RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

На пороге "гражданской" войны: как Банковая принуждает к миру Конституцион­ный суд

У Зеленского, кажется, готовы идти на силовые решения

Антикоррупционная реформа в Украине Президент Украины Владимир Зеленский и глава конституционного суда Александр Тупицкий Фото: Апостроф

Буря, которая поднялась после решения Конституционного суда Украины (КСУ) признать нелегитимными целый ряд статей антикоррупционного законодательства, была легко прогнозируемой. Одним решением служители Фемиды создали Украине целый ряд проблем на самых разных направлениях - от развала сотен дел в судах до кризиса отношений с Западом. "Апостроф" рассказывает подробнее о том, какими могут быть последствия решения КСУ и на какие кардинальные меры решилась пойти власть. Ведь теперь в Украине вырисовывается крайне неприятная ситуация - когда две властные вертикали - судебная и исполнительная - сошлись в прямом противостоянии.

Управленческий кризис

С утра 29 октября на сайте Национального агентства по предупреждению коррупции (НАПК) появилось заявление, в котором говорилось, что теперь победители местных выборов не могут вступить в должности, поскольку в НАПК не могут перед этим проверить их электронные декларации. На самом деле речь шла не обо всех победителях выборов. Но даже тех, кто подпадает под спецпроверку хватит, чтобы создать в Украине управленческий кризис.

"КСУ фактически заблокировал реализацию результатов местных выборов. Поскольку назначение кандидатов избранных на должности, в частности председателей областных, районных советов и их заместителей, возможно только после прохождения ими спецпроверок", — говорится в заявлении НАПК.

Согласно статье 56 закона "О предотвращении коррупции" под спецпроверку не попадают главы сел, городов и старосты, но вот назначение на должности всех вышеперечисленных НАПК — возможно только после прохождения ими спецпроверок. Кстати, тоже самое касается и первых заместителей мэров - они тоже обязаны пройти спецпроверку.

"Процесс действительно частично заблокирован относительно тех должностных лиц, которые избраны, и для вступления в должность необходимо проведение спецпроверки, составляющей которой является полная проверка деклараций претендентов на должности. Без спецпроверки, которую провести сейчас нельзя, таких кандидатов практически невозможно назначить", — объяснил представитель Зеленского в Конституционном суде Федор Вениславский.

Конец безвизу?

С утра по СМИ разлетелась новость о том, что решение КСУ якобы может привести к приостановке безвизового режима с Украиной. На самом деле все не так страшно: о такой возможности говорилось в ответе представителя Украины при ЕС Николая Точицкого на запрос вице-премьера по вопросам евроатлантической интеграции Украины Ольги Стефанишиной, который оказался в распоряжении "Апострофа" из источников в Кабмине.

"По неофициальной информации из Еврокомиссии, решение Конституционного суда Украины № 13-р / 2020, которое отменило ключевые антикоррупционные полномочия НАПК, уголовную ответственность за недостоверное декларирование, является достаточным основанием для начала запуска Европейской Комиссией механизма временной приостановки действия безвизового режима", - говорится в документе.

То есть приостанавливать безвизовый режим прямо сейчас с Украиной вряд ли станут, однако и рассуждения в СМИ отдельных персонажей о том, что у нас его не отберут ни в коем случае - слишком самонадеянны. Возможность приостановления безвизового режима с ЕС определена специальным механизмом. В нем прописаны условно две группы критериев, которые отслеживают партнеры Украины на Западе.

Первую группу критериев можно отнести к условно миграционным и в данном случае они значения не имеют. Вторая группа касается устойчивости реформ. Здесь есть целый перечень пунктов, затрагивающих все возможные сферы, включая борьбу с коррупцией. Механизм отзыва безвиза в этом случае прописан достаточно туманно, но в ближайшие годы Европейская комиссия еще будет ежегодно подавать в Европарламент отчет по Украине касательно соблюдения нами всех условий по безвизовому режиму. Уже на основании этого отчета может быть принято решение по запуску механизма по приостановке безвиза.

Дело это непростое. Ясно, что Евросоюз не пойдет на такой шаг без крайней нужды, но исключать такой риск нельзя, как бы этого некоторым не хотелось.

Транш МВФ и США

Вечером 28-го октября премьер Денис Шмыгаль похвалился "быстрым сближением Украины с МВФ" на очередной встрече с представителями фонда. "Провели только что продуктивную встречу с нашими международными партнерами из Фонда. Украине удалось существенно продвинуться в выполнении своих обязательств. Большое спасибо Альфреду Каммера и МВФ за диалог", — радовался глава правительства.

Похоже, что встреча состоялась до обнародования решения КСУ, поскольку отмена целой пачки антикоррупционных статей вряд ли может быть воспринята представителями МВФ как "продвижение Украины в выполнении обязательств". Очевидно, что пока проблема существует - ни о каком новом транше речи быть не может. Если в государстве дают зеленый свет коррупционерам, то о каких заимствованиях может идти речь?

"Я думаю, что последствия этого решения Конституционного суда будут гораздо шире, чем просто остановка или приостановка безвизового режима Украина-ЕС. На самом деле, у тех, кто инициировал это решение, а это как пророссийские политики, так, по моему мнению, и политики, которые сидят во фракции "Слуга народа", была цель свернуть вообще сотрудничество Украины с Западом. Речь идет и о Международном валютном фонде, и о Соединенных Штатах Америки, и понятное дело, о Европейском Союзе.... Министр иностранных дел Кулеба на сегодняшней пресс-конференции сказал, что, по его мнению, еще нет прямых оснований для приостановления безвизового режима. Но они появятся, если не будет устранена та ситуация, которая возникла после решения КСУ", — сказал "Апострофу" юрист-международник, дипломат Вадим Трюхан.

Что может предпринять Зеленский?

Утром 29 октября президент Зеленский срочно созвал СНБО, чтобы разработать план по выходу из кризиса. "Апостроф" пообщался с юристами и несколькими нардепами "Слуги народа". Сложилась крайне непростая ситуация, когда ни Зеленский, ни СНБО не могут (напрямую) отменить решение КСУ. Вернуть систему е-декларирования в законном поле можно только инициировав законопроект, которым бы ограничивались полномочия Конституционного суда. Однако есть проблема - даже в случае принятия Радой, этот законопроект должен будет пройти через сам КСУ, поскольку затрагивает вопросы Конституции. Ответ же судей, думается, в данном случае будет очевиден. Да и для этого нужно набрать необходимые 300 голосов.

Чтобы потушить пожар, можно еще вынести на рассмотрение Рады неотложный законопроект, которым закрыть возникшие в законодательстве пробелы. При этом, по сути, проигнорировав решение КСУ. И тем самым выиграть время. Дело в том, что в КСУ не смогут самостоятельно вынести новое решение - для этого нужно будет подать новое представление, пройти все процедурные моменты, что займет время. К тому же в партии власти полагают, что смогут написать такой законопроект, к которому претензий у КСУ больше не возникнет.

Вечером 29 октября Зеленский сделал заявление по итогам СНБО, в котором подтвердил, что власть собирается в срочном порядке разработать неотложный законопроект. "Сразу скажу главное, чтобы ни у кого не было ни малейшего сомнения – система электронного декларирования в Украине будет работать", – заявил президент.

Но законодательным полем все не ограничилось. Похоже, на Банковой быстро поняли, что если власти не удастся быстро решить эту проблему, то решать ее будет улица. Так уже было в 2010-м году, когда судьи КСУ решили отменить действовавшую на тот момент четыре года Конституцию и вернуться к предыдущему варианту: таким образом тогдашний президент Виктор Янукович сумел одним махом нарастить себе полномочия, превратив страну из парламентско-президентской в президентско-парламентскую. Чем все это закончилось - мы прекрасно знаем.

В результате, в Офисе президента решили взяться за КСУ серьезно. Главная неожиданность: по итогам заседания СНБО премьер Денис Шмыгаль издал постановление о восстановлении работы реестра деклараций, фактически полностью отказавшись выполнять решение Конституционного суда. Премьер поручил Национальному агентству по предупреждению коррупции обеспечить открытый круглосуточный доступ на своем официальном сайте к реестру деклараций. Также НАПК поручено проводить спецпроверки чиновников. "Такая оперативность, когда решение СНБО оформляются в тот же день, происходит очень редко. Таким образом, Кабмин, по сути, признал решение Конституционного суда никчемным", - считает экс-нардеп Сергей Лещенко. Показательно, что НАПК буквально в течение часа после постановления Кабмина запустило реестр.

Неожиданное решение правительства может означать старт первой полномасштабной войны между исполнительной вертикалью и Конституционным судом. Тем более, что передан еще один однозначный сигнал относительно того, что у президента не будут прощать своеволия Конституционному суду: вечером 29 октября следователи ГБР вызвали на допрос главу КСУ Александра Тупицкого в рамках расследования уголовного производства, касающегося подозрений в совершении преступлений в составе преступной организации. Следствие изучает влияние преступной организации на деятельность хозяйственных судов, вынесение ими неправосудных решений в интересах приближенных лиц для незаконного отчуждения имущества.

Апогеем стала регистрация в Верховной Раде президентского законопроекта о роспуске нынешнего состава Конституционного суда.

Война - объявлена. К чему она приведет? Сказать сложно. У Банковой было два варианта: проглотить решение КСУ и получить коллапс на внутренней и внешней арене, либо же жестко пойти "в кость" и не выполнять (хотя бы напрямую) решение КСУ. Явно избрана вторая модель. Впрочем, этот вариант тоже чреват коллапсом, но правового характера. Ведь де-факто речь пойдет о "гражданской" войне между исполнительной и судебной системой страны. Последствия которой могут быть самыми непредсказуемыми...

Читайте также