RU  UA  EN

четверг, 23 января
  • НБУ:USD 41.70
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.70
Политика

Пять причин перезагрузить "Укроборонпром"

Госконцерн погряз в немотивированных расходах и провалил экспорт

Госконцерн погряз в немотивированных расходах и провалил экспорт Фото: ukroboronprom.com.ua

4 марта стал "черным днем" для первого правительства "монобольшинства" – Кабмин был отправлен в отставку. Причины – провалы в экономике, невыполнение бюджета, провал коммуникации на всех уровнях. Но, обозначая проблемы, глава государства оставил без внимания кризис в "Укроборонпроме" – важной государственной структуре, проблемы которой особенно чувствительны в условиях военного конфликта с соседней державой. Мы определили 5 основных причин, почему "Укроборонпром" нуждается в кадровой перезагрузке.

Потеря государственного оборонного заказа

Проанализируем 2019-й год. "Укроборонпром" отчитался о тысячах единиц вооружения и военной техники, поставленной предприятиями концерна для нужд Вооруженных Сил. Но подобные пресс-релизы "УОПа" всего лишь удачный пиар-ход. Да, действительно, в 2019-ом году государственное КБ "Луч" отгрузило военным несколько сотен противотанковых ракет "Стугна-П" и "Корсар", а спецэкспортеры, которые тоже входят в статистику "Укроборонпрома", организовали импорт боеприпасов из дружественных стран. При этом новой бронетехники концерна поставлены единицы – "ХКБМ" до сих пор не может выполнить контракт на 40 БТР-4, подписанный еще в конце 2016-го года! В то же время, частные производители бронетехники – "КрАЗ", "Практика", "Украинская Бронетехника", "Богдан" реализовали в 2019-ому году несколько сотен бронированных грузовиков и машин, которые скорее подходят под классификацию "бронеавтобусов", чем настоящих бронетранспортеров.

Но конкуренция со стороны частников – только небольшая часть системной проблемы. Настоящий саботаж прошлого года кроется в отказе получить 5 миллиардов гривен под государственные гарантии от Министерства обороны Украины. Немножко ликбеза. Начиная с 2015-го года, в условиях ограниченности бюджетного финансирования и избыточной ликвидности государственных банков, Министерство обороны использует механизм кредитования под государственные гарантии Минфина. К примеру, государственный завод "Артем" взял в государственном "УкрЭксимБанке" кредит на 110 миллионов гривен и поставил Министерству обороны 125 мм танковые управляемые ракеты "Комбат" и системы выброса ложных целей для авиации. Завод деньги получил полностью, продукция поставлена, а Министерство имеет возможность растянуть выплаты на 3-5 лет с льготной кредитной ставкой. Банк тоже доволен – он прокредитовал не олигархические схемы с сомнительными залогами, а государство, получив при этом настоящую "броню" в виде государственной гарантии. В 2016-ому году, "Житомирский бронетанковый завод" получил в "Ощадбанке" 611 миллионов гривен и смог отремонтировать значительную часть БМП-1 и БМП-2 украинской армии. Минобороны, используя прямое финансирование, растянуло бы подобный контракт на несколько лет, а в случае с кредитом госбанка, армия получила технику очень оперативно.

Немного открытой информации – в 2016-ом году Минфин выдал государственных гарантий по военным программам на суму на 2,9 миллиардов гривен, в 2017-ом – на 1 миллиард, в 2018-ом – на 5 миллиардов гривен (при этом все 5 миллиардов получены государственными предприятиями "Укроборонпрома" - на ремонт артиллерии, БМП-1, танков Т-72 и Т-64, бронемашин БРДМ-2, на поставки средств радиосвязи), а в 2019-ом году концерн под руководством Айвараса Абромавичуса … отказался от получения заказов под государственные гарантии! Но это уже не маркетинговый ход – это прямое нарушение Закона Украины "Про государственный бюджет Украины на 2019-й год", который предусматривал выделение 5 миллиардов гривен под государственные гарантии для нужд обороны. Подобная халатность или целенаправленный саботаж уже привели как к снижению доходов и повальному сокращению сотрудников государственных заводов, так и к потере ценного для украинской армии времени – подпиши "Укроборонпром" контракты в конце 2019-го года, уже сейчас можно было бы передавать военным десятки отремонтированных танков, гаубиц и самолетов – так нужных украинской армии.

Формирование государственного оборонного заказа на 2020-й год уже ознаменовалось сразу несколькими скандалами. При молчаливом согласии Абромавичуса, Минобороны планирует закупить 25 бронемашин "Oncilla" польского производства, вместо лицензионных "Дозоров", которые может производить "Укроборонпром"! Это еще минус 200 миллионов гривен оборота для государственных бронетанковых заводов. МОУ хочет потратить почти миллиард гривен на бронемашины частной компании "Практика" с завышенными ценами на бронесталь (еще бы!), при этом БТР-3 "Киевского бронетанкового завода" в ГОЗ включить забыли вообще как и новые высокоточные ракеты "Ольха" и "Ольха-М". Айварас Абромавичус не стесняется в интервью признаваться, что о таких решениях Минобороны он узнал из прессы!

Реакция Президента на такое планирование получилась молниеносной –Министра обороны Андрея Загороднюка уже отправили в отставку. Но что делать с руководством "Укроборонпрома", ведь все эти высокооплачиваемые менеджеры обязаны бороться за каждую гривну – как на экспорт, так и от внутренних заказчиков!

Непрозрачный кадровый отбор

При Порошенко назначения на руководящие посты "Укроборонпрома" проходили не по профессиональному признаку. В 2014-м году Концерн возглавил Роман Романов – один из партнеров Олега Гладковского по автобизнесу. Завод "Антонов" отдали другому автодилеру – Михаилу Гвоздеву, а крупнейшее турбинное предприятие – "Заря-Машпроект" возглавил один из менеджеров Петра Порошенко - Константин Картошкин. "Укроборонпром" получил профессионального руководителя только в 2018-ом году – опытного торговца оружием Павла Букина – но и он засветился в переписках партнеров Гладковского по поставкам контрабандных запчастей (вспомним крылатую фразу "Паше я бы не давал!").

Айварас Абромавичус решил продемонстрировать настоящий кадровый отбор – с заблаговременным уведомлением всех желающих, многоступенчатой проверкой кандидатов, привлечению к проверкам кандидатом как силовиков, так и гражданских организаций. Но на практике вся эта "прозрачность" оказалась ширмой – уже при первом конкурсе на должность директора николаевского завода "Заря-Машпроект" побеждает Денис Гордиенко - никак не связанный с военной сферой менеджер, которому "просто повезло" быть мужем одной из бизнес-партнерш Абромавичуса.

"Житомирский бронетанковый" - помните завод, который ремонтирует БМП? "УОП" назначает директором Алексея Жуковца, как выразился концерн "опытного менеджера Макеевского труболитейного завода", а оказалось, что этот человек был одним из арендаторов Макеевского завода и выпускал там свою продукцию.

Два самых прибыльных и "жирных" предприятия – государственные экспортеры "Спецтехноэкспорт" и "Укрспецэкспорт" получили новых директоров только в начале 2020-го года, тогда как все СМИ огласили их имена еще в ноябре, что свидетельствует о формальности конкурса.

Скандалом национального масштаба было назначение Алексея Попова директором "Завода 410 гражданской авиации" – руководство "Укроборонпрома" просто "забыло" про частые поездки Попова в Россию и даже о фото в форме летчика российских военно-воздушных сил на военной выставке в Москве в 2017-ом году!

Значительные расходы на персонал

По мнению Абромавичуса, менеджеры государственных оборонных компаний несут значительную ответственность и должны иметь соответствующий оклад. Что ж, не можем не согласиться с этим утверждением. Но вот персоналии и размер зарплаты менеджеров "Укроборонпрома" вызывает очень много вопросов. Согласно открытым источникам – сайту "Национального агентства по предотвращению коррупции" Роман Бондарь, заместитель генерального директора по трансформации (новая "модная" должность) за весь 2018-й год заработал в частном бизнесе всего 105 тысяч гривен, но уже за несколько месяцев работы в "Укроборонпроме" - около миллиона гривен! Мустафа Найем, бывший журналист и народный депутат, сейчас получает в месяц в среднем 200-250 тысяч гривен – и на абсолютно неопытного в военной сфере Мустафу возложили government relations – быть может именно он понесет ответственность за провал планирования ГОЗа?

"Укроборонпром" не только нанимает неопытных топ-менеджеров и назначает им колоссальные зарплаты – концерн делает ставку на PR и собственный позитивный имидж в прессе – ведь как тогда объяснить зарплату "начальника управления коммуникации" концерна порядка 100 тыс гривен в месяц?!

Выкачивание средств из "живых" предприятий

Но как же "Укроборонпром" назначает себе огромные зарплаты, отправляет руководство в заграничные командировки и тратит деньги на собственных имидж-мейкеров, если концерн сам не подписывает ни единого оборонного контракта? Ответ очень прост: эти деньги "Укроборонпром" вытягивает из активных и работающих предприятий. Чуть ниже Вы можете ознакомиться с копиями приказов Айвараса Абромавичуса, согласно которых предприятия концерна должны перечислять главной организации средства – только по этим двум приказам набегает сумма в 90 миллионов гривен!

То есть вместо инвестирования в перспективные разработки, заводы вынуждены содержать "высококлассных" менеджеров и офис "Укроборонпрома".

Добавим к этому и любимый метод финансового оздоровления государственных заводов, находящихся в предбанкротном состоянии. Зачем получать государственный заказ на "Завод имени Малышева", если "Укрспецэкспорт" может дать харьковчанам 81 миллион гривен финансовой помощи? Странно пробовать выполнить заказ на БТР-4, если "Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова" может взять у "Спецтехноэкспорта" 30 миллионов гривен? Естественно, подобные финансы идут на погашения долгов по зарплатам, но подключение здорового пациента к жизнеобеспечению умирающего вряд ли сохранит обоих!

Провалы в экспорте оружия

Можно было оправдать отказ "Укроборонпрома" браться за заказы Минобороны Украины загруженностью заводов под экспорт – но такая ситуация отнюдь не наблюдается. Более того, новая команда Айвараса Абромавичуса умудряется продуцировать новые скандалы в международной торговле оружием и военной техникой.

Профильным замом в Концерне трудится Михаил Морозов, которого в СМИ обозначают как подчиненного пакистанского бизнесмена Мохаммада Захура. Зарабатывая в месяц 200-300 тысяч гривен, Морозов, похоже, решил вернуть в свое распоряжение рынок Пакистана, обязав "Укрспецэкспорт" разорвать все контракты со старыми посредниками и ввести новые структуры.

В плачевном состоянии оказалось военно-техническое сотрудничество с Турцией – во время визита в Киев, Реджеп Эрдоган выразил Владимиру Зеленскому недовольство отсутствием развития ВТС. По слухам, Президент Украины сразу набрал Айвараса Абромавичуса и потребовал объяснений – но в это время руководитель госконцерна был на военной выставке в Индии, где выслушивал упреки индийской стороны по поводу невыполнения "Укроборонпромом" поставок ракет Р-27 и задержкам ремонта индийских Ан-32. Кстати, не думал ли Абромавичус, назначая руководить "Заводом 410" фаната российских ВВС Алексея Попова, что только он может реанимировать контракты по Ан-32?

Одной из первых заграничных поездок Абромавичуса был тур в Перу – на подписание контракта по поставке одного самолета Ан-178 для нужд перуанского МВД. Это пока что единственный экспортный контракт, которым может похвастаться новая команда литовского управленца – но "Антонов" уже признался в отсутствии финансирования и риске остановки производства самолета. Как становится понятно, экспортный контракт до сих пор не вступил в силу – перуанцы еще не заплатили аванс, а Абромавичус дополнительной нагрузкой потребовал "Антонов" перечислить концерну 41 миллион гривен (см. приказ выше).

Топ-менеджеры "Укроборонпрома" активно забивают информационное пространство новостями о выигранных делах против России, или централизованной закупке газа для предприятий. С таким руководством украинские военные предприятия нескоро отчитаются об успехах на мировом рынке вооружения, новых разработках высококлассного оружия или о рекордной отгрузке военной технике для украинской армии. Слово за Президентом Зеленским.

Читайте также