16 июля истекает срок обновления военно-учетных данных. Из-за больших очередей не каждый, кто должен был и хотел смог это сделать. "Апостроф" узнал, продлят ли предусмотренный законом 60-дневный срок и что ждет тех, кто не успел уточнить свои данные.
Согласно новому закону о мобилизации, военнообязанные, призывники и резервисты в возрасте от 18 до 60 лет должны уточнить адрес проживания, контактные данные в течение 60 дней, то есть до полуночи 16 июля. Эти категории должны обратиться в ближайший территориальный центр комплектования и социальной поддержки (ТЦК) или центр предоставления административных услуг (ЦНАП), сделать ли это через электронный кабинет в мобильном приложении Резерв+. Находящийся за рубежом военнообязанный также должен обновлять данные - через приложение или обратиться в консульские учреждения.
По данным Минобороны, на 14 июля 2024 года свои данные обновило более 4 млн человек. Однако сколько мужчин не успели это сделать, хотя имели, сказать сложно, ведь информация о мобилизационном резерве – государственная тайна. Также это в одном из интервью отметила заместитель министра обороны Екатерина Черногоренко.
“Я не могу раскрывать данные по мобилизационному резерву нашей страны, потому что для врага это интересная информация. Но то количество граждан, которое эти данные обновило, было для нас целевой целью, и мы с этой задачей справились ”, - сказала она.
Впрочем, ранее в одном интервью народный депутат Дмитрий Наталуха проговорился, что количество мужчин в возрасте 25-60 лет, которые потенциально могут быть мобилизованы, по меньшей мере вдвое больше числа обновивших данные.
Будут ли продлены сроки обновления данных
О том, что не все мужчины успевают уточнить учетные данные, свидетельствуют недавние огромные очереди в ЦНАПы . Огромные очереди свидетельствуют о том, что инфраструктура не готова. Соответствующее министерство не занималось подготовкой инфраструктуры: военкоматы не готовы и очереди огромны в ЦНАПах… Это должен быть сервис, а не живые очереди. Попытайтесь в любой районный военкомат подойти, посмотрите, что там происходит ”, - говорит “Апострофу” народный депутат Александр Качура.
Альтернативой физического присутствия рассматривалось мобильное приложение "Резерв+". Я в 22-м году прошел ВЛК, обновил свои данные, потом еще обновил свои данные физически - пришел в ТЦК, за несколько дней до начала действия закона, потом еще посмотрел, как работает приложение и еще через него, чтобы у меня QR- код сформировался ”, - поделился опытом Качура.
Однако не всем так легко удавалось уточнить данные в приложении. Предчувствуя это, еще в конце мая группа депутатов зарегистрировала законопроект , которым предлагалось продлить 60-дневный срок, отведенный на обновление военно-учетных данных, еще на 90 дней.
Обновить данные через электронный кабинет (мобильное приложение Резерв+) или в ЦНАП могут далеко не все военнообязанные по ряду причин, как-то имеющиеся ошибки в реестре "Оберег", необходимость подать дополнительные документы и прочее. В таком случае военнообязанные должны прибыть лично в ТЦК и СП <...> В целом количество граждан, которые должны лично прибыть в территориальный центр комплектования и социальной поддержки значительно превышает возможности ТЦК и СП их принять ”, - констатировали авторы инициативы.
Однако документ даже не был рассмотрен депутатами. Говорить о продлении сроков на сегодня в принципе невозможно, сегодня последний день. У нас даже на уровне комитета законопроект, предусматривающий возможность продления срока, не рассматривался. Поэтому в краткосрочной перспективе ни один закон точно принят не будет ”, - отметил “Апострофу” председатель подкомитета по государственной безопасности, обороне и оборонным инновациям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Федор Вениславский.
В Минобороны же считают, что 4 млн человек, за два месяца уточнивших данные о себе – это хороший результат. "Мы очень благодарны, что такое значительное количество украинцев выполнило добродетельно свою обязанность по закону" , - сказала заместитель министра обороны Екатерина Черногоренко.
Что будет после 16 июля
Гражданам, которые обновили свои военно-учетные данные, могут посылаться повестки для прохождения ВЛК. ТЦК может рассылать повестки по почте по месту регистрации военнообязанного. В случае неявки в ТЦК гражданина объявляют в розыск.
Нацполиция имеет право задерживать военнообязанных при нарушении законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации и доставлять их в ТЦК. Если задержание невозможно, ТЦК направляет в адрес лица требование о выполнении военно-учетного долга. Требование предшествует обращению ТЦК в суд.
“Требование направляется в бумажном виде по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. После отметки почты отсчитывается 10 дней, и в случае, если лицо так и не явилось в ТЦК, последний направляет пакет документов в суд" , - объяснила "Апострофу" адвокат, кандидат юридических наук, управляющая "Адвокатским бюро Анны Даниэль" Анна Даниэль .
Это требование считается врученным независимо от того, фактически ли получено лицом, и обязывает последнее явиться в ТЦК в течение 10 дней с даты такого "вручения", подчеркнула адвокат АО Fomin & Partners Юлия Степаненко.
В целом, в Раде ожидают, что граждане с 17 июля продолжат обновлять свои учетные данные. "Граждане должны обновлять, и если до того момента, как они обновят свои персональные данные, не будет составлено постановление об административном правонарушении, то административная ответственность не будет наступать", - отметил председатель подкомитета по государственной безопасности, обороне и оборонным инновациям ВРУ Федор Вениславский.
Повторные штрафы, реализация имущества: как будут наказываться за неуточнение данных
Все, кто не обновил свои военно-учетные данные до 16 июля, автоматически становятся нарушителями, говорит Анна Даниэль.
“За нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Речь идет о наложении на граждан административного штрафа в размере от 1000 до 1500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 тыс. - 25,5 тыс. грн), а для должностных и юридических лиц - от 34 тыс. до 59,5 тыс. грн. Штраф должен быть уплачен не позднее, чем через 15 дней с даты вручения нарушителю постановления о наложении штрафа ”, - объяснила юрист.
Как отметила Анна Даниэль, неуплата штрафа карается арестом средств на счете должника, их списанием с этих счетов или даже арестом имущества с последующей реализацией. Будут штрафовать и тех мужчин, которые находятся за границей. Правда, в Минобороны подтвердили: есть проблемы с практическим воплощением.
"В то же время уплата штрафа не освобождает гражданина от обязанности проходить военную службу. В случае, если человек уплатил штраф, но продолжает игнорировать повестки, его оштрафуют снова”, - предостерег специалист.
При этом штрафы не назначаются автоматически. "Наложение штрафа предусматривается в течение 3 месяцев с даты выявления правонарушения, но не более года с даты совершения такого правонарушения", - уточнили в Генштабе ВСУ.
Также военнообязанный, не обновивший вовремя данные, может быть ограничен в праве управления автомобилем. Об этом военнообязанный узнает в "Действии" или "уже на блокпосту или на улице во время проверки".
Кому могут "простить" необновление данных
По словам адвоката Юлии Степаненко, закон исчерпывающе определяет перечень уважительных причин для необновления данных вовремя:
- препятствие стихийному характеру;
- болезнь;
- военные действия на соответствующей территории;
- смерть близкого родственника.
"Гражданин должен предоставить документальное подтверждение, доказывающее невозможность обновления данных в пределах предусмотренного законом срока. Каждый случай необновления данных будет рассматриваться индивидуально”, - отметила Анна Даниэль.
Однако отсутствие интернета или возможности добраться до ТЦК - не аргументы.
Впрочем, не всегда привлечение лица к административной ответственности за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации законно, говорят юристы.
"Постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 210-1 КУоАП должно быть составлено с четким соблюдением процедуры, определенной КУоАП, а именно: лицо должно быть должным образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, ему должно быть обеспечено право на юридическую помощь, дачу своих объяснений и т.п. Если же эти требования не соблюдены, такое постановление незаконно и есть основания его обжалования в порядке. Суд по результатам рассмотрения дела может отменить это постановление и закрыть дело об административном правонарушении. В случае отмены постановления ТЦК и СП отсутствует факт привлечения лица к административной ответственности по ст. 210-1 КУоАП. Следовательно, применение описанного выше механизма в отношении гражданина, который не обновил свои данные, не имеет правовых оснований ”, - резюмировала адвокат АО "EvrikaLaw" Ольга Брус.