25 мая Петр Порошенко отмечает годовщину своего избрания президентом Украины. Эксперты Международного центра перспективных исследований проанализировали деятельность господина Порошенко на посту главы государства, сравнив ее с обещаниями предвыборной программы. Результаты исследования были представлены на круглом столе в МЦПИ и опубликованы в материале "Апострофа" Топ-10 обещаний Порошенко: разница между словами и делами. Инфографика.
В дискуссии на тему президентства Петра Порошенко приняли участие председатель правления МЦПИ Василий Филипчук, известный политический обозреватель Виталий Портников, директор Центра общественных отношений Евгений Магда, дипломат Игорь Турянский, а также другие эксперты. "Апостроф" публикует самые яркие мнения, озвученные в ходе встречи.
Чрезвычайный и полномочный посол Украины, ветеран дипломатической службы Игорь Турянский: Этот год я бы назвал годом упущенных возможностей. Могу привести следующий пример. В Совете Безопасности ООН Украина ничего не может противопоставить России, у которой есть право вето. Но вот Генассамблея ООН провела два заседания в течение года — в марте и декабре. В обоих случаях голосование по вопросу территориальной целостности Украины показало абсолютно одинаковый результат: 100 стран поддержали Киев, а 11 — были против. Чем занималась украинская дипломатия, которая подчиняется президенту Порошенко, в период между первым и вторым заседанием?
Другой пример — это ротация послов. Некоторые посланники на своих местах уже по 7-8 лет. Развитые страны такой практики избегают. А мы, похоже, стремимся к примеру Анатолия Добрынина, который 27 лет представлял Советский Союз в США. Возможно, паузам в смене послов есть объяснение. Сейчас общество сильно интересуется работой украинского МИД. Но никто не пытается ничего объяснять. Зато есть недоумение по поводу посла в Беларуси Михаила Ежеля. Нас снова кормят обещаниями. Последнее прозвучало на последнем заседании Верховной рады из уст первого заместителя министра иностранных дел Натальи Галибаренко. Она сказала, что проводятся консультации, что назначение послов — это не такое уж простое дело, что МИД работает. Сколько можно работать? Нет политической воли? Я не вижу ее у президента, который назначает послов. И неясно, вносит ли представления на послов министр (иностранных дел Павел.— "Апостроф") Климкин.
Кстати, глава МИД, пребывая в Чехии, поблагодарил руководство страны за поддержку европейских устремлений Киева. А чешский парламент не ратифицировал Соглашение об ассоциации с Украиной. Так какой, на самом деле, результат визита Климкина в Прагу? А есть еще история с безвизовым режимом, который Украина, если бы власть сработала, как нужно, получила бы на Рижском саммите. В Европе растет раздражение по поводу Киева, который много говорит, но почти ничего не делает. Тем временем, маленькая Молдова уже год как пользуется безвизовым режимом. Не нужно рассказывать обществу, как вы тяжело работаете. Покажите ваши результаты. А их нет.
Председатель правления МЦПИ Василий Филипчук: Предвыборная программа Порошенко "Жить по-новому", на мой взгляд, одна из самых лучших, виденных мною. В ней господин Порошенко был представлен как тот, кто отвечает чаяниям Евромайдана и приведет Украину в ЕС. В документе также говорилось о борьбе с коррупцией и бедностью, судебной и конституционной реформах, децентрализации и т.д. За некоторые из этих сфер президент не отвечает. Но он, будучи главой государства, имеет достаточно инструментов влияния — от права на законодательную инициативу до наибольшей фракции в Раде. К сожалению, работали эти инструменты с разной эффективностью.
Начал Петр Порошенко свою каденцию с обещания мирно урегулировать конфликт на Донбассе. Общественности был представлен так называемый мирный план Порошенко. Увы, противостояние продолжается, несмотря на договоренности, которые мы знаем как "Минск-1" и "Минск-2". В этих документах даже не упоминается Крым, хотя с аннексии полуострова фактически началась агрессия России. Сейчас мы видим, что Москва играет роль ментора, пребывая как бы над схваткой вместе с Берлином, Парижем, Брюсселем и Вашингтоном. Имеющегося у президента дипломатического таланта и политического опыта не хватило, чтобы обеспечить деэскалацию конфликта и избежать масштабной войны. Системной работы не было, напротив, Порошенко бросался из одной крайности в другую. Вообще хаотичность остается неотъемлемой чертой внешнеполитической деятельности президента. Яркий пример — это идея с введением миротворцев на Донбасс, которая сначала просто отбрасывалась Администрацией президента, но потом стала ключевой в заявлениях. Между тем, вариант замораживания данного конфликта становится все более явным.
В деле европейской интеграции также лозунги превалируют над действиями. Получить безвизовый режим уже в этом году было реальной возможностью, которую подтверждали наши европейские партнеры. Но время шло, а мы своими делами только давали козыри тем силам, которые противятся предоставлению нам безвизового режима. После Рижского саммита Украина остается только с политическими обещаниями на этот счет. Хотя в достижения Порошенко можно записать налаживание диалога с канцлером Германии Ангелой Меркель. Контакты с Берлином всегда были головной болью Киева, и вот наконец-то случился прорыв. Впрочем, есть опасение, что из-за неувязок в реформировании наш европейский адвокат Германия потеряет к нам интерес.
США остаются, наверное, главным союзником Украины. Но нельзя забывать, как Киев попал впросак с заявлениями насчет предоставления статуса стратегического партнера вне НАТО. За пределами нашего дипломатического внимания остается Китай. Это все последствия характерного стиля президента, когда он знает все, и ему никто не может перечить.
Журналист и политический обозреватель Виталий Портников: Я не читал предвыборную программу президента, так как считаю это неблагодарным делом. В наших условиях эти документы мало что значат — в отличие от цивилизованных стран. Нам же нужно анализировать деятельность Петра Порошенко с оглядкой на государственную модель Украины, которая является парламентско-президентской республикой.
В таких странах президенты являются гарантами государственного суверенитета и главнокомандующими на случай войны. Порошенко же пытается выйти за рамки Конституции, пытаясь увеличить свой политический статус. Это стоит за созданием политической партии его имени и фактическим участием в парламентских выборах. Президент берет на себя ответственность за работу Рады, причем спикер (Владимир Гройсман.— "Апостроф") выдвинут его политсилой. Он также хочет отвечать за работу правительства, так как его партия становится частью коалиции и участвует в формировании Кабмина. А ведь в реальности при нынешней государственной модели руководителем страны является премьер-министр, как канцлер в Германии.
Я считаю, что постоянное вмешательство президента в работу Кабмина и парламента закладывает мину будущего политического кризиса. Если ты ведешь переговоры с олигархическими группами (а ты являешься одним из олигархов), если ты встречаешься с министрами, чтобы добиться принятия определенных решений, то у тебя не хватит времени исполнять свои непосредственные обязанности. Президент — это продукт системы, созданной в Украине в 1994 году и являющейся по своей сути олигархической.
Директор Центра общественных отношений Евгений Магда: Янукович бы, наверное, мог адресовать Порошенко одну из своих коронных фраз: "Я вам не завидую". Порошенко во многом является заложником своего избрания в первом туре. Выиграв таким способом президентские выборы, он в определенном смысле консолидировал против себя своих оппонентов. Последствия этого мы сегодня наблюдаем. В свою очередь, определенная часть общества надеется, что Порошенко выполнит свою президентскую программу согласно лозунгу "Пятилетку — за три года!".
Петру Порошенко сейчас непросто, и он тоже испытал в первый год президентства разочарование по вине того же Виталия Яремы (экс-генпрокурора. — "Апостроф") или Валерия Гелетея (бывшего министра обороны. — "Апостроф"). Преданные ему люди не смогли выполнить очистительную функцию в своих ведомствах. С другой стороны, подписание договора об ассоциации с Евросоюзом — несомненно успех Украины и Порошенко лично. И 18 ратификаций документа — тоже успех. Санкции ЕС против России, в которые мало кто верил — заслуга в определенной мере и Порошенко.
Он встретился с вызовами, которых не знал никто из его предшественников на посту. Армия, которая была только на бумаге, появилась в реальности, благодаря и президентским усилиям. В целом Порошенко я бы поставил оценку "хорошо", при том, что президентская каденция годом не ограничивается.
Эксперт МЦПИ Ярослав Ковальчук: Президент не раз говорил о необходимости реформы госслужбы, что является пунктом его предвыборной программы. В этом вопросе подвижек очень мало, более того, ряд ярких личностей, пожелавших применить качественно другие подходы в управлении, были просто "переварены" украинской государственной машиной. Принятый закон о люстрации госслужащих, который должен был произвести масштабную чистку рядов, вызывает нарекания. Он, во-первых, базируется на презумпции виновности госслужащих и, во-вторых, применялся чаще всего против чиновников среднего звена. Тогда как некоторых высокопоставленных лиц, в адрес которых прозвучали обвинения в коррупции и принадлежности к режиму экс-президента Януковича, люстрация почему-то обошла стороной.
Порошенко поднял также тему судебной реформы. Ее темп тоже низкий, и чувствуется желание президента контролировать процессы. Примером может служить ситуация с Высшим советом юстиции (ВСЮ). Несмотря на избрание двух кандидатов от Рады, кворума, необходимого для работы ВСЮ, достичь не удалось. В итоге этот орган, который, в частности, назначает и увольняет судей, парализован. Не видно особого желания в завершении реформы прокуратуры. Избирательная реформа также идет ни шатко, ни валко. Наконец-то началась работа над новым законом о выборах, но ведь в коалиционном соглашении говорится о завершении реформы до середины этого года.
Работа над изменениями в законодательство ведется непрозрачно. Ясности относительно системы проведения близкой избирательной кампании нет. Можно ожидать подвижек в борьбе с коррупцией от наконец-то созданного Антикоррупционного бюро, но по-настоящему работать оно начнет ближе к концу года. Вопрос — что сейчас делают другие правоохранительные органы, в том числе, Генпрокуратура и СБУ, подчиняющиеся президенту?