RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Общество

Украинский призыв: в армию нужно больше обслуги - военный эксперт

Условия службы в Вооруженных силах не мотивируют молодежь

Вооруженные силы Украины вошли в десятку сильнейших армий в Европе по версии издания Business Insider. При составлении рейтинга издание учитывало такие факторы, как география, логистика, природные и промышленные ресурсы, разнообразие и численность вооружения и техники, количество живой силы, развитость страны в целом и тому подобное. Однако военный эксперт ИВАН АПАРШИН рассказал "Апострофу", что на самом деле наше государство не в состоянии в достаточном объеме обеспечить Вооруженные силы необходимыми материально-техническими ресурсами и заинтересовать молодежь вступать в ряды армии.

Первую часть интервью читайте здесь: С Россией не работают никакие форматы - военный эксперт

- Благодаря чему Украине удалось оказаться в десятке сильнейших армий Европы, и стать 29-ми - в мировом рейтинге?

- Во-первых, я не знаю, насколько четко там был определен механизм и какая там методика. То, что мы находимся на 10-м месте, это правда, украинская армия 2014 года и сегодняшняя - это совсем другое. Это армия, которая способна противостоять российской армии. Но я не совсем понимаю, каким образом эксперты сравнивали эти армии. Например, как можно сравнивать армии, которые не являются членами НАТО и которые являются членами НАТО. То есть совсем другие критерии, совсем другие подходы. И как можно сравнивать армии, у которых есть на вооружении ядерное оружие, в том числе и тактическое, и у которых такого оружия нет. Это совсем другие критерии, совсем другая оценка.

Если в Российской Федерации есть стратегическая ядерная авиация, а у нас ее нет, то это сравнение не в нашу пользу. Я не совсем понимаю, какие показатели они брали за основу. Например, украинская армия оценивается по показателям численности 1,145 миллиона. А по закону о численности Вооруженных сил Украины армия на сегодняшний день - 250 тысяч. То есть, я так понимаю, что они в армию подключили все правоохранительные органы и военные формирования.

- По данным Global Firepower, при населении в 44 миллиона у Украины- 1,18 миллиона человек военного персонала, из которых актив – 182 тысячи, а один миллион - резерв.

- Вот уже неточность: население Украины меньше, и точную цифру мы не знаем. Далее, может, они брали за основу мобилизационные людские ресурсы, но они у нас точно не такие. То есть я вижу такие критерии оценки, которые я не совсем понимаю. Например, 2214 танков - откуда они взяли? Я не знаю точного количества танков в Украине, но в 2005 году их было гораздо меньше. Когда мы вместе разрабатывали программу развития Вооруженных сил на 2006-2011 годы, у нас вообще столько танков не было. Где они взяли такое количество?

Иван Апаршин в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Оборонный бюджет учтен также - это 4,88 миллиарда долларов.

- А наша армия на сегодняшний день даже по проекту закона о бюджете на 2019 имеет бюджет 3 миллиарда. Где они взяли ту цифру? Скорее всего, они считали вместе с системой обороны и безопасности, а оценка дается армии. Я поддерживаю эту оценку, я готов всем доказывать, что украинская армия на самом деле совсем другая. Но! Для меня самое главное, готовы ли Вооруженные силы Украины сегодня выполнять задачи, которые перед ними стоят, или не готовы? И вторая часть: а наше государство способно сегодня обеспечить материально-техническими ресурсами Вооруженные силы в том объеме, чтобы они выполнили эту задачу? Я вижу, что в этих рейтингах всех показателей нет, но, если они определили, что мы 10-е, значит, мы их поддержим, значит, наша армия занимает достойное место среди стран, в том числе европейских, значит, будем поддерживать такой подход.

- Начался осенний призыв, и в Киеве сложилась такая ситуация, что лишь 8% киевлян от общего плана пришли. Почему украинцы не очень хотят проходить службу в одной из сильнейших армии Европы?

- Потому что армия прежде всего - это люди. Мы можем иметь классную технику, классные технологии, закупить любое оружие из-за границы, но, если у нас нет мотивированных людей, эта армия не имеет никакого значения. На мой взгляд, в Вооруженных силах Украины вопрос человека сегодня до конца не решен. Я думаю, что мы потеряли возможность, если бы люди сами, по зову шли защищать страну. Если тогда мы бы заложили этот фундамент, приняли соответствующие решения и обеспечили бы развитие этой составляющей, я думаю, что была бы совсем другая картинка. А сегодня - принудительный призыв. Я убежден, что, если мы внесением соответствующих решений отменим принудительный призыв, это никак не повлияет на боеспособность нашей армии.

Что эти люди решают? Если мы призываем, мы сразу говорим: он не пойдет воевать! Для чего тогда призываем его? Значит, мы просто тратим ресурсы. Мне нужен член экипажа танка, мне нужен член экипажа БМП, а если мы туда не можем назначить, для чего мы призываем юношей? Значит, мы отрываем их от учебы, от работы для того, чтобы они выполняли какие-то функции по обслуживанию кого-то? Он будет убирать территорию? Или он будет ходить в наряд на кухню? Начальник Генерального штаба говорит, что из-за смены системы питания Вооруженных сил мы увеличили количество людей, обслуживающих армию, на 15 тысяч человек. То есть мы все время говорили, что нам нужно увеличить часть людей, которые воюют, по отношению к тем людям, которые занимаются обеспечением, в соотношении 70 на 30%, а мы сегодня призываем молодых людей для того, чтобы они занимались обслуживанием, и это где-то примерно - 50 на 50%.

Я не вижу смысла призывать этих людей. Они должны пройти подготовку, это правильно. Но они могут пройти подготовку в системе территориальной обороны. Выполнение плана по призыву в Киеве 8% - это просто приговор системе. Значит, мы выбрали неверный путь, его надо менять.

Иван Апаршин в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Если осенний призыв действительно будет сорван, руководство страны пересмотрит свою стратегию?

- Он уже сорван, они же перенесли призыв уже на месяц. Это говорит о том, что уже план не выполнен, что будет принято решение каким-то образом это исправить.

- Насильно тянуть?

- Насильно, а что делать? Но какой смысл? Хорошо, они сейчас наберут этих людей, дальше они придут в армию и не будут служить с полной отдачей, а наоборот, будут искать, как этого избежать. И я их не осуждаю, потому что армия - это сложный механизм, все равно будут какие-то и отрицательные, и положительные моменты. И готовые к этому люди те, которые туда пошли сознательно, которые понимают, что такое армия, которые понимают, что это их жизнь, и мы должны сделать так, чтобы люди там остались.

Однако в течение этого года около 30 тысяч людей решили не продлевать контракт с Вооруженными силами Украины. И проблема здесь - в системе. Очень простой пример: Министерство обороны в бюджете на 2019 увеличивает на 40% денежное обеспечение военнослужащих. Солдат, который пришел служить первый год - 10 тысяч гривен, а дальше будет больше и больше. Но как они это делают? Они будут добавлять премии, делать какие-то доплаты. А если бы это было в европейских странах или странах НАТО, там структура денежного обеспечения совсем другая: воинское звание, должностной оклад и выслуга. И даже там они говорят: при таких условиях наш солдат не хочет служить, потому что он все время будет получать зарплату, денежное обеспечение меньше, чем те люди, у которых высокие звания и так далее.

Второй вопрос: а как же контрактников поощрять оставаться в армии? Анонсировали, что буквально через месяц мы увидим общежития для военнослужащих по контракту, человеческие условия и так далее. Но опять же солдаты не хотят жить в комнате по 5 человек, постоянно жить на территории военной части. Они хотят иметь семью, иметь гарантии. Сегодня Министерство обороны тратит 274 миллионов гривен, насколько я знаю, на переоборудование казарм в общежития. Но это общежития. Это не решает проблему.

Читайте также