать систему противоминной деятельности и упорядочить действующее законодательство. Предлагаемые изменения одобрены Министерством обороны, но вызывают возражения со стороны Министерства внутренних дел. "Апостроф" разбирался, почему новые изменения закладывают мину между армией и правоохранителями в борьбе за бюджетные потоки.

А МВД против

Проект закона об изменениях в действующий закон о противоминной деятельности был зарегистрирован в парламенте еще в декабре 2019 года. Он разработан группой народных депутатов от фракции "Слуга народа" и Михаилом Забродским ("Европейская солидарность"). Законопроект предлагает создать Национальный орган по противоминной деятельности, в который войдут два центра - Минобороны и МВД. Он должен будет заменить Центр противоминных операций, который ликвидируется. Национальный орган по противоминной деятельности будет коллегиальным органом, который создается Кабинетом министров. Функции по его координации возлагают на Минобороны, но после возобновления территориальной целостности Украины, они будут переданы МВД.

Документ объединяет понятия "разминирование" (сейчас им занимается Минобороны) и "гуманитарное разминирование" (им занимаются ГСЧС). Авторы документа предлагают разрешить разминирование территории Украины международным организациям, операторам противоминной деятельности, в том числе зарегистрированным в оффшорных зонах . На сегодняшний день это запрещено законом. Контроль качества разминирования территорий осуществляется аккредитованным органом инспекции на безвозмездной основе. Норма о демократическом контроле над процессом разминирования исключается.

В середине февраля 2020 года профильный парламентский комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки рекомендовал принять законопроект за основу. Согласно выводам комитета, против его принятия выступили представители МВД. Стоит отметить, что в рабочую группу по подготовке документа были приглашены представители Минобороны, МВД и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Последняя, напомним, входит в структуру МВД.

4 июня законопроект был включен в повестку дня сессии. Член профильного комитета, один из авторов законопроекта, народный депутат Ирин Верещук ("Слуга народа") напомнила, что по действующему законодательству, гуманитарным разминированием может заниматься только ГСЧС, а не Минобороны. А это не позволяет создать Национальный орган по противоминной деятельности. Возможно, разделение полномочий между МВД и Минобороны и стало причиной протеста.

"МВД никак не аргументирует свою позицию, на комитете их представитель заявил, что они против. Наш законопроект прошел все экспертизы, его нормы согласованы с нашими международными партнерами. Думаю, на будущей пленарной неделе мы сможем рассмотреть его в сессионном зале", – сказала "Апострофу" Верещук. По ее мнению, в сессионном зале будет достаточно голосов для его поддержки.

Существующий закон о противоминной деятельности был принят Верховной Радой VIII созыва. Он предусматривает создание Национального органа по вопросам противоминной деятельности, Комиссии по вопросам аккредитации операторов противоминной деятельности и мониторинга их соответствия требованиям аккредитации, Центра противоминных операций, Инспекции по контролю качества противоминной деятельности. Главным требованием международных партнеров-доноров при принятии закона, было создание национального центра разминирования, который будет заниматься вопросами гуманитарного разминирования. Однако на сегодняшний день ни один из этих органов так и не был создан. Основной причиной является отсутствие средств в государственном бюджете.

Работы хватит всем

Согласно данным Минобороны, предоставленным "Апострофу", по предварительным оценкам, только на подконтрольной Украине территории загрязнённая минами и взрывоопасными предметами площадь составляет около 7 тыс. кв км. Еще около 14 тыс. кв км находятся на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, а также Автономной Республики Крым. Для выполнения работ по разминированию привлекаются подразделения ВСУ, Государственной специальной службы транспорта и ГСЧС. По состоянию на май 2020 года, уничтожено более 460 тыс. взрывоопасных предметов, проверено более 35500 га территории, 1900 км дорог, 938 км железнодорожных колей.

В 2016 году к выполнению плана по разминированию (то есть к залачам, которые были возложены на Миноборон) были привлечены неправительственные организации — The Halo Trust, Danish Demining Group, Swiss Foundation for Mine Action (FSD). и украинские неправительственные Демайнинг Солюшн и Демайнинг Тим фром Юкрейн. Они работают за средства международных-доноров. От указанных организаций работает 41 группа по разминированию численностью больше 500 человек. С начала своей работы они идентифицировали 250 участков площадью более 2000 га, было очищено около 500 га и выявлено более 1500 взрывоопасных предметов.

Финансирование мероприятий по разминированию проводится за счет государственного бюджета. По оценкам Минобороны, стоимость разминирования одного квадратного метра колеблется от 40 до 70 гривен. Она зависит от ряда факторов. Среди них: степень загрязнения, тип мин и взрывоопасных предметов, тип грунта, характер растительности, погодные условия.

Исходя из цифр оборонного ведомства, по самым минимальным подсчетам, разминирование только подконтрольной территории обойдется от 280 до 490 млрд гривен. Очевидно, что такой объем работы и денежных средств может стать камнем преткновения для представителей многих силовых структур. Еще в 2019 году послы стран-доноров, понимая украинскую коррупционную традицию, настояли на принятии изменений в закон о противоминной деятельности, чтобы разрешить прямое донорское финансирование деятельности операторов противоминной деятельности. До этого деньги планировали зачислять в спецфонд государственного бюджета. Хотя формальным поводом назвали невозможность финансирования украинского бюджета со счетов своих национальных правительств.

По мнению экспертов, опрошенных "Апострофом", профильным ведомством, которое должно заниматься разминированием на Донбассе, должно стать Минобороны. При этом подразделения Национальной гвардии и ГСЧС должны привлекаться как вспомогательные.

"Протест МВД понятен – это банальный дележ бюджета, который пойдет на разминирование. И здесь мы говорим не только о госбюджете. Рано или поздно, к нам зайдут деньги от ООН и ЕС, а это миллионы долларов. В МВД хотят заниматься разминированием территорий Донбасса силами ГСЧС, но у них нет научно-материальной базы и опыта работы на территории где велись боевые действия", – рассказывает изданию военный эксперт Олег Жданов.

Жданов считает, даже после взятия под контроль временно оккупированных территорий, МВД не сможет заниматься их разминированием. "Отступающая сторона всегда минирует позиции, делает ловушки, как мы этот видим в Ливии, Афганистане. Их обнаружение и ликвидация входит в задачи саперно-инженерных подразделений Вооруженных сил. Можно привлекать Нацгвардию, как подразделение МВД, для организации оцепления и обеспечения безопасности цивильного населения", – говорит эксперт.

Проблема загрязнения Донбасса минами и взрывоопасными предметами состоит в том, что на этой территории нет карт минирования. Кроме того, во время фазы активных боевых действия РФ использовала боеприпасы, срок годности которых истекал. Не говоря уж о самодельных взрывных устройствах, которые останутся на позициях и в зданиях.

Руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко считает, что потенциал ГСЧС – это обследование мирных территорий, разминирование и утилизация боеприпасов времен Второй мировой войны. В военное время к работам по разминированию должны привлекаться только Минобороны.

"По разным оценкам, там дел на 10-15 лет, поэтому работы хватит для всех. Главное грамотно ее построить", – заявил "Апострофу" Мусиенко.

На седьмом году боевых действий на Донбассе, в Украине до сих пор нет внятной стратегии будущего разминирования оккупированных территорий. Профильный закон, который сейчас собираются менять, был принят только в 2018 году, его смогли проголосовать только с седьмой попытки. Перетягивание полномочий между Минобороны и МВД и создание дополнительных бюрократических органов, прогнозировано усложнит процесс. Для примера, в центре по разминированию в Республике Чад работает только четыре человека на несколько тысяч саперов.

Читайте также