Владислав Чечур из Свалявы в свои 23 года уже ветераном российско-украинской войны. Когда парню едва исполнилось 20 лет, он подписал контракт с пограничной службой и отправился на Донбасс защищать Украину. Во время штурма вражеских позиций парень получил тяжелое ранение и потерял руку. Впрочем, военный не закрылся в четырех стенах, оплакивая свое положение, а наоборот принял реальность и сейчас борется за свое место в пантеоне сильнейших адаптивных спортсменов Украины. Своей историей защитник поделился с нашим изданием.

"Не хотел, чтобы война пришла ко мне домой"

Практически сразу после окончания школы Владислав Чечур был призван на срочную службу в армию. В конце 2021 для парня приближалась демобилизация, но вместе с ней и полномасштабное вторжение РФ.

"Я смотрел новости, читал что пишут политики, следил за зарубежными СМИ и понимал, что "большая" война вполне реальный сценарий и надо готовиться. Правда, из командования никто в это не верил и думали, что все обойдется", – говорит Владислав.

Не обошлось...

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"24 февраля 2022 года мы с ребятами отдыхали после наряда. Забегает офицер по морально-психологическому обеспечению и говорит: "Ребята, подъем, война началась". Шесть спавших в комнате ребят в один голос сказали: "Да пошел ты... Какая война? Тогда офицер начал переворачивать кровати, началась боевая тревога”, – вспоминает военный.

В итоге парень подписал контракт с седьмым пограничным Карпатским отрядом и вместе с собратьями отправился на противоположную сторону страны – на Донбасс.

"Я понимал, что война может перекинуться из восточных регионов и прийти ко мне домой. Поэтому нужно было сначала сделать что-нибудь, чтобы боевые действия не поглотили всю Украину. А так вполне могло быть", - отмечает защитник.

Свои боевые ротации к востоку Владислав в шутку называет "горячими турами". На самом же деле пограничникам было не до шуток.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Наше подразделение отвечало именно за это направление фронта, так что выбора у нас особого не было. Честно... В первые дни было страшно. Ты не понимаешь просто что творится, постоянный стресс, куришь сигареты одна за другой. Но потом, месяца через два, ты начинаешь понимать обстановку, что тебе нужно делать, и самое главное, что тебе нужно делать. какова она и что война, это наша работа, которую нужно выполнять, чтобы не потерять страну”, – объяснил военный.

В степях Донбасса подразделения защитника противостояли десантно-штурмовые войска врага и наемники из ППК "Вагнер".

"И это было тяжело, ведь они обучены и пришли не просто за деньги, а чтобы забрать нашу землю. Но было против нас и "мясо". Но это тоже не просто: они шли и шли в большом количестве, не останавливались, и это психологически сложно, ты уже думаешь и сколько же вас, сколько можно?" – вспоминает парень.

"Не мог оставить своих ребят"

Военный путь Владислава прервался 30 августа 2023 года. Именно в этот день парень был тяжело ранен.

"Ночью мы грузились в БТР, автомобили, чтобы выезжать на точку штурма. Заехали первые группы, но им очень сильно не повезло: их сразу накрыли. В результате из трех групп осталась только одна живая. Потом поехала моя группа забирать раненых. Штурмовали с утра и до трех часов, потом по вечерам". от меня прилетела мина. Искры в глаза полетели”, – говорит военный.

Защитник получил обломочные травмы ноги и обеих рук, однако трое суток (!) не принимал решения о собственной эвакуации, так как был парамедиком в группе и когда приезжали эвакуационные автомобили, то Владислав сначала спасал тяжелораненых собратьев, несмотря на себя.

"У меня была возможность выбраться и раньше, но я же не мог оставить ребят. Это мои друзья, с которыми я служил. Поэтому выбора просто не было", - объяснил военный.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Когда же наконец-то прибыл следующий эвакуационный Hummer, Владиславу просто не нашлось в нем места.

"Я подхожу к багажнику автомобиля, а меня спрашивают: "А ты что?". Я говорю, что трехсотый: две руки и нога. Мне говорят: "Так ты легкий, пешком сам достанешься", - рассказал военный.

В итоге защитник преодолел самостоятельно около 15 километров, чтобы добраться до точки эвакуации. Но из-за того, что турникет более 40 часов фиксировал травмированную левую руку, медикам не оставалось ничего, кроме как ампутировать ее.

"Если бы я его снял, то, думаю, все было бы хорошо. А так 42 часа, посттурникетный синдром... Поэтому у врачей был только один выход, ведь рука была черная", - отметил Владислав.

"Ветеранов надо поддерживать, а не жалеть"

По словам военного, придя в себя после операции, он даже не сразу понял, что конечности уже нет. Когда же пришло осознание реальности, то вместе с ним появились и тяжелые мысли о будущей жизни.

"Не могу сказать, что я совсем избежал депрессии. Я лежал после операции, мне кололи морфий и я остался со своими мыслями один на один. Лезли всякие дурацкие мысли в голову и было действительно морально тяжело. Но я понял, что иначе уже не будет, что произошло это произошло, поэтому нужно пройти этот этап и .

Весомую роль в психологической устойчивости ветерана сыграли близкие люди.

“Я зателефонував своїй дівчині і все розповів. Вона сказала, що їй все одно, що у мене немає руки, вона буде і далі зі мною попри все. Та ветеранів треба підтримувати, а не жаліти. Наприклад, у ветерана щось не виходить і близькі можуть одразу налетіти зі своєю допомогою, як бджоли на мед. Та я одразу сказав, що це мені не потрібно, бо зробите тільки гірше, ведь накрывает, когда я хочу что-нибудь попробовать, а мне не дают”, – объяснил защитник.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Когда раны зажили, Владислав прошел протезирование и получил бионический протез. А дальше, в реабилитационном центре, учился делать привычные обычные вещи заново. Трудно ли это было?

"Мне было скорее интересно научиться чему-то новому, – говорит Владислав. – Я понимал, что в полной комплектации я могу все, а вот что я могу с протезом? Какой мой функционал? И я учился завязывать шнурки, одеваться, застегивать куртку".

В настоящее время ветеран практически полностью мобильный.

"Разве что еду приготовить самостоятельно пока не очень могу. Какой бы крутой ни был протез, но руку он все же не заменит", - отмечает военный.

Более того, завершив курс реабилитации, Владислав активно занялся спортом, как прежде, до "большой" войны, когда парень увлекался футболом и легкой атлетикой. В арсенале спортивных достижений ветерана призовые места в забегах на Spartan Race Trifecta в Греции, UNBROKEN GAMES-2025, BestRong Games во Львове. И останавливаться пограничник не собирается.

"Я просто не тот человек, который закроется в комнате и будет плакать, что у него все плохо. Конечно, есть ПТСР, который постоянно показывает зубы. Но после травмы я начал много читать, развиваться и понял, что не все так плохо. Жизнь намного проще. Тем более, мы же не в советские времена живем, когда людей с ним больше. воспринимают”, – резюмировал Владислав Чечур.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .