Фракция «Блок Петра Порошенко» предлагает парламенту обязать Кабинет министров вести онлайн-трансляцию своих заседаний. Бывшие члены правительства и представители комитета Верховной рады по вопросам свободы слова настороженно отнеслись к этой инициативе. По их мнению, многие вопросы, в том числе темы, касающиеся национальной безопасности, могут рассматриваться исключительно в закрытом режиме. Эксперты же опасаются, что этот законопроект может быть попыткой отнести решение вопросов безопасности и обороны страны исключительно к компетенции СНБО.
Законопроект №1685 «О внесении изменений в закон о Кабинете министров Украины» зарегистрировал в парламенте народный депутат Николай Томенко («Блок Петра Порошенко»). Парламентарий предложил дополнить пункт четвертый статьи третьей закона «О Кабинете министров Украины» словами «гласность заседаний Кабинета министров Украины обеспечивается путем онлайн-трансляций в полном объеме на официальном веб-сайте правительства».
По мнению автора законопроекта, целью документа является создание условий для открытости и публичности деятельности правительства. «Данный законопроект позволит обеспечить доступ граждан к процессу обсуждения важнейших вопросов жизни страны и к пониманию позиций каждого члена Кабинета министров»,– говорится в пояснительной записке к документу. Кроме того, автор утверждает, что введение онлайн-трансляций заседаний правительства усилит ответственность каждого члена Кабмина за свои действия.
К инициативе Николая Томенко в комитете по вопросам свободы слова и информационной политики отнеслись настороженно. «К этому законопроекту необходимо подходить взвешено и осторожно, поскольку в военное время на заседаниях Кабинета министров могут обсуждаться вопросы, которые освещать не стоит. Демократичность – это прекрасно, но условия военной агрессии ставят перед нами некоторые требования относительно обеспечения безопасности страны»,– заявил А' глава парламентского подкомитета по вопросам государственной информационной политики и информационной безопасности комитета по вопросам свободы слова Александр Сочка («Народный фронт»).
Впрочем, господин Сочка не стал полностью исключать возможность одобрения комитетом по свободе слова законопроекта об онлайн-трансляциях заседаний Кабмина. «Хотелось бы выслушать аргументацию автора законопроекта по этому вопросу. Когда мы будем обсуждать данный документ на заседании комитета, мы выслушаем и Николая Томенко, и другие заинтересованные стороны, после чего примем взвешенное решение»,– заверил депутат.
Бывший министр экономического развития и торговли Павел Шеремета согласен с тем, что идея ведения онлайн-трансляций заседаний правительства имеет право на жизнь, но отметил, что она требует доработки, так как существуют вопросы, которые могут рассматриваться Кабинетом министров только в закрытом режиме. Причем, по мнению господина Шереметы, эти вопросы могут касаться разных сфер, а не только национальной безопасности и обороны. «Обсуждение правительством многих тем можно и нужно освещать. Так что было бы целесообразно разделить заседания Кабинета министров на два “жанра”: открытые и закрытые, и установить, что норма об онлайн-трансляциях касается только открытых заседаний»,– заявил А' экс-министр.
В свою очередь, политолог Владимир Цыбулько разделяет опасения Александра Сочки.«Рассмотрение в онлайн-режиме вопросов, связанных с обороной, будет фактически сливом информации»,– заявил эксперт. Он также усомнился в полезности проведения онлайн-трансляций заседаний Кабинета министров. «Это попытка подменить экспертную деятельность публичностью. Гораздо эффективнее было бы наладить системную работу над законопроектами с участием экспертов»,– подчеркнул господин Цыбулько.
Впрочем, по мнению эксперта, инициатива Николая Томенко может иметь не только популистские мотивы. «Возможно, эта инициатива подготавливает общественное мнение к тому, чтобы в конце концов под юрисдикцией правительства остались социальные и экономические направления, а вопросы безопасности и обороны были полностью отданы в ведение СНБО»,– отметил эксперт. При этом он высказал опасения, что подобное перераспределение полномочий внутри правящих партий может привести к концентрации власти в одних руках, в результате чего Украина получит «нового Януковича».