Накануне переговоров в «нормандском формате» в Минске представители Запада и Украины весь день обменивались громкими заявлениями с целью укрепления своих позиций. В Евросоюзе и США России пригрозили дальнейшим усилением санкций в случае отказа пойти на уступки. В официальном Киеве выразили готовность воевать до конца и в случае необходимости ввести военное положение в стране. От предстоящих переговоров стороны ждут если не окончательного решения конфликта на Донбассе, то хотя бы устойчивого прекращения огня.
Несмотря на то, что даже участие лидеров Германии, Франции, Украины и России в переговорах в Минске официально было подтверждено только ближе к обеду, заявления относительно своей позиции представители сторон начали делать с самого утра.
В телефонном разговоре президент США Барак Обама призвал Владимира Путина пойти на уступки в ходе минских переговоров. «Если Россия продолжит свои агрессивные действия в Украине, в том числе путем отправки войск, оружия и финансовых средств для поддержки сепаратистов, то цена этих действий для России будет расти»,– сообщила пресс-служба Белого дома по итогам разговора.
Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус заявил, что предстоящие переговоры – «встреча последнего шанса». «Главная цель – это добиться соглашения по урегулированию конфликта. Потом нужно убедиться, что соглашение соблюдается на практике»,– заявил министр.
Высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Федерика Могерини призвала Россию «быть ответственным игроком, восстановить мир и уважать международные правила». «Если соглашение будет достигнуто, то трудности не завершатся. Но если результат встречи будет отрицательным, то все варианты, все события, которые кто-либо может себе представить, возможны. И некоторые из этих перспектив вызывают тревогу»,– поделилась обеспокоенностью госпожа Могерини.
В то же время СМИ со ссылкой на высокопоставленные источники в Брюсселе сообщили, что достижение каких-либо договоренностей в Минске не приведет к немедленной отмене санкций против России. «Естественно, власти захотят подождать, чтобы это соглашение действительно воплощалось в жизнь. Такова логика решения Совета ЕС по иностранным делам»,– заявил собеседник, отметив, что в случае реальной деэскалации смягчение санкций «вполне возможно».
Между тем в Польше уже заверили, что в случае отсутствия какого-либо прогресса ЕС готов пойти на ужесточение санкций. «ЕС готов не только сохранить действующие санкции, но и ввести новые. Часть из них уже на столе, и их анализируют. Поверьте, санкции будут намного серьезнее»,– пригрозил Москве заместитель главы МИД Польши Рафал Тжасковский.
Наиболее ярким стало заявление украинского президента Петра Порошенко, которое он сделал в ходе расширенного заседания Кабинета министров. Господин Порошенко, не сдерживая эмоций, рассказал о своей ночной поездке в Краматорск, который во вторник обстреляли сепаратисты. В какой-то момент голос главы государства задрожал и, казалось, что он не сможет сдержать слез.
– Мы хотим жить в Украине, мы хотим целостной Украины, восстановления порядка, прекращения агрессии,– заявил Петр Порошенко.
При упоминании о предстоящих переговорах голос президента стал более твердым. Он заверил, что Украина и Европейский союз «выступят с единой позицией на Минском саммите». «Мы будем говорить одним голосом, и ключевая позиция – мы подчеркиваем и настаиваем: нам необходимо безусловное, без каких-либо предварительных требований прекращение огня»,– сказал президент.
Впрочем, глава государства признал, что не уверен в результате переговоров. По его словам, готовиться нужно как к миру, так и к войне.
Чтобы усилить свои позиции перед встречей в Минске, Петр Порошенко похвалил боевой дух военных в зоне АТО и отчитался об «успешной контрнаступательной операции возле Мариуполя», благодаря которой украинские военные «отодвинули линию фронта в точном соответствии с минским меморандумом».
– И я, и правительство, и Верховная рада готовы к принятию решения о введении военного положения на всей территории Украины. Я ни в коем случае не буду тянуть с этим решением, если безответственные действия агрессора приведут к серьезной дальнейшей эскалации конфликта,– заявил президент.
Примечательно, что Петр Порошенко перед переговорами проговорил принципиальные для официального Киева моменты. Он заявил, что «Украина есть и будет унитарным государством», а единственным государственным языком будет украинский. В свою очередь господин Порошенко пообещал осуществить децентрализацию и распорядился создать конституционную комиссию, которая займется соответствующим вопросом под председательством спикера парламента Владимира Гройсмана.
Что касается российских властей, они весь день избегали громких заявлений в связи с предстоящими переговорами. Пресс-служба президента РФ Владимира Путина ограничилась кратким сообщением, что глава российского государства намерен посетить вечером Минск.
Вероятно, по мнению Владимира Путина, ставки перед Минском Москве и так удалось поднять наращиванием эскалации на востоке Украины, в том числе последними обстрелами таких мирных городов, как Краматорск и Мариуполь.
Уже непосредственно перед самыми переговорами министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Украине следует вернуть Донбасс «в зону гривны» и полностью восстановить регион. Главное же требование украинской стороны – обеспечить контроль над украино-российской границей – господин Лавров назвал «нереалистичным».
«Повторю, договариваться об этом нужно с представителями Луганска и Донецка. Я сильно сомневаюсь, что в разгар боевых действий представители "ЛНР" и "ДНР" согласятся, чтобы вопрос контроля над границей был установлен в качестве главного пункта и предварительного условия для всего»,– сказал глава МИД.