В воскресенье, 26 июня, на Крите закончился Всеправославный Собор, в котором приняли участие предстоятели и епископы десяти из четырнадцати Православных Церквей, за исключением Московского патриархата, Грузинской, Болгарской и Антиохийской Церквей. Участниками собора был принят и подписан ряд документов, а также издано Послание к православным верующим и "к каждому человеку". "Апостроф" предлагает ознакомиться с двенадцатью тезисами этого Послания. Украина в нем упоминается в одном в ряду со странами Африки как государство, в котором идет военный конфликт. Напомним, накануне Собора Верховная рада обратилась ко Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной церкви в Украине.
О семье
Отцы Собора подчеркнули свою поддержку традиционной семье, в которой супруги составляют "нерушимый союз", являющийся единственной гарантией рождения и воспитания детей. Епископы считают, что причиной современного кризиса семьи является отождествление свободы с индивидуальной независимостью.
"Современное секуляризированное (лишенное присутствия Церкви, - "Апостроф") общество рассматривает брак, руководствуясь чисто социологическими и прагматическими критериями, считая его лишь некой простой формой взаимоотношений наряду со многими другими, имеющими право быть законно закреплёнными", - говорится в Послании.
О молодежи
Церковь также помнит о молодежи и считает ее "будущим Церкви". Епископы напоминают, что Церковь хочет помочь современным молодым людям. "Православная молодёжь должна осознать, что является носителем многовековой и благословенной традиции Православной Церкви, а также её продолжателем. Она призвана мужественно хранить, активно культивировать вечные ценности Православия", - говорится в Послании. Епископы добавляют, что именно среди молодых людей находятся будущие священники.
Образование и воспитание
Епископы Собора недовольны современным образованием, которое считают секуляризованным. По их мнению, образование должно включать не только интеллектуальное развитие, но комплексное формирование личности, в том числе - психологическое и духовное.
"Своим назидательным словом Церковь заботливо призывает народ Божий, и в особенности молодёжь, к осознанному и активному участию в жизни Церкви, культивируя в них "усерднейшее желание" жизни во Христе", - говорится в Послании.
По словам епископов, церковь несправедливо обвиняют в консерватизме и в том, что она мешает прогрессу: "Отождествление Церкви с консерватизмом, несовместимым с прогрессом цивилизации, является произвольным и злоупотребительным, поскольку осознание своей идентичности христианскими народами несёт на себе неизгладимую печать непреходящего вклада Церкви не только в их культурное наследие, но и в здоровое развитие светской культуры в целом". Епископы добавляют, что в обществе без Церкви и без Бога человек забывает о своем вечном назначении.
О прогрессе и развитии науки
Православная Церковь подчеркивает, что прогресс и развитие технологий облегчают жизнь и приносят немало пользы человечеству. В то же время существует опасность уничтожения природной среды.
"В силу самой своей природы наука, к несчастью, не обладает необходимыми средствами для предотвращения и преодоления многих проблем, которые она же прямо или косвенно создаёт. Научное знание не обязательно стимулирует моральную волю человека, который, несмотря на то, что знает об опасностях, продолжает действовать, как будто бы он о них не знал", - говорится в Послании.
Об искусственном оплодотворении и эвтаназии
Отцы Собора подчеркивают ценность человеческой жизни с момента зачатия до смерти: "Бесконтрольное применение биотехнологий в зарождении, продолжении и окончании жизни ставит под угрозу подлинную её полноту. Человек активно экспериментирует со своей природой крайне опасным образом. Существует опасность его превращения в биологический механизм, в некую безличную социальную единицу, аппарат с контролируемым мышлением".
Епископы подчеркивают, что право на рождение - это первое право среди всех человеческих прав: "Ни одному научному открытию не позволено оскорблять достоинство человека и его божественное предназначение". Епископы добавляют, что человек - прежде всего, Божее творение, которое создано по образу и подобию Божию, а не объект науки.
Об экологическом кризисе
Всеправославный Собор подчеркивает, что причины экологических проблем вызваны человеческими страстями, такими как корыстолюбие, жадность, эгоизм, хищничество. "Одним из последствий кризиса стало изменение климата, которое в значительной степени угрожает природной среде - нашему общему дому", – пишут Отцы.
Церковь просит покаяться за грех эксплуатации природных ресурсов планеты и радикально изменить мировоззрение и поведение. Епископы подчеркивают ответственность людей за сохранение для будущих поколений пригодной для жизни окружающей среды.
Об угрозах глобализации
Отцы Собора отмечают, что глобализация представляет угрозу, так как вызывает серьезные экономические потрясения в мировом масштабе. По их словам, навязывание глобализации привело к возникновению новых форм эксплуатации и социальной несправедливости, и постоянно увеличивает разрыв между богатыми и бедными. Глобализацию оправдывают экономическими выгодами, но Церковь напоминает, что экономическое развитие не может происходить в ущерб духовному.
"Церковь противостоит провокационной угрозе для современного человека и культурных традиций народов, которую таит в себе глобализация и принцип "автономии экономики", то есть ее отделение от жизненных потребностей человека и превращение в самоцель. Церковь же предлагает жизнеспособную экономику, основанную на принципах Евангелия", - пишут епископы.
Об отношениях Церкви и государства
Участники Всеправославного Собора считают, что сегодня поместные Православные Церкви должны построить новую форму конструктивной солидарности со светскими государствами в рамках новых международных отношений, по библейскому принципу: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу".
"Эта солидарность должна сохранить самобытность Церкви и государства, обеспечить их искреннее сотрудничество на благо защиты уникального достоинства и, следовательно, прав человека, гарантируя социальную справедливость", - говорится в Послании.
О правах человека
Епископы пишут, что тема прав человека сегодня занимает центральное место в политике как ответ на социальные и политические кризисы и перевороты. Православная Церковь предлагает обратиться к ее традициям как к источнику живых истин для человека.
"Никто никогда не почитал и не заботился о человеке так, как Богочеловек Христос и Его Церковь. Основополагающим правом человека является защита принципа религиозной свободы во всех её проявлениях, таких, как свобода совести, веры, отправления культа, будь то в личном или общественном порядке. В него также входит и право каждого верующего свободно практиковать, без вмешательства со стороны государства, исполнение своих религиозных обязанностей, например, публичное преподавание религии", - пишут епископы.
О фундаментализме
Православная Церковь осуждает фундаментализм в религиях: "Сейчас мы переживаем распространение болезненного явления насилия во имя Божьего. Вспышки фундаментализма в недрах религий рискуют привести к господству мнения, что он составляет сущность религиозного феномена. Истина, однако, заключается в том, что фундаментализм является проявлением болезненной религиозности (Рим. 10, 2). Подлинный христианин, следуя примеру Распятого Господа, не требует жертвы, но приносит себя в жертву, и по этой причине является строжайшим судьёй религиозного фундаментализма любого происхождения", - говорится в Послании.
О военных конфликтах и об Украине
Отцы Собора подчеркивают, что сегодня в мире существует большой гуманитарный кризис, экспансия насилия, военные конфликты, убийства представителей религиозных общин, торговля людьми: "Она (Православная Церковь, – "Апостроф") безоговорочно осуждает похищения людей, пытки и чудовищные казни. Она осуждает разрушение храмов, религиозных символов и памятников культуры".
Упоминается в Послании также и об Украине: "Война и кровопролитие должны закончиться, чтобы воцарилась справедливость, вернулся мир и стало возможным возвращение изгнанных к родным очагам. Мы молимся о мире и справедливости в проходящих через тяжёлые испытания странах Африки, а также в страждущей Украине".
О беженцах и мигрантах
Церковь призывает помочь всем нуждающимся, в том числе - мигрантам и беженцам.
"Православная Церковь неизменно относилась и продолжает относиться к изгнанникам, ко всем пребывающим в опасности и нужде, основываясь на словах Господа: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне пищу; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25, 35-36) и "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 40). – напоминают епископы слова Иисуса. Они просят светскую власть устранить причины кризиса беженцев: "Мы призываем политические власти, православных верующих и прочих политиков разных стран, в которых нашли и продолжают находить пристанище беженцы, предоставить им любую возможную помощь, даже из последних средств".