Ровно год назад заместитель главы Минобороны России Александр Фомин заявил, что Кремль принял решение "кардинально сократить военную активность на Киевском и Черниговском направлениях". Фактически это означало отступление российских войск от Киева, которое затем превратилось в общее отступление оккупантов из Киевской, Черниговской и Сумской областей. Так победно для ВСУ закончился первый период широкомасштабного российского вторжения в Украину, начавшийся 24 февраля и фактически завершившийся 1 апреля 2022 года. Эти события, многие начали называть "Битвой за Киев", подробности которой сейчас вспоминает "Апостроф".
Читайте также: Полномасштабная война с Россией: 20 решающих битв с 24 февраля
Планы россиян
На сегодня уже очевидно, что Кремль хотел провести операцию в духе американской "Бури в пустыне" 1991 года — то есть планировались боевые действия против более слабого, хотя и сравнительно многочисленного противника. Основной упор в планах российского Генштаба делался на первый ракетно-авиационный удар, который должен был уничтожить прежде всего командные центры Украины. Далее должно было произойти быстрое и глубокое проникновение колонн бронетанковых подразделений и мобильных отрядов специального назначения, с целью блокировать большие группировки украинской армии. Как писало в августе 2022 года американское издание Washington Post со ссылкой на собеседников из чиновников США, Украины, Европы и НАТО, основной удар россияне собирались нанести вдоль обоих берегов Днепра в направлении Киева: одна колонна должна была обойти столицу с востока (через Чернигов – Бровары и со стороны Сум), а вторая - с запада, продвигаясь на юг из Беларуси через естественную брешь между "Зоной отчуждения" вокруг заброшенной Чернобыльской АЭС и окрестных болот.
Именно поэтому время для начала вторжения было выбрано с учетом наступления морозов, которые могли бы сделать местность легко проходимой для танков. Супер важным элементом для распада обороны Киева, по мнению россиян, мог стать захват аэродромов Гостомель и Васильков: первый вертолетным десантом, второй - парашютным - и развертывание там оперативных баз. Причем россияне рассчитывали, что после создания убедительной угрозы для Киева гражданское и военное руководство Украины покинет столицу, парализовав таким образом управление армией по крайней мере на несколько дней, за которые российские войска получили бы контроль над большей частью страны.
После формирования клещей вокруг столицы, россияне планировали овладеть Киевом за три-четыре дня. Пока непонятна роль спецназа – по некоторым данным, сводные группы должны были проникнуть в Киев, найти и устранить политическое руководство государства. По другим – приказа на устранение политических деятелей у российских спецназовцев не было, но они должны были вносить хаос в оборону.
При любом из вариантов развития событий в дальнейшем россияне планировали установить в столице лояльное Кремлю марионеточное правительство, которое бы признало захват Россией Крыма, Донецкой и Луганской областей и дало бы гарантии обеспечения полуострова водой и электричеством. При этом в кулуарах Кремля назывались разные фамилии пророссийских политиков, которые должны были возглавить страну – от Медведчука до Мураева и даже Януковича.
Гостомель
Гражданский аэропорт "Антонов", расположенный в 10 километрах северо-западнее Киева, играл важную роль в планах России отрезать Киев с западного направления. Этот аэродром был основным для базирования самолетов авиакомпании "Авиалинии Антонова" - транспортного подразделения конструкторского бюро Антонова, оперировавшего Ан-124 "Руслан", рядом транспортных самолетов, а также крупнейшим транспортным самолетом в мире - Ан-225 "Мрия". Он находился здесь же и был уничтожен во время боевых действий.
Уничтоженная "Мрия"
Для высадки на аэродром "Антонов" были задействованы российские десантники из состава 11-й и 31-й гвардейских десантно-штурмовых бригад (место постоянной дислокации – Улан-Удэ и Ульяновск, соответственно), собранные на аэродроме Мозырь (Республика Беларусь). Для проведения столь масштабной операции россияне также сконцентрировали большое количество вертолетов. Осенью 2021 года россияне для вторжения собрали наиболее подготовленные авиационные экипажи армейской авиации – это более 200 штурмовых и 200-250 транспортных вертолетов, а также около двух десятков Ми-26 для транспортировки тяжелых грузов.
Таким образом, по состоянию на 24 февраля 2022 года для поддержки наступления на Киев россияне собрали четыре вертолетные группы, которые базировались как на белорусских аэродромах (Мачулищи, Мозырь, Хойники), так и на полевых площадках.
С нашей стороны задача обороны аэродрома в Гостомеле была возложена на 4-ю бригаду оперативного назначения Национальной гвардии Украины им. Героя Украины сержанта С. Михальчука, которая дислоцировалась недалеко от аэродрома. Несмотря на то, что бригада формально была полицейского типа, однако по уровню вооружения она не уступала механизированной бригаде ВСУ.
Однако на 24 февраля большая часть личного состава выехала на ротацию в зону ООС – в Станично-Луганский район Луганской области. В части остались тыловики, офицеры управления и срочники, а также десяток контрактников. Вот они-то, выкатив прямо на взлетную полосу две зенитные пушки ЗУ 23-2, вместе со сводной группой спецназовцев ССО и встретили российский десант.
В результате российским десантникам не удалось захватить аэродром. По крайней мере, настолько, чтобы сюда можно было направлять Ил-76 с десантом. Поэтому десантников, уже загруженных в самолеты с техникой, отправили на Гостомель наземными путями.
Первые дни
Впрочем, на этом фоне операция развивалась по предварительному плану. Так, кроме группировки, которая шла на Киев через Чернобыльскую АЭС, другая пошла через Житомирскую область – переход "Вильча – Александровка". В первый же день россияне прошли через Обуховичи, и здесь сводные группы ВСУ приняли бой в селе Иванков. Кстати, это был очень важный стратегический пункт – сюда шла и "чернобыльская" группа. Удержать при таком раскладе Иванков не удалось, зато удалось взорвать два основных моста через реку Тетерев – у самого Иванкова и в районе Кухарей. В тот же день были взорваны все три моста через Ирпень - на Житомирской, Ирпенской и Варшавской трассах.
Россиянам удалось навести понтонную переправу, но самое главное – темп наступления был сбит. Эта переправа еще не раз станет целью для нашей реактивной артиллерии — и фактически поставки в секторе окончательно повиснут на двух дорогах: от Бучи до Бородянки и дальше – на север до Иванкова, через Чернобыльскую зону в Беларусь и вдоль реки Ирпень и дальше на Демидов (затопленный), Дымер и опять же Иванков.
Это позволило нашему командованию перебросить части 72-й механизированной бригады, а также "Пионы" из состава 43-й артбригады и начать формирование сводных групп из военнослужащих и курсантов военных вузов. Ну и не следует забывать о частях территориальной обороны - а кроме "официальных" бригад против шедших с севера россиян были задействованы полуофициальные подразделения - наиболее известный, например, "АЗОВ-Киев".
Россиянам не без проблем удалось переправиться, и на второй день они продолжили наступление, разделившись на три тактические группы: одна в районе Феневичей пошла в направлении Бородянки, другая возле Катюжанки направилась к Здвижовке и, наконец, вышла в район Блиставицы и дальше на Гостомель. Третья через Дымер и Демидов также вышла на Гостомель.
Последствия боев за Бучу
Форпост Киева
По сути треугольник Ирпень – Буча – Гостомель стал неким форпостом Киева – бои здесь продолжались целый месяц. Основным барьером, на который опирались защитники Киева на правом берегу, стала река Ирпень. Наши бойцы очень успешно использовали природные особенности местности. Так, у села Демидов была взорвана дамба на реке Ирпень. И вода, которая раньше шла в Киевское водохранилище, разлилась и заблокировала дорогу для техники врага к северу от города Ирпень.
Фактически после 17 марта россияне начали окапываться на занятых территориях. Нашему командованию удалось стабилизировать ситуацию и не пустить россиян ближе чем на 25 километров в столицу – дальность эффективного обстрела из полевой артиллерии. Хотя ракетные обстрелы и авиаудары продолжались. Вообще российская армия с первых дней вторжения не видела проблем в том, чтобы обстреливать города из оружия большого калибра и бомбардировать их. То есть сначала вроде бы использовались "умные" снаряды, которые должны были бить по выбранным военным целям. Однако почти сразу после начала войны этими целями стали не только воинские части, но и административные гражданские здания, топливные базы, оборонные предприятия, а затем бомбардировкам и обстрелам начали подвергаться детские учреждения, больницы, жилые многоэтажные дома. Так, утром 15 марта оккупанты обстреляли жилые кварталы Киева. Снаряды попали в несколько жилых домов: 10-этажный в Подольском районе (Виноградарь), 9-этажный и 16-этажный в Святошинском, 2-этажный на Осокорках. Во всех этих домах начались пожары. Ударная волна повредила вход на станцию метро "Лукьяновская" и Лукьяновский народный дом, где расположена Киевская малая опера.
Повреждения от обстрелов возле метро "Лукьяновская" в Киеве
Бровары
10 марта сводная полковая группа 6-го танкового полка 90-й танковой дивизии российской армии попыталась атаковать Киев со стороны Броваров. Эта группировка, которая шла от границы через Новую Басань, должна была организовать блокировку Киева с востока.
В районе Скибина колонну встретили бойцы 3-го батальона 72-й отдельной механизированной бригады им. Черных Запорожцев, полка НГУ "Азов" и территориальной обороны при огневой поддержке артиллерии. В результате российские танки попали в огневой мешок - четыре танка были сожжены, захвачены три танка Т-72А, легкий транспортер МТ-ЛБ, уничтожен БТР-82. По данным телефонных перехватов, на поле боя погиб командир полка полковник Андрей Захаров. Фактически на этом и кончились попытки россиян войти в Киев с востока.
Контрнаступление
Практически сразу после того, как россияне перешли к обороне, началось контрнаступление Сил Обороны Украины. Сначала это были локальные победы – 22 марта ВСУ выбили россиян из Макарова. На следующий день украинские военные оттеснили россиян к Бородянке и вышли на Варшавскую трассу. В течение следующих трех дней (24 – 26 марта) продолжалась военная операция вокруг Ирпеня-Бучи. В результате 28-го числа появилось официальное сообщение об освобождении Ирпеня.
Началось массированное отступление русских подразделений. Только на одном направлении – у трассы Киев-Житомир им это удалось сделать не обрушившись (прикрывшись минами и удачно действуя заслонами). На остальных они отступали хаотично, бросая оружие и технику.
1 апреля стало известно, что российская армия покинула Чернобыльскую зону. Фактически на этом "Битва за Киев" закончилась.
Некоторые выводы
Сейчас – через год – уже можно оценить действия российской и украинской армий. Очевидно, что в Кремле недооценили возможности ВСУ и кардинально неверно оценили мотивацию украинского народа, который вместо того, чтобы прислушаться к призывам "бункерного диктатора" и свергнуть власть "нацистов и наркоманов", стал массово записываться в территориальную оборону, а затем выстроился в очереди к военкоматам.
Украина сделала то, чего почти никто от нее не ожидал: в тяжелейших боях против превосходящих сил противника не только выстояла, но и получила шансы на окончательную победу.