РУС. | УКР.

понедельник, 21 января
  • Лайм
НБУ:USD
  • НБУ:USD
  • НБУ:EUR
27.75
Политика

Читайте нас в Telegram-канале

Порошенко стал сильнее, но на улицах опасно: три успеха и шесть провалов украинской власти

Год сопровождался политической турбулентностью

Год сопровождался политической турбулентностью Фото: Александр Гончаров / Апостроф

2017 год сопровождался политической турбулентностью в Украине. Прорыва в структурных реформах не произошло, но точечные изменения все же удалось провести. Главным политическим центром влияния остаются президент Петр Порошенко и его политическая сила. "Народный фронт" продолжает играть роль второй скрипки, хотя в отношениях с "Блоком Петра Порошенко" занимает все более жесткую позицию. О главных достижениях и провалах украинской власти в 2017 году – в статье эксперта Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Игоря Петренко на "Апострофе".

Достижения

1. Сохранение относительной политической стабильности. Несмотря на постоянные разговоры о развале коалиции и досрочных выборах, БПП и НФ удалось сохранить существующую политическую конструкцию и обеспечить возможность принятия решений в парламенте. Сейчас БПП и НФ не могут собственными силами обеспечить результативные голосования, поэтому постоянно вынуждены искать союзников среди депутатских групп ("Видродження" и "Воля народа") и внефракционных депутатов, а иногда и договариваться с внекоалиционными фракциями (наиболее "понимающей" является Радикальная партия Олега Ляшко). Парламент, хотя и со скрипом, но продолжает принимать правительственные законы, правительство работает без особых потрясений, а дуализм исполнительной власти не приводит к открытым конфликтам между президентом и премьер-министром.

2. Точечный прогресс в реформах. В 2017 году украинская власть приступила к реализации ряда общественно важных реформ, в частности:

1) пенсионная реформа – осовременивание пенсий и стабилизация солидарного уровня пенсионной системы;

2) образовательная реформа – новые принципы обучения и управления школами, повышение престижности профессии, развитие инклюзивного образования;

3) медицинская реформа – современная модель финансирования здравоохранения, в которой деньги ходят за пациентом;

4) электронные доверительные услуги (вступят в силу в ноябре 2018 года) – электронные инструменты идентификации, которые облегчают ведение бизнеса и выход на международный уровень;

5) международные стандарты финотчетности – прозрачная и понятная финотчетность частных и государственных компаний для иностранных инвесторов, государства, общественности;

6) законодательное предотвращение необоснованного давления со стороны правоохранительных органов на лиц, права или законные интересы которых ограничиваются во время досудебного расследования.

Фото: УНИАН

3. Продолжение сотрудничества с МВФ. Несмотря на неоднократное оттягивание выделения траншей, Международный валютный фонд не прекращает сотрудничество с Украиной, что является очень важным как с точки зрения макроэкономической стабильности, так и сотрудничества с другими донорами. Требования МВФ остаются главным стимулом политических действий нынешней украинской власти, которая вынуждена выполнять взятые на себя обязательства.

Провалы

1. Низкое качество демократии. Сейчас в Украине происходит монополизация власти – президент Петр Порошенко превратился в бизнесмена и политика №1. Президент через исключительное влияние на ГПУ и СБУ, неформальные механизмы личных обязательств, а также крупнейшую фракцию в парламенте имеет исключительное влияние как на правительство и парламент, так и на судебную ветвь власти, которая после судебной реформы фактически вышла из-под влияния ВРУ. Власть пытается поставить под контроль гражданский сектор, например, вводя для антикоррупционеров обязательное е-декларирование. Любые политические решения принимаются как компромисс между двумя политическими силами – БПП и НФ. Отсутствуют социальные лифты и реальная возможность влияния граждан на выработку государственной политики.

2. Ситуация с безопасностью. Сегодня уровень ощущения незащищенности среди украинских граждан является самым высоким за всю историю независимости Украины. Улицы украинской столицы и других городов перестали быть безопасными для политиков, бизнесменов, журналистов, простых граждан. Вопрос безопасности актуализируется не столько в контексте войны на Донбассе, сколько в увеличении количества публичных заказных убийств, бандитских разборок, терактов, взрывов военных складов в глубоком тылу.

Фото: УНИАН

3. Война на Донбассе и вопрос Крыма. Украине не удалось продвинуться в направлении решения конфликта на востоке страны. Власть занимает пассивную позицию, чем оставляет поле для маневров Российской Федерации. Несмотря на риторику о "деоккупации" ОРДЛО, украинская власть не предлагает конкретных механизмов и мер, которые могли бы реально повлиять на ситуацию. Вопрос возвращения Крыма почти исчез с мировой повестки дня. Единственной темой, которая вызывает интерес мирового сообщества, остается вопрос нарушения прав и свобод человека и гражданина на полуострове.

Фото: УНИАН

4. Провал антикоррупционной политики. Сейчас деятельность антикоррупционных органов можно охарактеризовать выражением "война всех против всех" (Национальное антикоррупционное бюро проводит расследование деятельности главы Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, а НАПК в свою очередь проводит проверку возможных нарушений в декларации директора НАБУ, также к этому процессу активно подключается ГПУ). Большинство антикоррупционных органов сегодня дискредитированы как в глазах общества, так и в глазах западных партнеров. Их деятельность имеет низкую эффективность, а политическое влияние на них с каждым годом растет. Единственным органом, который сегодня в большей степени остается неподконтрольным украинскому политическому истеблишменту, является НАБУ. В свою очередь НАПК и САП превратились в классические органы политической конкуренции и выполняют заказы как Банковой, так и НФ. Вопрос создания антикоррупционного суда остается нерешенным, электронное декларирование провалено, нивелирован конкурсный подход к отбору руководителей государственных органов (конкурсный отбор председателей ОГА вообще отменен). Конкурсный отбор директора ГБР и его заместителей показал, что любые назначения на должности в Украине имеют квотный характер и определяются договоренностями между Банковой и НФ. Громкие коррупционные дела не имеют логического продолжения, топ-коррупционеры остаются не наказанными.

Фото: НАБУ

5. Ухудшение отношений с западными партнерами и соседними государствами. Сейчас можно наблюдать усталость европейцев и американцев от Украины, которая довольно медленно выполняет свои обязательства и не демонстрирует ощутимого прогресса в сфере системного реформирования, особенно в вопросе борьбы с коррупцией. Кроме того, непрофессиональная внешняя политика и необдуманные политические решения приводят к ухудшению отношений с соседними государствами. Украинская власть, играя на националистической риторике, теряет союзников и затрудняет решение важных вопросов в международных институциях.

6. Провал деолигархизации и деофшоризации. Деолигархизация превратилась в Украине в способ борьбы с конкурентами. Опала Игоря Коломойского стала показательной и разделила олигархический лагерь на две группы. Часть из них отошла в тень, занимает выжидательную позицию и не вступает в открытое противостояние с Банковой. Другие же стали союзниками действующей власти, довольствуясь вторым номером, и продолжают преумножать свои состояния и защищать существующий политический строй. Деофшоризация закончилась, так и не начавшись. Еще летом 2016 года по поручению президента и требованию МВФ началась работа над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях, но воз и ныне там. Показательно, что Порошенко недавно стал героем очередного оффшорного скандала – Paradise Papers.

Новости партнеров

Загрузка...

Читайте также

​Госрезерв - это большая кладовка государства - и.о. главы госагентства Котов

Интервью с и.о. главы Госрезерва Павлом Котовым – читайте на Апострофе

Убить монстра: как из-за Насирова Украина осталась без фискалов

Решение правительства реорганизовать Государственную фискальную службу может быть связано со скандалом вокруг ее главы Романа Насирова, но сам по себе реформа ГФС вполне актуальна

Новости партнеров

Загрузка...