RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Политика

Между перевыборами и войной: что ждет Украину после блокады ОРДЛО

Политические силы используют общественные противоречия в качестве инструмента борьбы за власть

Политические силы используют общественные противоречия в качестве инструмента борьбы за власть Фото: EPA/UPG

Решение СНБО о прекращении перемещения грузов через линию разграничения свидетельствует об отсутствии последовательной политики Украины по урегулированию конфликта на Донбассе. Данное решение может обострить общественно-политические противоречия внутри Украины и изменить баланс политических сил. Кроме того, негативная реакция международного сообщества на блокаду ОРДЛО способна повлиять на ход мирного урегулирования на Донбассе.

15 марта 2017 СНБО принял решение о прекращении перемещения грузов через линию разграничения. Данное решение фактически означает блокаду ОРДЛО со стороны органов государственной власти Украины и предусматривает следующие положения:

— Временное прекращение перемещения грузов через линию разграничения железнодорожными и автомобильными путями к выполнению пунктов 1-2 Минских соглашений (установление всеобъемлющего режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения) и возвращения захваченных боевиками предприятий под юрисдикцию Украины;

— Разработка плана мероприятий для безопасного и надежного функционирования энергетической и металлургической промышленности Украины;

— Укрепление общественной безопасности и противодействия диверсионным и террористическим проявлениям;

— Нейтрализация возможных вооруженных провокаций;

— Внесение в течение суток предложений НБУ и СБУ относительно санкций против российских государственных банков.

Решение СНБО стало неожиданным шагом, которому предшествовали силовой разгон участников блокады в Кривом Торце и протесты в разных регионах Украины в поддержку блокады ОРДЛО. Большинство экспертов разделяют мнение, что украинская власть поняла, что она не способна выйти из созданной ею ловушки, когда антироссийская риторика сочетается с торговлей с ОРДЛО и побороть соответствующие общественные настроения. Именно поэтому президент и политическое руководство решили возглавить процесс блокировки, против которого они выступали недавно.

Непоследовательная политика правительства по ОРДЛО ведется в условиях общественного раскола по вопросу блокады. По данным социологических опросов, в конце 2016 42% граждан Украины выступали за прекращение любых экономических связей между Украиной и ОРДЛО (включая социальные выплаты, поставки энергоресурсов, закупку угля и т.д.) до полного установления правительственного контроля над этими территориями, 36% высказались против таких радикальных шагов. Сторонники блокады преимущественно выступают за прекращение торговли с боевиками "ДНР" и "ЛНР" и четкую позицию государства в конфликте на Донбассе. Напротив, противники блокады ОРДЛО в основном опасаются энергетического кризиса, падения промышленного производства и враждебного отношения населения ОРДЛО к Украине.

Отсутствие национального консенсуса в вопросе блокады позволяет политическим силам использовать общественные противоречия в качестве инструмента борьбы за власть. Последние события вокруг блокады могут открыть новый цикл политической борьбы всех против всех. С одной стороны "Оппозиционный блок", "Возрождение", "Наш край" и другие силы будут бороться за электорат, который выступает против блокады. С другой стороны БПП, "Народный фронт", "Самопомощь", "Батькивщина" и "Радикальная партия Олега Ляшко" будут бороться за потенциальных голоса граждан, которые поддерживают блокаду и изоляцию ОРДЛО.

Такая политическая конкуренция может привести к нескольким сценариям внутриполитических событий.

Первый сценарий: переформатирования парламентской коалиции и правительства. В результате изменения баланса политических игроков Александр Турчинов может стать премьер-министром, а Олег Ляшко — председателем Верховной Рады. Среди политической элиты все активнее обсуждаются слухи о том, что именно таков нынешний план действий политического руководства страны, который позволит усилить коалицию, однако может привести к обострению конфликта на Донбассе.

Второй сценарий: досрочные парламентские выборы. Если политические игроки не смогут договориться между собой, политическая конкуренция перерастет в острую предвыборную борьбу, в которой тема блокады и других проблем вокруг мирного урегулирования занимают важное место.

Третий сценарий: "замораживание" нынешней политической ситуации. БПП и "Народный фронт" сохраняют нынешнюю коалицию, однако другие политические игроки будут дискредитировать высшее руководство Украины и расшатывать разногласия между правящими силами.

Решение СНБО о блокаде ОРДЛО может изменить геополитическую ситуацию вокруг конфликта на Донбассе. Россия, Германия, Франция, США и другие международные игроки могут рассматривать решение СНБО о блокаде как нарушение Минских соглашений. В ответ международное сообщество усилит давление на Украину с целью возвращения к Минскому процессу. В результате конфликт на Донбассе может пойти двумя путями.

Первый - восстановление полномасштабных боевых действий. Представитель России в Трехсторонний контактной группе Борис Грызлов заявил, что решение СНБО является нарушением пункта 8 Минских соглашений, предусматривающий восстановление социально-экономических связей между Украиной и ОРДЛО. Имплементация решение СНБО существенно ухудшит социально-экономическую ситуацию на неподконтрольных территориях и может спровоцировать наступление боевиков "ДНР / ЛНР". В свою очередь, Вооруженные Силы Украины и добровольческие батальоны будут готовы к контрнаступлению.

Второй — сохранение конфликта малой интенсивности. Блокада ОРДЛО даст России дополнительный аргумент в пользу отмены санкций ЕС и США в связи с конфликтом на Донбассе. В таком случае Россия будет пытаться использовать невоенные рычаги давления на Украину, чтобы вынудить Киев пойти на политические уступки. В свою очередь, это приведет к постоянной внутренней политической турбулентности в Украине.

В целом, события вокруг блокады ОРДЛО лишь подтверждают выводы МЦПИ о необходимости расширения инструментов реализации Минских договоренностей за счет, например, введения международной временной администрации, а в идеале — обновления плана мирного урегулирования российско-украинского конфликта.

Читайте также