Согласно доброй традиции, с наступлением нового политического сезона или же в преддверии выборов отечественные политики все более самоотверженно пытаются доказать украинскому народу, что власть имущие ничем от этого народа не отличаются и являются такими же "пересичными" гражданами, как и все остальные. Как именно чиновники на представительских авто и с миллионными сбережениями на счетах стараются слиться с народом и как действует такой политический камуфляж на украинцев, разбирался "Апостроф".
Поход в народ
Для того, чтобы замаскироваться под народ, необходимо пойти в народ. Речь идет не о плановых встречах с избирателями на округах, а о появлении политика якобы невзначай на публике в привычной для каждого украинца обстановке: в магазине, на остановке, в общественном транспорте, на улице. "Чтобы показать, что политик такой же, как и все остальные: озабочен теми же проблемами, ходит в те же места, что и обычные люди", - поясняет "Апострофу" политтехнолог Ярослав Макитра.
Стоит отметить, что данная технология не нова, выходы в народ для обретения политических дивидендов практикуются чиновниками по всему миру.
По словам политтехнолога Дмитрия Раимова, данный инструмент используется для повышения узнаваемости и формирования доверия. "Это пришло еще из американских учебников по политическим технологиям, где сказано, что сколько рук ты пожмешь во время избирательной кампании – столько ты получишь и избирателей, - говорит он "Апострофу". – Недостаточно просто светиться в телевизоре, нужно идти к людям, чтобы они тебя узнавали, видели, слышали и понимали, что ты абсолютно реальный человек. Без таких рукопожатий рейтинг политика является просто надуванием щек".
В каждой политической традиции хождения в народ той или иной страны есть свои особенности. Например, президента России Владимира Путина журналисты и блогеры не раз ловили на встречах с "правильным" народом, когда рядом с В.В.П. оказывались одни и те же люди только в разных "декорациях": церковь, природа, рыболовецкое судно.
В отечественной политической традиции также есть свои особенности. Например, с началом боевых действий на Донбассе среди политиков стало модным посещать зону АТО. "Сейчас у нас есть два архетипа политиков, то есть людей, которые могут присутствовать на государственных должностях. Это "молодой реформатор" и "боевой генерал", - добавляет Раимов. – У этих двух архетипов есть политическое будущее, поэтому часть украинских политиков старается отметиться в зоне боевых действий, так как знают, что для них это возможность в публичном пространстве заявить, что они обороняют государство. В дискуссии с кем-либо из оппонентов всегда можно сказать: "Что вы мне тут рассказываете? Я вообще-то воевал". Я знаю многих политиков, которые не были там, но их пресс-секретари показывали фотографии боевых действий, передовой, мол, они там были, но на самом деле политика там и рядом не было".
Кроме того, в обязательную программу чиновников входит появление в храме в дни особо значимых религиозных праздников. Пресс-служба политика непременно должна запечатлеть визит шефа на фото, желательно в момент крестного знамения, совершаемого правой рукой, и со свечой в левой, в окружении простых прихожан храма, и расшарить фото в соцсетях. К выбору гардероба также следует отнестись серьезно. Последний тренд церковно-политической моды – вышиванка, которая в духовном месте подчеркивает еще и национальную идентичность чиновника. Беспроигрышная комбинация. Именно этот предмет одежды из года в год на Пасху выбирает экс-премьер Арсений Яценюк. Комбо – обойти в пасхальную ночь сразу несколько храмов вместе с семьей, как это делает президент Петр Порошенко, и, опять-таки, отчитаться о проделанной "работе" в соцсетях.
Но если походы в храм – необходимый минимум, который должен быть в арсенале у каждого политика, то иные формы активности в народе ограничиваются только фантазией самого чиновника и его пиарщиков. Самым "народным" политиком в Украине можно смело назвать лидера "радикалов" Олега Ляшко. Этот парламентарий доил домашний скот, прогуливался по улицам столицы, общаясь с дворниками и работниками метро, разговаривал с людьми на остановках, а однажды, во время одного из таких сеансов общения, даже прихлопнул комара прямо на лбу сельской жительницы, мол, ничто человеческое ему не чуждо. Кстати, во время таких вылазок политик никому не отказывает в селфи, подчеркивая свою открытость.
Любит заигрывать с народом и экс-губернатор Одесской области Михеил Саакашвили. В бытность главой ОГА Саакашвили спускался в метро (в Харькове), катался на обычной рейсовой маршрутке, заходил в закусочные, как обычный посетитель.
"Зашел вместе с охраной и семьей. Постоял, как все, в очереди, сделал заказ, а охрана дежурила поодаль, - рассказывает "Апострофу" Дмитрий, очевидец такой вылазки Саакашвили. – Когда он присел за стол, к нему начали подходить люди, в основном молодые девушки, которые просили разрешения сфотографироваться. Он никому не отказывал, девушки делали фото и тут же постили их в соцсетях".
"Эта технология направлена даже не на ту аудиторию, которая непосредственно присутствовала во время появления политика на людях, а на фиксацию самого факта и демонстрацию его через соцсети и ТВ, мол, такой стиль жизни для чиновника – обыденность", - добавил Ярослав Макитра.
Что касается государственных чиновников высшего уровня, то они, конечно, в силу своего статуса более стеснены в маневрах, но все равно прибегают к данной политтехнологии. Например, в начале сентября украинцы обсуждали визит президента Петра Порошенко в супермаркет. По "счастливой случайности" блогер Мирослав Олешко снял на видео, как Порошенко выходит из супермаркета в обычной футболке и, сделав селфи с двумя девушками, садится в свой автомобиль.
Над имиджем "народного" премьера усиленно работает и Владимир Гройсман. Пресс-служба главы Кабмина регулярно тиражирует фото шефа в окружении бабушек, а в Тернополе премьер катался в переполненной маршрутке.
Обратный эффект
В то же время вылазка в народ может сыграть с политиком злую шутку и дать совершенно обратный эффект. Так, хрестоматийным анекдотом обернулся поход в народ российского премьера Дмитрия Медведева, когда на вопрос пенсионерки из оккупированного Крыма он ответил: "Денег нет, но вы держитесь".
Не слишком удачным оказался и визит Арсения Яценюка в храм на Пасху в апреле этого года. Экс-премьер вроде бы сделал все "по фэн-шую": пришел в храм с корзинкой, стал рядом с простыми прихожанами, выложил фотоотчет в соцсеть… Да только пользователи соцсетей высмеяли политика за то, что на фото в толпе бабушек за спиной Яценюка засветились крепкие охранники экс-премьера.
"Выход политика к людям – это всегда возможность попасть впросак. Могут сработать конкуренты, например, кого-то подослать, кто попытается сорвать встречу. Политик может оговориться и сказать что-то не то, а потом заявление будет мгновенно растиражировано... И когда политик видит по лицу человека, который стоит перед ним, что его не очень любят или даже смеются, то в такой ситуации можно наговорить лишнего", - отмечает Раимов.
Чтобы политик не наговорил лишнего и вел себя достойно, перед выходом в народ с ним работают пиарщики и политтехнологи.
"Заранее обсуждается риторика, на что обратить внимание, как держать аудиторию, расположить ее к себе. Грамотный политик топ-уровня просто не может позволить себе попасть в неконтролируемую среду и не иметь плана действий. Определенное поведение моделируется наперед", - отмечает Ярослав Макитра.
Как именно готовятся походы в народ, "Апострофу" рассказала бывшая помощница одного из действующих нардепов Светлана. "Шеф больше любил приезжать в округ на праздники микрорайонов или поселков. Все встречи планировались, но, если задавали острый вопрос, на этот случай была заготовка: он всегда предлагал написать обращение к нему как нардепу, мол, он разберется в рамках действующего законодательства. Но чтобы острых вопросов не возникало, обычно к этим праздникам что-то делали в районе или поселке, например, устанавливали детские площадки, белили бордюры, остановку могли поставить", - говорит она.
Во что верят люди
Но остается вопрос – работает ли эта политтехнология в реальности и конвертируются ли вылазки в народ в голоса избирателей.
По мнению политтехнолога Алексея Голобуцкого, такой трюк может сработать не всегда, ведь все зависит от целевой аудитории того или иного политика.
"Проблема в том, что наши политики хотят нравиться всем одновременно, заигрывая и с молодежью, и с пенсионерами, и с интеллектуалами, и со средним классом. Но так не бывает, - говорит "Апострофу" эксперт. – Например, делал ошибки Арсений Яценюк. Ему симпатизируют те люди, которые понимают, что он интеллектуально развит, знает языки. Но это узкий круг электората. Простому же народу в основной массе на это наплевать. Соответственно, походы Яценюка в чебуречную не сработали, ведь не для своего электората он все равно останется "очкариком", пусть он хоть в картонной коробке в метро живет, а для его электората, с критическим мышлением, это сильно примитивный и слабый ход".
Политический психолог Светлана Чунихина считает, что социальный разрыв между правящей элитой и простыми украинцами слишком большой, чтобы люди верили в искренность политиков.
"Дистанция между властью, правящими элитами и остальным населением существует везде, и везде есть риск ее опасного увеличения. Так что время от времени необходимы эти символические акты сближения власти с народом, чтобы режимы поддерживали свою функциональность. И участники, и наблюдатели, как правило, отдают себе отчет, что это именно символическое сближение, "как бы", притворное. Но так уж устроена политика, что в ней большое значение имеют символы и ритуалы, - уверяет "Апостроф" психолог. – Украинские политические "выходы в народ" представляют собой часть этой общей традиции. Но поскольку контраст между жизнью правящего класса и повседневностью обычных граждан у нас разительный, все эти походы в чебуречные, за сырками выглядят злой пародией, карикатурой. Есть стойкое ощущение, что власть имеет очень смутные представления о том, что такое и кто такой народ. Народ, кстати, тоже не особо стремится вникать и узнавать тех, кто руководит государством. Мол, все они там одинаковые. Вот эту пропасть незнания и имущественного расслоения необходимо устранять. И символическими походами с авоськой в магазин тут не обойтись. Нужно реальное сближение, сокращение дистанции, выравнивание диспропорций в доходах и качестве жизни".