RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

​Если война - выгоним дворников: что происходит с бомбо­убежищами в Украине

В большинстве случаев помещения находятся в ненадлежащем состоянии

В большинстве случаев помещения находятся в ненадлежащем состоянии Помещение убежища (укрытия) гражданской защиты в Киеве Фото: УНИАН

Активность российских войск на границе с Украиной и возможный сценарий полномасштабной агрессии РФ, актуализировали вопрос гражданской защиты населения. Один из ключевых элементов такой защиты – помещения для укрытия населения на случай активных боевых действий. В каком состоянии находятся бомбоубежища в стране, каким требованиям они должны соответствовать, чтобы защитить украинцев и хватит ли укрытий на всех - разбирался "Апостроф".

Где можно спрятаться

Согласно Кодексу гражданской защиты Украины, защитные сооружения бывают трех типов: укрытия (герметичное сооружение на случай боевых действий), противорадиационные укрытия и быстровозводимые защитные сооружения гражданской защиты.

Также Кодекс гражданской защиты допускает использование сооружений двойного назначения и так называемых простейших укрытий: подземные переходы, станции метро, подземные склады, тоннели, подвальные помещения, подземные паркинги, ТЦ и даже пещеры.

Требования к содержанию и эксплуатации защитных сооружений определены отдельным приказом МВД №579 от 9 июля 2018 года.

Согласно этому документу, общие требования к защитным сооружениям всех типов такие: места расположения защитных сооружений в населенных пунктах страны должны обозначаться табличками или надписями с указанием направления движения к ним. Возле входа в само защитное сооружение должна быть табличка с номером телефона человека, ответственного за бомбоубежище, ведь именно у него хранятся ключи.

В самом защитном сооружении обязательно должны быть средства пожаротушения, система внутреннего пожарного водоснабжения, исправная сигнализация, а внутреннее оборудование убежища, например нары, не должно быть изготовлено из горючих синтетических материалов.

Конечно же, во всех защитных сооружениях должны быть инженерные сети, система вентиляции и свет. При этом, использование ламп накаливания и люминесцентных светильников не допускается. Только светодиодные лампы.

А теперь по типам. Так, укрытие должно быть герметичным, чтобы выдержать давление воздушной ударной волны во время использования оружия. В укрытии должна быть дизельная электростанция и топливо к ней, емкости для питьевой воды.

В противорадиационном укрытии, рассчитанном на количество до 20 человек, если в нем отсутствует канализация, должны быть емкости для питьевой воды из расчета 2 литра на одного человека. Также в таком укрытии допускается хранить аккумуляторные батареи на случай перебоев со светом и автономные электросветильники.

Что касается сооружений двойного назначения, если они имеют свойства укрытий, например, герметичное подвальное помещение, то требования к их содержанию и эксплуатации не отличаются от требований к укрытиям.

Если же речь идет о простейших укрытиях, например, подземный переход, то оборудование таких укрытий должно обеспечить возможность беспрерывного нахождения в нем людей в течение 48 часов. Для этого в простейшем укрытии должны быть лавки, лежаки, стулья, контейнеры для еды и воды и баки для фекалий, средства оказания медицинской помощи, средства связи и пожаротушения, источники света.

Крайних нет

Все озвученные требования к защитным сооружениям – минимум. На самом деле их намного больше и детализированы они вплоть до цвета краски, которым необходимо красить трубы вентиляции, канализации, водоснабжения. Кто должен все это контролировать?

Согласно Кодекса гражданской защиты, поддерживать фонд защитных сооружений должны балансодержатели помещений – коммунальные предприятия, ЖЭКи, местные власти, юридические лица. Например, проверять герметичные убежища необходимо, как минимум, один раз в год. Но как обстоят дела на самом деле?

БомбоубежищеФото: УНИАН

"До 2018 года состояние убежищ на предприятиях контролировала ГСЧС. Ежегодно они собирали комиссии, проверяли фонд и могли влиять на руководителей предприятий, на чьем балансе были убежища, - поясняет "Апострофу" начальник управления гражданской защиты Харьковского горсовета Александр Пушкарев. – Но с 2018 года законодательство поменялось, и балансодержатель стал сам определять состояние готовности убежища. Это было связано с тем, чтобы не давить на бизнес и свести к минимуму проверки. По факту, сейчас только от порядочности балансодержателя зависит, готово убежище или нет. Нам и сотрудникам ГСЧС приходится именно выбивать у балансодержателей акты готовности убежищ. Но самое главное – для балансодержателя нет никакой ответственности за то, что убежище не поддерживается в надлежащем состоянии. Вообще никакой".

В связи с таким положением дел, многие защитные сооружения в городах Украины просто не готовы разместить людей в случае реальной опасности.

Киев

В столице насчитывается около 4,5 тысяч объектов, где возможно укрыться в случае опасности. По словам директора департамента муниципальной безопасности КГГА Романа Ткачука, работа по проверке функционала фонда защитных сооружений системно ведется с 2014 года.

"Постоянно контролируем, постоянно заставляем балансодержателей наводить порядок. Но кто-то приводит в порядок, а кто-то этого просто не делает", - пояснил "Апострофу" Ткачук.

По словам чиновника, главная проблема с частными балансодержателями, за которыми закреплены защитные сооружения.

"Самая худшая ситуация с частной формой собственности. Если еще на государственных и коммунальных балансодержателей мы можем повлиять, то на частников, ОСББ, очень тяжело повлиять", - добавил Ткачук.

Самые распространенные нарушения в частном фонде – использование защитных сооружений для хранения овощей и личных вещей жильцов домов, захламленные проходы, неисправные инженерные сети.

Тем не менее, Роман Ткачук уверяет, что в случае опасности, в столице смогут укрыться одновременно около 3 миллионов человек.

Но главным образом, большинство киевлян сможет защититься в переходах, станциях метро, подземных паркингах, то есть в сооружениях двойного назначения. Все дело в том, что согласно Кодексу гражданской защиты, в укрытия, в первую очередь, будут эвакуированы сотрудники критической инфраструктуры, персонал атомных электростанций, медики и пациенты больниц. В общем то, большинство оборудованных укрытий и находятся на территории заводов, предприятий и больниц. Для всех остальных – сооружения двойного назначения.

"Убежища предназначены для укрытия людей, которые остаются на работе в особый период. Практически все убежища находятся на территории предприятий", - добавляет Пушкарев.

Фото: УНИАН

Одесса

В случае полномасштабной агрессии РФ приморский город может стать вполне реальной мишенью неприятеля. Соответственно, состояние объектов гражданской защиты здесь приобретает особое значение.

21 апреля одесские чиновники составили и выложили в сеть интерактивную карту всех защитных сооружений города. Согласно этой карте, сейчас в Южной Пальмире есть 208 действующих укрытий и 135 противорадиационных укрытий.

Но далеко не факт, что цифры на карте соответствуют реальной ситуации. Например, в начале российской агрессии, в 2014–2015 году, чиновники насчитали в городе 153 защитных сооружения. Активисты местной общественной организации "Центр защиты одесситов" решили проверить адреса. В итоге нашлось только 52 укрытия, да и то, две трети из них были захламлены, отсутствовала исправная вентиляция и инженерные сети. Тогда одесситы даже выходили на субботники по уборке убежищ.

Так может ситуация изменилась, ведь с тех пор прошло более 5 лет? На днях журналисты одного из общенациональных телеканалов проинспектировали некоторые из убежищ, отмеченные на интерактивной карте горсовета. Из того, что увидели СМИ, можно сделать неутешительные выводы.

"Бомбоубежища существуют только на бумаге и еще на интерактивной карте. Фактически, даже в действующих проживают дворники. А большая часть либо заброшены, либо вообще не существуют. Деньги на ремонты выделяли в 2015 году, но их просто разворовали", - рассказал "Апострофу" местный журналист Сергей Осадчук.

Харьков

Еще один ключевой город для обороны страны – Харьков, ведь расстояние от первой столицы Украины до границы с Россией составляет менее 40 километров.

В Харькове насчитывается около 4 тысяч объектов, где могут укрыться жители города. Но, конечно же, не все 4 тысячи островков гражданской безопасности, это оборудованные укрытия.

"В 2014-2015 году мы определили подвалы, которые способны принимать людей. Таких оказалось более 4 тысяч. Практически все эти подвалы были вычищены (вывезли мусора десятки тысяч кубов) и приспособлены для кратковременного укрытия населения. В них был проведен свет, вода. В этом году в феврале-марте мы проверили фонд защитных сооружений еще раз и около 80 подвалов мы исключили из списка по разным причинам, например, подтопления", - говорит Александр Пушкарев.

Согласно интерактивной карте областной ГСЧС, укрытий, в том числе, противорадиационных в Харькове, только 215. Все остальные объекты – двойного назначения. Например, харьковское метро по данным чиновников, способно укрыть и обезопасить около 170 тысяч человек.

Тем не менее, чиновники уверяют, что инфраструктура гражданской защиты города способна качественно сработать в критический момент.

"В Харькове всего 24 убежища коммунальной формы собственности. В них могут укрыться сотрудники коммунальных предприятий, обслуживающих инфраструктуру города: метрополитен, тепловые сети, водоканал, транспорт. Практически все коммунальные убежища либо готовы, либо ограничено готовы. У нас только одно убежище подтопило водой в трамвайном депо. Исходя из расчета 1,5 квадратных метра на человека, простейшие укрытия могут принять около миллиона человек. Если добавить сюда метрополитен, подземные паркинги и переходы, это еще 250 тысяч человек. По цифрам мы город укрываем", - резюмировал Александр Пушкарев.

Читайте также