Верховная Рада еще весной отправила на повторное первое чтение президентский законопроект №3196 "О внесении изменений в Закон Украины "О Службе безопасности Украины", который касается реформирования ведомства. После ряда произошедших за последнее время терактов журналистка «Апострофа» Юлия Забелина обратилась к председателю оборонного комитета ВРУ Александру Завитневичу, чтобы расспросить о том, на какой стадии сейчас подготовка законопроекта, не будут ли "на комитет" в связи с происходящим в стране вызывать председателя СБУ и есть ли шанс быть рассмотренным в Раде президентского законопроекта, которым вновь предлагается закрыть декларации сбушников.
- Недавно Давид Арахамия сказал, что законопроект о реформе СБУ будет вынесен в зал на голосование в сентябре. На какой стадии подготовка законопроекта?
- У нас в комитете создана рабочая группа по реформированию СБУ. Сейчас ведётся активная работа над законопроектом. Многие восприняли слова Давида Арахамии так, что документ уже готов, но в сентябре мы его подготовим только для вынесения в зал для первого чтения.
- К нему применили редкую процедуру – отправили на повторное первое чтение. Означает ли это, что вы фактически полностью будете переделывать документ?
- Реформа СБУ назрела давно. Рабочая группа пересматривает очень многие разделы. Эта процедура предполагает более глубинные изменения структуры закона.
- Одна из претензий международных экспертов, среди множества других, была к тому, что президентский законопроект предлагал для СБУ снова сделать основной правоохранительную деятельность. Не превратить в разведывательный орган, как в странах Европы, например. Какая позиция комитета в этом вопросе? Стоит ли возвращать подобные советские нормы?
- Нет. В законе, который подал президент, говорится о том, что предусматривается возможность оставить правоохранительные функции у службы, а превращать СБУ в правоохранительный орган – это совсем другое, в законе этого нет.
На базе комитета рабочая группа работает над тем, чтобы усилить конкретные функции, которые касаются именно Службы безопасности. Кто-то считает, что мы даем функции разведки СБУ – нет, мы расширим полномочия в сфере контрразведки, а это прямая функция Службы безопасности любой страны.
- Курируют ли процесс подготовки документа из Офиса президента? Потому что ранее этим занималась замглавы ОПУ Анна Коваленко, которую уволили.
- Сейчас законопроект полностью находится в рабочей группе на базе комитета. Ранее, насколько я помню, за кураторство над законопроектом из ОПУ отвечал Андрей Смирнов (замглавы ОПУ, - "Апостроф"). Сейчас в группу входят и сотрудники Офиса президента, и СНБО, и представители офиса НАТО. Бывает, например, заместитель главы ОПУ Роман Машовец.
- Учитывая все происходящее в стране сейчас, все эти теракты, нет ли у вас желания, как у главы оборонного комитета вызвать на заседание председателя СБУ Баканова? То же закрытое заседание.
- Все операции проводились согласно протоколу. Самое главное, что там не было жертв и раненных, и эту функцию – антитеррористическую - СБУ выполняет. Мы как комитет держали ситуацию на контроле, СБУ давала нам достаточно информации по поводу происходящего. На данный момент нет необходимости вызывать на заседание комитета Ивана Баканова.
- За последнюю неделю в стране произошло два теракта. В связи с этим, мне кажется, должны появиться вопросы к СБУ.
- В этом плане претензий нет, антитерроритические функции СБУ выполняются. Коммуникация с СБУ у нас сейчас достаточная.
- Президент весной подавал законопроект, который вызвал много дискуссий, - предлагал снова скрыть декларации СБУшников. Будет ли возвращение к этому вопросу на новой сессии?
- Это обсуждается, так как это вопрос безопасности сотрудников СБУ и их семей. Наши предложения будут в том, чтобы открывать, то есть показывать декларации на те должности, которые избираются, которые более публичные.
А если говорить о всех сотрудниках, то, наверное, не стоит. Они и так заполняют декларации, которые находятся в закрытом виде, чтобы не было доступа к тому, где живет человек, не был виден состав семьи. Какую-то часть информации, которая касается людей, которых назначает президент, нужно оставлять открытой. Но будем отталкиваться от безопасности сотрудников СБУ.