RU  UA  EN

воскресенье, 24 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Украинский игорный рынок: по какому пути он пойдет?

Вице-президент оператора гослотерей "МСЛ" о том, каковы перспективы азартного бизнеса и лотерей в Украине

Вице-президент оператора гослотерей "МСЛ" о том, каковы перспективы азартного бизнеса и лотерей в Украине Фото: pixabay.com

Жизнь продолжается даже во время пандемии COVID-19 и карантинных ограничений. Украинский рынок игр находится на пороге открытия своей двери. Вопрос только в том для кого? Об этом в своей статье для PGRI рассуждает вице-президент ООО "МСЛ", Украина, Евгений Власенко.

ИСТОРИЯ. В 2009 году в Украине запретили азартные игры. Казино, игровые автоматы и букмекерские конторы были закрыты. Рынок ожидал скорейшего перезапуска. Но что-то пошло не так, и с того дня прошло уже десять лет без перезапуска рынка.

Государственные лотереи продолжали работать, и позже в 2012 году был принят Закон о лотереях, который вызвал у операторов надежды на то, что у них будут долгосрочные и четкие пути развития бизнеса, привлечение прямых инвестиций и внедрение новых технологий и игр. Но… Согласно Закону, регулирующий орган (Министерство финансов) должен был выдать лицензионные условия и новые лицензии в течение 3 месяцев со дня вступления Закона в силу. Что-то снова пошло не так, и до сих пор не было выдано никаких лицензионных условий.

Безусловно, это снизило потенциальные инвестиции, новые технологии и долгосрочные стратегии для трех действующих операторов лотереи в Украине (все 3 являются частными лицами, а 2 из них являются членами EL и WLA). Напротив, начавшийся в 2013 году период стал кошмаром для украинских лотерей, на которые серьезно повлиял рост числа нелегальных операторов, а также повышение налогообложения, когда в 2015 году были введены новые налоги: налог на все выираши (включая начальный уровень), налог на оборот вместо GGR (валового дохода от игр), дополнительный налог на прибыль для операторов и военный сбор. Это сделало лотереи еще менее конкурентоспособными по сравнению с нелегалами, которые продолжали вкладывать средства, в том числе в расширение незаконных сетей. И все это произошло в условиях российской аннексии Крыма, активной фазы войны в восточной части Украины, из-за которой вся экономика оказалась на грани.

Давление из-за распространения нелегальных операторов с одной стороны и налоговое давление с другой стороны привело к тому, что легальные операторы игорного рынка оказались под прессом, в результате чего нормативно-правовая база вернулась к нестабильному уровню 1990-х годов, когда соблюдение законов было слабым и позволяло использовать все неконкурентные методы, которые только могли применяться. Это сильно навредило бизнесу таких законопослушных операторов как МСЛ. Но мало того, что нашей компании удалось выжить, МСЛ окрепла организационно и даже запустила новую категорию терминальных моментальных билетов, отмеченную на конкурсе EL Innovation.

СЕГОДНЯ. В 2019 году Владимир Зеленский, в то время кандидат в президенты, в своей предвыборной кампании озвучил несколько приоритетов, которые он собирался внедрить, когда станет президентом Украины. Одной из них была легализация и надлежащее регулирование азартных игр. К тому времени всем стало очевидно, что крупный нерегулируемый рынок азартных игр стал немалой проблемой. Этот болезненный, чувствительный, но также популярный в обществе вопрос контроля над рынком со стороны государства получил мощную поддержку среди электората. Безусловно, требование регулировать все сферы украинского игорного рынка вновь стало многообещающим для операторов лотерей, которые увидели много возможностей для расширения своего бизнеса в условиях стабильного, жесткого, но прозрачного регуляторного режима.

В мае прошлого года Зеленский стал президентом. Его партия выиграла парламентские выборы, и осенью на сайте парламента появился первый проект Закона Украины о регулировании игорной деятельности. Закон об азартных играх объединил все сегменты игорного рынка в одном нормативно-правовом акте, в котором есть специальные разделы, посвященные наземным казино, игровым автоматам, букмекерским конторам, лотереям, покеру и онлайн сегменту. Проект документа объемом более 80 страниц предусматривает создание Комиссии по азартным играм в качестве регулятора всего игрового рынка. Это намерение законодателей организовать отдельный орган для контроля над рынком становится понятным после того, как нынешний регулирующий орган (Министерство финансов) четко дал понять, что азартные игры и лотереи не находятся в их приоритете.

Стратегия, выраженная президентом страны, заключалась в том, чтобы убрать с улиц нерегулируемые игорные залы и открыть наземные казино только в 5-звездочных отелях, а также ограничить размещение игровых автоматов отелями 3-5 звезд.

Было и остается много вопросов о том, где размещать, сколько букмекерских контор должно иметь лицензию на работу, какие игры следует предлагать онлайн и каким операторам разрешено их предлагать, как относиться к лотереям и проч. Существует западный подход к созданию регулирующей сферы для лотереи, отдельной и отличной от нормативной базы, применяемой к азартным играм. Ценную роль, которую лотереи выполняют для общества – направление средств на поддержание добрых дел – необходимо защищать. В качестве альтернативы существует модель, которая рассматривает все азартные игры и лотереи одинаково, игнорируя социальную роль, которую играет лотерея, и тем самым ставит лотерею в крайне невыгодное положение по сравнению с операторами азартных игр, использующими более агрессивные маркетинговые стратегии, более высокие призовые выплаты и менее строги стандарты ответственной игры.

Проект Закона об азартных играх спровоцировал больше вопросов, чем ответов, и вызвал огромный спор в этой среде и даже среди широкой общественности: на каком этапе следует запустить государственную систему финансового онлайн-мониторинга, и как организаторы азартных игр могут работать и платить налоги до запуска такой системы?

Итак, в парламенте дискуссии прошли открыто и демократически. Перед заседаниями рабочей группы было опубликовано объявление, где было указано, что на заседаниях могут присутствовать представители заинтересованных сторон и высказать свою точку зрения.

С некоторыми поправками, Закон об азартных играх был принят в первом чтении в середине января 2020 года. А до второго голосования (которое может состояться еще до публикации этой статьи) в законопроект было внесено 3500 поправок, отражающих разные взгляды и разные интересы разных игровых категорий. Это естественно и ожидалось.

Возникает вопрос: какие поправки будут внесены при редактировании текста проекта закона? Имея возможность выбирать среди 100 мнений, каждый сможет найти совпадающие с его собственными взглядами мысли; но будет очень сложно достичь консенсуса и в конечном счете создать последовательную и обязательную нормативно-правовую базу.

Как член EL с 1993 года, мы достаточно много узнали об игровых ценностях, работающих в других европейских юрисдикциях, что позволяет нам определять те из них в нашем собственном законопроекте, которые соответствуют, или не соответствуют мировым передовым практикам. Мы можем проанализировать наш законопроект, сравнить его с действующими законами более зрелых юрисдикций и увидеть, где есть сильные и слабые стороны и противоречия.

И, надеюсь, адаптируем соответственно!

КОМИССИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ИГР

Традиционно регулирование европейского рынка начинается внутри Министерства. Это может быть министерство финансов, или культуры, или даже внутренних дел. С развитием рынка и опыта регулирующего органа формируется комиссия по азартным играм, которая обычно подчиняется министерству, ранее являвшемуся регулятором. Следовательно, это эволюционный процесс, о переводе которого объявляют по крайней мере через год. В украинском законопроекте говорится, что Комиссия начинает работу с первого дня и отчитывается перед Кабинетом Министров. Это отличается от типичного западного опыта и может быть сложным для эффективной реализации в сжатые сроки.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОНЛАЙН-МОНИТОРИНГА

В Законе прописано, что государственная система финансового онлайн-мониторинга должна быть внедрена в течение 18 месяцев после вступления закона в силу. Это означает, что в течение первых 1,5 лет операторы азартных игр должны работать без подключения к сети. Затем у них будет шесть месяцев для подключения. Кто будет следить за ними, и как они будут отслеживаться и контролироваться в течение этого периода? Более традиционный метод – организовать и внедрить регулирующую инфраструктуру до того, как операторы получат лицензию и начнут проводить азартные игры. До того как организаторы азартных игр подключатся к государственной системе онлайн-мониторинга, в Украине может пройти до двух лет.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛОТЕРЕЙ

Государственные лотереи в Украине регулируются Законом о лотереях. Азартные игры не регулируются. Целесообразно ли при таких разных стартовых позициях ставить под один и тот же закон и лотереи, и азартные игры? Основываясь на опыте многих стран, на данном этапе целесообразнее разделить их и сосредоточиться на надежном запуске новых игр в регулируемых рыночных категориях, таких как игровые автоматы или беттинг.

·Несмотря на все свои плюсы и минусы, законопроект в любом случае вызвал повышенный интерес не только внутри страны, но и международного игрового сообщества. Возможно, Украина – последний европейский рынок, который откроет двери для гемблинга. А Украина – одна из крупнейших стран Европы. Все знают эти макроданные, поэтому многие крупные и средние международные поставщики, а также некоторые операторы, выразили потенциальную заинтересованность войти в Украину при определенных условиях. Эти условия включают в себя:

·Четкие правила игры. Это означает, что регулирование должно быть четким, стабильным и прозрачным.

·Приемлемую цена за лицензии в сочетании с четкими налоговыми ставками. В противном случае невозможно составить реалистический бизнес-план.

·Равные возможности для операторов, справедливое и эффективное исполнение Закона и строгий контроль на рынке со стороны государства.

·Гарантия защиты инвестиций.

Эти четыре столба, которые составляют основу для привлечения иностранных инвестиций на новый игровой рынок. Украина не исключение из этих принципов.

Я считаю важным, чтобы всемирно признанные компании получили свою долю на украинском игровом рынке. Их присутствие повысит стандарты работы, действительно защитит ключевые цели, заявленные законом: а) собрать деньги в бюджет и б) защитить игроков.

С другой стороны, если рынок занят нелицензированными операторами, грабившими страну нерегулируемым бизнесом за последние десять лет, какие стандарты будут существовать для защиты потребителя и интересов общества? Пришло время правительству служить людям с помощью регулирующего и налогового режима, который предотвращает нарушения законодательства и сохраняет стабильный и устойчивый рынок азартных игр.

Вскоре мы увидим, каким путем пойдет украинский игровой рынок. Сделаем ставку?

Читайте также