RU  UA  EN

понедельник, 16 сентября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 45.40
НБУ:USD  41.05
Общество

15 миллионов для любовницы: как действуют новые правила выплаты "гробовых"

Военный теперь может завещать выплату 15 миллионов за свою гибель

Выплата гробовых Военный теперь может завещать, кто получит деньги после его гибели Фото: depositphotos

Кабинет министров Украины разрешил военным завещать выплату единовременного денежного пособия на случай своей гибели. Если раньше "гробовые" 15 миллионов гривен распределялись в равных пропорциях между ближайшими родственниками погибшего, то теперь боец может сам решать – кто именно получит деньги, и сколько. Какие подводные камни могут быть у этого вполне справедливого решения - выяснял "Апостроф".

Право выбора

Согласно правительственному постановлению №168 от 28 февраля 2022 года, близкие родственники военнослужащих, погибших во время войны, имеют право на получение компенсации в виде одноразовой денежной выплаты в размере 15 миллионов гривен.

Читайте: Мама, где наш папа: почему к матерям-одиночкам внезапно вернулась память во время войны

Как рассказывает представитель Подольского районного в городе Киеве ТЦК и СП Катерина Тищенко, выплата распределяется равными частями между всеми родственниками первой степени родства. К ним в данном случае относятся:

- родители;

- жена, с которой погибший состоял в официальном браке;

- дети, общие или усыновленные, которые не достигли совершеннолетия (18 лет);

- дети, общие или усыновленные, которые достигли совершеннолетия, но учатся на дневной форме обучения (как правило, до 23 лет);

- иждивенцы погибшего, которые считаются членами семьи и имеют право на пенсию по утере кормильца.

Тут необходимо особо отметить, что если военный погиб в период прохождения службы, но не в ходе боевых действиях, то компенсация составит 500 прожиточных минимумов (около 1,3 миллионов гривен). Для получения 15 миллионов гривен в справке об обстоятельствах гибели должно быть четко отмечено, что смерть связана с боевыми действиями.

Деньги выплачиваются не одним платежом, а делятся на большую выплату и регулярные ежемесячные доплаты. Так, государство перечисляет на счета получателей 20% суммы, а остаток превращается в ежемесячную выплату, которая продолжается 40 месяцев.

Именно таким образом выглядела ситуация с выплатами единоразовой компенсации еще в середине этого месяца. Но 14 мая было принято правительственное решение №550 "Об утверждении Порядка и сроков передачи военнослужащим оригинала личного распоряжения командиру воинской части, командиру/руководителю подразделения органа (службы, военного формирования) для хранения в личном деле".

Читайте: Не сходятся данные? Проедем в ТЦК! Военнообязанным приготовили очередные "улучшения"

Согласно документу, теперь военнослужащий может сам решать – кому именно в случае его гибели достанутся его "гробовые", и в какой пропорции. Хочет – по умолчанию: родителям, детям и жене. Хочет – гражданской жене и любовнице. Да кому угодно: его право. И это, собственно, справедливо.

Повод для махинаций

По новым правилам, завещание (согласно решению Кабмина №550, оно называется "Личное распоряжение") составляется в письменном виде в произвольной форме, с указанием ФИО, даты рождения, места жительства или регистрации, идентификационного кода, воинского звания, а также места и времени составления.

В документе указываются лица/лицо, которым будет осуществляться выплата единовременного денежного пособия в случае гибели бойца, а также доля этой выплаты. Подлинность подписи в личном распоряжении свидетельствует командир воинской части или нотариус. Копия документа хранится у военнослужащего. А запечатанный оригинал направляется в ТЦК, откуда призвали военного, средствами фельдъегерской связи или по почте, и хранится в военкомате в личном деле. Если завещание заверял командир части, то он обязан молчать о том, что видел и читал.

Читайте: Байден готовит решение, от которого россияне будут в ужасе

И вот тут возникает интересный вопрос. Заверение такого важного документа (ведь на кону 15 миллионов гривен) командиром – является хорошей средой для возникновения различных махинаций. Не получится ли так, что командир (который, конечно, никому ничего не скажет), не захочет переписать завещание в свою пользу? Ну не в свою именно – это была бы уже супер-наглость, а в пользу своей жены, родственников и так далее. Соблазн ведь велик. А там поди разбери, в документе настоящая подпись бойца, или поддельная.

"Вы знаете, все может быть, риски везде есть. В принципе, командиры давно уже имеют право заверять подписи своих бойцов, но раньше это не касалось таких значительных сумм денег… В данном случае что можно посоветовать – родственникам необходимо проводить графологическую экспертизу. Это не очень дорого, от 4 тысяч гривен. В пять раз дешевле, чем анализ ДНК, к которому иногда прибегают матери-одиночки, у которых есть биологические дети от погибшего на фронте бойца. Ну чтобы претендовать на часть "гробовых", – говорит "Апострофу" управляющий партнер в адвокатском объединении "Войченко и Дульский" Сергей Войченко.

Недоработанная норма

Надо отметить, что при новых условиях – если бойцы захотят составить завещания с пожеланиями: сколько денег и кому, эти документы практически стопроцентно будут подвержены графологической экспертизе. И не только графологической.

"Человек погиб. Родственники, которые уже рассчитывают на свою часть единоразовой денежной выплаты, узнают, что, деньги по завещанию переходят любовнице. Причем все. Вы представляете, что тут начнется? Будет масса судебных исков. Что подпись поддельная, а если и нет, то человек был не в себе, что контузия и прочее. И будет масса судебных экспертиз. Не только графологических, но и психиатрических – на основании существующих документов от невропатологов, психиатров и психологов. И будут выяснять – а в каком состоянии был человек в момент подписания завещания? А вдруг пьяный или еще что-то. Так что я не думаю, что нормальный командир захочет ввязываться в ситуацию с подделкой подписи, рискуя при этом получить на свою голову массу проблем с родственниками погибшего и однозначно проиграть", – говорит "Апострофу" бывший директор Центра предоставления бесплатной вторичной правовой помощи Наталка Костишин.

Кстати, по ее словам, однозначно будут оспорены в суде завещания (при абсолютно подлинной подписи погибшего военного), если в них не будут указаны несовершеннолетние дети.

"Закон защищает в первую очередь детей. А закон выше постановления. И дети уж точно получат свою долю. Невзирая на то, что там будет написано в завещании. И командир сильно рискует, если, желая подделать завещание, не укажет детей военнослужащего. А откуда ему знать о детях? Их имена, возраст?", – говорит юрист.

При всем при этом, если вынести за скобки гипотетическую возможность махинаций со стороны командиров ("Да чего говорить, даже нотариусы могут подделывать документы", – говорит "Апострофу" Вадим, сотрудник одного городских ТЦК и СП), решение Кабмина №550 прописано довольно криво.

"Согласно пункта 4 решения Кабмина, завещание заверяется или у нотариуса, или у командира. Подчеркну: или – или. Люди у нас суеверные, менталитет такой, что будут писать завещание в последний момент. А в такой момент и командира уже может не быть, или ему не до завещаний. Дальше. Даже если командир все сделал по чести, то оригинал документа может просто физически не дойти до ТЦК, откуда призывался военный. Не успел отправить, потому что сам погиб. Отправил, но не дошло во время пересылки – затерялось в пути. Дошло до ТЦК, но затерялось там – мы знаем, какой сейчас бардак в военкоматах", – говорит Наталка Костишин.

По ее мнению, такие важные документы, как завещание, лучше заверить у нотариуса - и перед отправкой на фронт. И самому отнести в ТЦК на хранение (другого места хранения не предусмотрено).

"Но согласно пунктам 6-7 решения Кабмина №550, завещание должно быть передано командиру, а тот должен его передать дальше по инстанции. То есть боец может, конечно, заверить документ у нотариуса. Но потом он должен взять его с собой, запечатать на всякий случай, на месте службы вручить командиру, а тот его уже отправит фельдъегерской связью или по почте в ТЦК. Такой подход выглядит, мягко говоря, довольно странным", – говорит юрист.

Одним словом, хорошая, в принципе, идея, до конца не проработана. Но, увы, уже начала действовать. Впрочем, у нас такое часто бывает, чего удивляться.

Читайте: В Украине расширили перечень оснований для увольнения из ВСУ: что изменится с 1 июня

Читайте также

Новини партнерів