В Верховной Раде продолжается подготовка ко второму чтению резонансного закона об усилении мобилизации. Известно, что в документ внесено более четырех тысяч правок. Как идет рассмотрение законопроекта, когда он будет вынесен на голосование в сессионный зал парламента, и будет ли он принят вообще, разбирался "Апостроф".
Какие правки приняли, а какие нет
Эпопея с рассмотрением законопроекта "О прохождении военной службы, мобилизации и военном учете" продолжается. После его принятия Верховной Радой в первом чтении в документ были внесены рекордные 4195 поправок. В комитете по вопросам национальной безопасности поделили их на 16 тематических блоков.
"Мы работали четыре дня, с понедельника по четверг включительно, - отметил народный депутат, член комитета ВР по вопросам нацбезопасности Федор Вениславский - Далее, на основании концептуальных вещей, которые мы рассмотрели и поддержали или не поддержали в этих блоках, секретариат комитета сформирует сравнительную таблицу с законодательными предложениями, объединенными в эти 16 блоков. Тогда мы сможем значительно быстрее отклонить или одобрить те или иные поправки".
О том, какие поправки комитет принял, а какие отклонил подробно написала на своей странице в Facebook нардепка Ирина Фриз.
Читайте: В Украине мобилизуют офицеров запаса: кого призовут в первую очередь
По словам Фриз, комитет не поддержал наиболее резонансные нормы: ограничения выезда за границу, блокирование счетов, электронные повестки.
Также не поддержана норма об обязанности иметь электронный кабинет. Депутаты предлагают это сделать как право, то есть возможность для военнообязанных, резервистов и призывников использовать этот механизм для обновления данных.
"Не пришли к согласию по ограничению консульских услуг – голоса разделились 50/50. Будем работать над этим вопросом при рассмотрении правок", - пишет нардепка.
По мнению значительного количества нардепов, ограничение консульских услуг для украинцев за рубежом не только не будет иметь положительного эффекта для вопроса мобилизации, но и будет иметь негативные последствия – подрыв доверия граждан к собственному государству, снижение мотивации защиты интересов Украины в странах пребывания, приведет к увеличению тех, кто вообще будет отказываться от гражданства Украины.
Фриз отмечает, что предложение об ограничении предоставления консульских услуг, как ни странно, поступило от МИД, что порождает встречный вопрос – понимание ими последствий от этой инициативы для государства в целом.
Также обсуждался вопрос освобождения от призыва во время мобилизации.
Поддержано отсрочка для тех, у кого на иждивении трое и более детей, кроме тех, у кого задолженность по уплате алиментов. Также в эту категорию предлагается включить опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, патронатных воспитателей, опекунов лица, признанного судом недееспособным. Сюда же отнесены лица с инвалидностью I и II группы и ближайшие члены их семей.
Пока нет согласия по урегулированию вопроса для инвалидов ІІІ группы.
Был обсужден вопрос формы привлечения полиции к мероприятиям по уведомлению с участием ТЦК. Также нормативно определены критерии бронирования Нацпола.
Комитет также поддержал предоставление права осужденным лицам, освобожденным от отбывания наказания с испытанием, быть призванными на военную службу по призыву во время мобилизации.
Рассмотрены комитетом и предложены поправки по аспирантам. Принято предварительное решение, что все аспиранты получат отсрочку.
Убрана норма относительно отсрочки только для обучающихся за государственные средства. Однако Минобразования планирует внедрить единый экзамен для поступления в аспирантуру и контроля обучения в аспирантуре, во избежание злоупотреблений.
Отсрочку будут также лица, зачисленные на обучение в интернатуру.
Следует отметить, что это не финальная версия законопроекта. Каким он будет в финальном варианте, пока неизвестно.
Когда ждать принятия закона
Федор Вениславский считает, что до конца марта законопроект может попасть на голосование во втором чтении.
"Если говорить о сроках, то ориентировочно в следующий понедельник, 4 марта, секретариат должен подготовить сравнительную таблицу этого законопроекта. И дальше, начиная с 5-6 марта мы сможем приступить к постатейному обсуждению и к учету или отклонению этих законодательных поправок с участием наших коллег, которые их подавали", – говорит Вениславский.
По оптимистичным оценкам нардепа, примерно до 10-15 марта комитет сможет окончить с поправками.
"Пессимистично - до 20 марта мы сможем их рассмотреть, сформировать заключение комитета, проголосовать и направить законопроект на второе чтение в Раду. То есть и по оптимистическому, и по пессимистическому сценарию, до конца марта мы имеем все шансы в зале этот законопроект проголосовать во втором чтении", – подчеркнул Федор Вениславский.
Такого же мнения придерживается и нардеп Соломия Бобровская.
"Я думаю, что где-то в середине марта этот законопроект будет отправлен на второе чтение", - сказала Бобровская в комментарии "Апострофу".
А вот нардепка Марьяна Безугла менее оптимистична, и критикует профильный комитет из-за затягивания рассмотрения правок. По мнению нардепки, если так дальше будут развиваться события, то "мы не получим рассмотрение и через месяц".
Хотя нардепы и работают над усовершенствованием закона об усилении мобилизации, не факт, что он будет принят вообще. И для этого есть как минимум две причины. Во-первых, среди депутатского корпуса нет желающих потом стать "врагами народа" из-за негативного отношения к этому законопроекту среди граждан. Во-вторых, правками могут банально "убить" все идеи, которые есть в документе.
"Я не знаю будет ли этот закон принят вообще. Мне так кажется, что никто не хочет брать на себя ответственность за него, потому что он непопулярен в обществе", - говорит нардепка Соломия Бобровская.
Читайте: Мобилизация продолжается: кого призовут в армию с 1 марта