После запуска мобильного приложения "Резерв+", позволяющего украинским военнообязанным обновлять свои военно-учетные данные и получать информацию о себе из реестра "Оберег", начался сущий бардак. Огромное количество военнообязанных, относящихся к делу ответственно, столкнулись с проблемами при установке приложения. А установив, многие узнали о себе много нового – вплоть до того, что они находятся в розыске. Как так оно получилось, и когда эти безобразия закончатся – выяснял "Апостроф".
Человеческий фактор
Долгожданное мобильное приложение "Резерв+", которое выполняет роль электронного кабинета для военнообязанного, и создание которого анонсировалось еще с прошлого года (с момента регистрации законопроекта об усилении мобилизации), заработало 18 мая. По замыслу разработчиков, приложение должно автоматически "подтягивать" все данные из единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов "Оберег".
Читайте: Система "висит": военных призвали не устанавливать Резерв+
В базе данных "Оберега" содержатся сведения обо всех военнообязанных украинцах в возрасте от 18 до 60 лет. Реестр наполняется персональными и служебными данными из различных государственных служб, а также информацией, собранной работниками ТЦК и СП. Закон о создании "Оберега" был принят еще в марте 2017 года, реестр формально запустили 28 марта 2022 года. Но нормально он до сих пор не заработал.
К сожалению, сразу после начала работы мобильное приложение "Резерв+" "легло". Установить его на смартфоне зачастую было довольно проблематично.
"Из-за большого наплыва пользователей сервер приложения был несколько раз перегружен – более 100 тысяч человек пытались использовать приложение одновременно. Поэтому и возникали некоторые проблемы с его работой", – говорит "Апострофу" спикер Министерства обороны Украины Дмитрий Лазуткин.
Но многие из тех, кому удалось авторизоваться в электронном кабинете, жаловались, что приложение не находит данные в системе "Оберег". А многие из тех, кто все-таки нашел свои данные, были просто обескуражены: у них они оказались не соответствующими действительности.
Вот некоторые примеры. Подполковник военной разведки с позывным "Ночной сталкер" в приложении оказался лейтенантом. Один из пользователей приложения был зарегистрирован по адресу, указанному в "Резерв+", 12 лет назад. А другой до сих пор состоит на учете в Херсоне, где последний раз назад был более 30 лет назад, а в Киеве зарегистрирован с 1995 года.
"Я скачал приложение. Как и ожидал – данные на период до 24 февраля 2022 года. Притом, что я уже два года как не младший лейтенант. И о службе в 130-м батальоне теробороны я ТЦК сообщал как минимум дважды – когда они звонили с предложением пойти повоевать. Насчет подобных историй ничего не думаю: "Никогда такого не было – и вот опять!". Пусть комментируют айтишники и спецы по кибербезопасности", – говорит "Апострофу" лейтенант Евгений Лешан, который вот уже 1 год и 10 месяцев проходит лечение в Германии после тяжелого ранения.
Читайте: Резерв+ показывает статус "В розыске": в Минобороны объяснили баг и рассказали, что делать
Однако программисты, айтишники и специалисты по кибербезопасности к подобным багам отношения не имеют.
"Дело в том, что информация в приложение "Резерв+" попадает из "Оберега", а в электронный реестр сотрудники ТЦК переносили данные вручную, из обычных бумажных карточек учета. И заносили то, что было. Может, какие-то изменения, обновления, не заметили. Или не успели исправить. Человеческий фактор…", – говорит Дмитрий Лазуткин.
С этим мнением согласны и в самих территориальных центрах комплектования и социальной поддержки.
"За это отвечают мобилизационные отделы ТЦК. Могут быть ошибки, по-разному. Человеческий фактор. Тем более сейчас объемы работы бешеные. Если военнообязанный обновил данные недавно, их просто могут не успеть вписать в электронный реестр. Я, кстати, сам только полгода назад поставил отметку в военкомате, когда перевели туда служить. А бойцы на фронте – так им вообще не до обновления данных. И потом порой получаются грустные вещи – что человек не может получить статус участника боевых действий, доказать, что он воевал. Например, для получения необходимых документов после ранения", – говорит "Апострофу" Вадим, сотрудник одного из городских ТЦК и СП, до этого служивший в стрелковом подразделении.
Нужно только подождать
Тут необходимо отметить, что вся эта неразбериха в "Резерв+" со званиями и регистрацией военно-учетных данных – всего лишь только цветочки. Ягодки, из-за багов ТЦК, гораздо серьезнее и беспощаднее.
"В марте 2022 года я прошел ВЛК, и был признан непригодным к военной службе и исключен из военного учета. В апреле этого года пришла повестка, для обновления данных. Сходил, показал документы, отметили у себя и сказали, вас больше не будем вызывать. 18 мая установил приложение "Резерв+", хоть уже и не военнообязанный. А оно показывает – я в розыске, и пригоден к службе в должности рядового", – рассказывает "Апострофу" киевлянин Виктор.
И это уже не просто "человеческий фактор", в смысле ошибка, а какой-то "супер-мега человеческий фактор". В базе "Оберега" оказались данные, что мужчина пригоден к службе в должности рядового, хотя это изначально было невозможно из-за его инвалидности с детства. И при этом он еще и в розыске. А это чревато.
"Дело в том, что приложение – это такое…. Регистрация добровольная, никакой юридической силы приложение не имеет. Так, просто информация: что и как. Но тут надо понимать, что эта информация – из "Оберега". И если вас начнут проверять, а вы там в розыске, то вы – уклонист, со всеми вытекающими последствиями. В данном случае плюс приложения "Резерв+", что вы можете об этом узнать, и начать предпринимать меры. Но в суд на ТЦК подавать не советую – пока дело дойдет до суда, уже будете на фронте. Можно обратиться в ТЦК и потребовать справку, что вы обновили данные. Или требовать ее при обновлении данных, если этого еще не сделали", – говорит "Апострофу" юрист, бывший директор Центра предоставления бесплатной вторичной правовой помощи Наталка Костишин.
Подобных случаев – что человек, по данным "Оберега", находится в розыске, оказывается, огромное количество. Настолько, что ситуацию было вынуждено прокомментировать Министерство обороны.
"Украинцы, которые во время обновления своих данных через приложение "Резерв+" узнали про статус розыска, могут обратиться в службу технической поддержки для исправления данных. Мы запустили возможность предоставлять запросы нашей технической поддержке по поводу таких ситуаций, без визитов в ТЦК и СП", – заявила в эфире телемарафона заместитель министра обороны Украины по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Екатерина Черногоренко. При этом она также сослалась на человеческий фактор. Мол, оператор ТЦК и СП может тоже ошибаться.
Кстати, в одном из ТЦК и СП Киевской области "Апострофу" сообщили, что с 18 мая к ним поступила масса звонков от лиц, которые якобы находятся в розыске, в соответствии с информацией приложения "Резерв+". Отметили, что в розыск этих лиц не ставили, объяснив это техническими проблемами. И что теперь все это надо исправлять в ручном режиме. Одним словом, военкоматы сейчас и так перегружены, а теперь еще многое исправлять. Вручную.
"Да, проблем много. Но что посоветую? Надо подождать, пока все данные обновят. Главное – все заработало, причем в крайне сжатые сроки", – говорит спикер минобороны Дмитрий Лазуткин.
Несмотря ни на все, приложение "Резерв+" оказалось крайне популярным. Министерство обороны Украины обнародовало статистику обновлений учетных данных военнообязанных. По состоянию на 20 мая их обновили:
- в Территориальных центрах комплектования и социальной поддержки – 2944 человека;
- в Центрах предоставления административных услуг – 3703 человека;
- через приложение "Резерв+" – 415094 человека (более 700 тысяч по состоянию на 21 мая).
"Это в 60 раз больше, чем в ТЦК и ЦНАП! Сейчас минобороны делает все возможное, чтобы охватить максимальное количество граждан с помощью цифрового ресурса. Мы запустились без наличия QR-кода, через который можно проверить этот электронный документ. Сейчас работаем в очень ускоренном режиме, чтобы совсем скоро запустить QR-код – и не нужно носить с собой никакие бумажки. Ожидаем, что все это будет уже в середине июня", – говорит Екатерина Черногоренко.
Все это прекрасно, но возникает резонный вопрос – а что, разве нельзя было сначала все полностью отладить, и только потом запуститься? А то ведь теперь у сотрудников ТЦК и СП, которые и так зашиваются, появилась очень дополнительная нагрузка.
Читайте: Будут ли электронные повестки в приложении Резерв+: в Минобороны поставили точку в вопросе