В Украине стартовал учебный год 2021-2022, который обещает стать годом нововведений: новое меню в столовых, измененные программы нагрузок и воспитания в рамках реформы НУШ, новая система оценивания успеваемости учеников младших классов. Все эти новшества в теории призваны повысить качество образования. Но вот проблема: наполняемость классов в школах и садиках крупных городов Украины так высока, что говорить о сколько-нибудь персонализированном подходе к ученикам не приходится. Тут хоть бы зачислить всех желающих в школы и садики. Какое образование получат маленькие украинцы в результате такого подхода, и почему местные власти не спешат строить новые школы и садики - разбирался "Апостроф".
Все дело в пределе
Согласно закону "Об образовании", наполняемость классов учреждений общего среднего образования не может превышать 30 учеников. В начальной школе "потолок" 24 ученика в классе. Правда, эта норма вступает в силу только с 1 сентября 2024 года, так что пока 30 человек – общее правило для всех классов. Но! В учреждениях общего среднего образования, которые находятся в селах и поселках, количество учеников в классах определяется "демографической ситуацией". Достаточно расплывчатое определение, которое позволяет комплектовать классы без оглядки на верхний предел заполняемости. Главное, чтобы учеников в сельских и поселковых школах было не менее 5 человек на класс, а вот больше можно сколько угодно.
С садиками примерно такая же ситуация. Закон "О дошкольном образовании" регламентирует наполняемость групп в количестве от 10 до 20 человек (в зависимости от возраста детей). Но если речь идет о садике в селе или поселке, то основатель дошкольного учреждения, а это, как правило, местный орган власти, самостоятельно определяет наполняемость групп "в зависимости от демографической ситуации".
При этом, если в отдаленных селах Украины устанавливать верхний предел наполняемости действительно нет необходимости (там актуально набирать хотя бы не менее 5 учеников в класс), то, например, в столичной агломерации верхний предел просто необходим.
"В прошлом году, под выборы, у нас открыли второй коммунальный садик, - рассказывает "Апострофу" жительница Софиевской Борщаговки (село под Киевом), Юлия. – До этого на все село был один коммунальный садик и группы в нем просто трещали по швам: по 40 детей и больше. Попасть в новый коммунальный сад было тем еще квестом: договориться с директором, успеть подать документы, прежде чем это сделают другие родители. В общем, с горем пополам втиснулись в садик".
"Но не успел он открыться, как уже был забит", - добавляет "Апострофу" местный депутат Игорь Ивасюк.
"Сначала в нашей группе было 25 человек, потом стало 36 и теперь, с нового учебного года, обещают, что будет уже 44 ребенка. И это все на одного воспитателя и одну нянечку! – продолжает Юлия. – Естественно, при такой заполняемости детьми особо никто не занимается, воспитателям уследить бы элементарно за всеми, чтобы никто никуда не влез".
Похожее положение дел и в школах Софиевской Борщаговки. Например, в Софиевско-Борщаговский УВК на 2021-2022 учебный год набрали 18 (!) первых классов. Из них в 10 классах учится по 36 человек! При этом, обучение шести из 18-ти первых классов организовано во вторую смену, что вообще-то противоречит приказу Минздрава "О санитарном регламенте для учреждений общего среднего образования".
"С одной стороны, эту ответственность за переполненные классы берет на себя директор, нарушая санитарные нормы, но с другой стороны, как она может отказать родителям, которые пришли устроить ребенка в школу, поскольку по закону им гарантируется место в коммунальном общеобразовательном учреждении", - говорит "Апострофу" депутат Борщаговского сельсовета Наталья Розовенко.
Смертельная опасность
Очевидно, что при таком положении дел страдает качество обучения.
"Учителя устают, нормально материал не преподают, и качество знаний очень низкое", - добавляет Розовенко.
"Во-первых, появляется нервозность: можно попасть в школу или садик или нет, а если не попадем, то как мы будем учиться? Во-вторых, большинство коммунальных школ не имеет системы кондиционирования, а это и качество воздуха, и эпидемиологическая опасность. Все это влияет на результаты учебного процесса", - добавляет "Апострофу" эксперт направления "Образование" Украинского института будущего Николай Скиба
Но качество образования - далеко не единственная проблема, которую создает переполненность групп. В июне в Петропавловской Борщаговке (село под Киевом) в детсаду "Волшебный замок" произошло возгорание: вспыхнули 10 метров кабеля электропроводки. Местные власти тогда назвали пожар "неприятной ситуацией". К счастью, в момент возгорания сработала сигнализация и воспитатели успели оперативно вывести из здания садика всех детей. Но нет никаких гарантий, что подобные "неприятные ситуации" не повторятся. И что тогда? Успеют ли воспитатели организовать эвакуацию детей в переполненных группах?
Сомнительный баланс
По идее, именно местные власти должны были бы развивать сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений, чтобы в классах и группах не было такой толкучки.
"Финансирование дошкольного образования полностью находится на балансе местных бюджетов. В среднем образовании мы из государственного бюджета выплачиваем зарплаты учителям, а содержание школ и ответственность за строительство новых лежит на местной власти", - говорит "Апострофу" глава комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак.
Но зачем местной власти что-то делать, если закон не устанавливает верхнего предела наполняемости школ и садиков? Так может нужно менять закон и тем самым заставить местную власть шевелиться?
В профильном парламентском комитете так не считают.
"Если мы введем ограничения и классы где 40 детей поделят, например, на 2 класса по 20 детей, то они ведь будут учиться в 4 смены, что в принципе ненормально, - поясняет Сергей Бабак. – Мы можем запретить законом, но что тогда делать детям? Когда мы прописываем законодательство или прописываем изменения, мы пытаемся балансировать между интересами громады и интересами детей. По моему мнению это преступление, если строится новый жилой массив на 10 тысяч семей, но при этом не закладывается постройка школы либо она строится по остаточному принципу. Если местная власть выделяет землю под строительство и получает налоги от людей, которые там живут, то должно быть предусмотрено строительство сначала социальной инфраструктуры, а потом введение в эксплуатацию жилого комплекса. Если местная власть ответственная, то она строит новые садики и школы".
Современный учебно-воспитательный комплекс
А если местная власть не ответственная, при том, что "проблем со средствами в громаде нет", - говорит борщаговский депутат Ивасюк и предлагает, например, покупать готовые садики у застройщиков, как это и произошло в прошлом году в Софиевской Борщаговке.
"Застройщики однозначно строят садики быстрее, чем это делает бюрократическая структура в виде сельсовета и подрядчиков. Возможно, так и нужно: покупать садики. Самое главное, что на это есть средства", - резюмирует Ивасюк.
Но, во-первых, такими "подарками", как показывает практика, громаду "балуют" только под выборы. А во-вторых, с этого года в Украине отменен паевой взнос – средства, которые местная власть брала с застройщиков на развитие инфраструктуры. Соответственно, застройщик может построить садик или школу, чтобы потом продать ее местной власти (да и то, если депутаты еще захотят покупать), а может и не построить.
Николай Скиба предлагает идти путем поощрений.
"Например, влиять на распределение образовательной субвенции, если местная власть влияет на застройщиков для создания социальной инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства", - отмечает Скиба.
"Но мы даем финансирование по субвенции, в частности, на достройку школ, реконструкцию и другие капитальные расходы. Мы пытаемся помочь, но нельзя же так, когда местная власть зарабатывает, продавая землю, а вы стройте школы из государственного бюджета", - резюмирует Сергей Бабак.
Поэтому лучшим способом влиять на власть, которая перегружает садики и школы, остается лишь один проверенный метод – просто не выбирать ее на следующий срок.