RU  UA  EN

суббота, 27 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Волна подростковых самоубийств в Украине: как спасти наших детей

В Украине участились случаи самоубийств среди детей

В Украине участились случаи самоубийств среди детей Дети очень нуждаются в нашем общении и заботе Фото: gym1.zosh.zt.ua

Последнее время Украину просто захлестнула волна сообщений об участившихся случаях детского суицида. Когда подростки решают уйти из жизни, это трудно принять. Но они уходят. Оставляя после себя боль, растерянность и много вопросов у тех, кто остался. Главный из которых – почему? О причинах подростковых самоубийств, которых сейчас в Украине стало больше - рассказывает "Апостроф".

Кто виноват

16 августа - две 12-летние девочки вышли из окна многоэтажки в Дарницком районе. 2 октября - в Голосеевском районе Киева сводные брат и сестра выбросились с 24 этажа, еще и транслируя это на видео. 9 октября - теперь уже двойное самоубийство в столичном жилмассиве Троещина - две 17-летние девушки спрыгнули с недостроя.

Вообще подростковые суициды – не новость. Они были всегда – достаточно вспомнить грустно-романтическую историю о Ромео и Джульетте. Гормональные бури, безответная первая любовь, непонимание (как порой кажется подросткам) со стороны родителей… Да причин может быть масса – от буллинга со стороны сверстников до некстати выскочившего на лбу прыщика.

Украина, надо отметить, среди европейских стран по уровню молодежных самоубийств всегда была где-то посередине (на первом месте, что характерно – Россия, там происходит около 20 случаев суицида на 100 тысяч подростков – это в три раза выше среднего мирового показателя).

Перелом в области подростковых суицидов - в плане резкого увеличения - в Украине произошел в 2021 году. Так, если за весь 2020 год, по данным Офиса генерального прокурора, в стране было зафиксировано 123 случая суицида среди детей, то только за первые три месяца 2021 года произошло 101 подростковое самоубийство.

"Этот всплеск связан с усилением борьбы с ковидом в период эпидемии коронавируса, когда дети вынуждены были переходить на дистанционное обучение и сидеть дома. А это – мало физического движения, нехватка общения со сверстниками, никаких развлечений и хобби вне дома. Плюс постоянно с семьей, со взрослыми, у которых у самих тревога, растет напряжение и "съезжает крыша" от постоянного нахождения в замкнутом пространстве", – рассказывает "Апострофу" психолог Украинского института прикладной психологии и психотерапии Татьяна Корякина.

В принципе, подобные тенденции наблюдались во всех странах мира. Но если коронавирус с начала 2022 года куда-то начал незаметно исчезать (по крайней мере – из мировой информационной повестки дня), то в Украине его роль, в плане источника неимоверных тревог и напряжения, сразу сменила полномасштабная российская агрессия. Причем ковид – это были только цветочки.

"Война. Снова дистанционное обучение, снова замкнутое пространство. К этому у многих подростков, особенно 16-17 лет – они уже почти взрослые (дети помладше войну еще не особо всерьез воспринимают) - прилагается постоянное пребывание в опасности, хронический стресс, страх перед будущим. Если семья переехала в более безопасный регион, то нужно адаптироваться к новому окружению. Что для подростков довольно непросто. Многие молодые люди боятся будущей мобилизации. Я лично знаю случаи, когда 18-летние юноши месяцами не выходят из дома, чтобы не получить повестку (хотя во время действия военного положения призыв на срочную военную службу не проводится, – "Апостроф"). У многих ребят, близких к призывному возрасту – можно только представить, что они чувствуют, и как могут отреагировать на постоянный стресс…", – говорит Татьяна Корякина.

Если даже для взрослых, у которых психика более устойчива, чем у молодежи переходного возраста, события последних 19 месяцев стали травматичными. То можно только представить, как это действует на подростков.

"Дистанционная депривация, страх. И как бы подростки ни пытались делать вид, что они независимые, на самом деле они очень зависят от взрослых", – говорит "Апострофу" кандидат психологических наук Александр Сагайдак.

Что делать

А взрослым тоже нелегко. Зачастую – вынужденная миграция, потеря работы (как минимум – финансовые проблемы). Тревога за будущее, угасание веры в скорую победу. Да мало ли что еще…Родители меньше внимания уделяют детям: и своих проблем навалом.

"Мало кто из родителей сейчас может оказать поддержку своим детям, многие сами в стрессе и, как говорится, "не вывозят". Все это приводит к увеличению случаев депрессии, тревожных и панических расстройств у подростков", – говорит Татьяна Корякина.

С ней полностью согласен и Александр Сагайдак: "Дети и подростки получают уверенность в завтрашнем дне от старших, и на фоне всеобщего кризиса взрослым сейчас тоже непросто".

Просто или непросто - но только от взрослых зависит психологическое и психическое состояние их детей. И, как ни крути, родителям просто необходимо уделять как можно больше внимания своим детям-подросткам в нынешней ситуации. Говорить, общаться.

"Дети всегда будут в контакте с нашими невербальными сигналами. Если что, они сразу понимают – с мамой и папой что-то происходит. И тут надо говорить, искренне говорить. О войне, об обстрелах. О смерти, в конце концов. Если уж эта тема актуальна, к сожалению, в нашем обществе в данный момент. Необходимо давать пусть не детализированную, но правдивую информацию. Искреннее общение с родителями однозначно снизит градус психологического напряжения у подростков", – говорит "Апострофу" детский семейный психолог Светлана Ройз.

Одним словом, сейчас, особенно сейчас, когда самим взрослым тревожно и непредсказуемо, не забывать – дети, подростки, которые находятся рядом с нами, вообще теряют опору. И им надо помочь. В первую очередь – добрым, понимающим родительским словом.

Новини партнерів