Сокращение обязательных предметов, 12-летнее обучение и профильные классы – Министерство образования и науки Украины планирует провести масштабную реформу украинских школ. Несмотря на яркие перспективы и обещания приблизиться к европейским стандартам, реформа может столкнуться с массой проблем, с которыми ее инициаторы вряд ли справятся.
Что нового обещают
Главными пунктами школьной реформы должны стать переход на 12-летку и внедрение профильного обучения. В новой концепции МОН предусмотрено три уровня полного среднего образования:
- начальное образование (1-4 класс);
- базовое среднее образование, которое можно получить в гимназиях (5-9 класс);
- профильное среднее образование, которое ученики получают в лицеях либо в заведениях профессионального образования (10-12 класс).
Если первые два этапа – подготовительные и направлены на то, чтобы адаптировать ученика к жизни в социуме и научить необходимым базовым вещам, то последний этап – это целенаправленная подготовка к дальнейшему обучению в вузах.
"Время – важнейший ресурс. В 10-11 классе дети уже должны понимать, какой дальнейший путь они выберут, и начинать готовиться к поступлению в высшее учебное заведение", – заявил заместитель министра образования и науки Павел Хобзей.
Несмотря на прибавившийся год обучения, нагрузка на школьников в разы уменьшится за счет сокращения инвариантных, то есть обязательных, предметов. Если сейчас таких дисциплин в старшей школе 22, то в будущем их будет всего 9.
Как поясняют в Минобразования, приблизительная нагрузка на школьника – 33 часа в неделю, следовательно, на изучение одного предмета в среднем выделяется 1,5 часа. Основательно выучить дисциплину за такой короткий промежуток просто невозможно, а изучение всех предметов в старших классах – это нерациональная трата времени.
Еще одна инновация – это появление интегрированных предметов, таких как "История", "Литература", "Математика" и так далее. В МОН считают, что таким образом ученики смогут получить базовое представление об общей картине мира, но не будут тратить лишнее время на то, что не понадобятся им в дальнейшем.
"Сейчас подавляющее большинство в учебном плане занимают общеобразовательные предметы, которые изучались всеми, независимо от профиля. Их очень много, и часть из них требует буквально одного часа в неделю, поэтому дается только поверхностное представление о предмете. Этот подход не особо эффективен. В новом учебном плане планируют оставить 9 общеобразовательных дисциплин, объединив эти небольшие предметы. Этот набор базовых дисциплин будет изучаться во всех школах, но, в зависимости от того, какой профиль школа выберет, будет возможность раскрыть один из этих обобщенных предметов. Например, на природоведческих профилях не будет обобщенного предмета природоведение", – поясняет "Апострофу" ситуацию эксперт образовательного направления в аналитическом центре CedosИрина Когут.
Такой подход больше напоминает обучение в университетах, что характерно для старших школ в развитых странах.
Также школы смогут создавать спецкурсы по узкоспециализированным предметам, которые соответствуют выбранному школой профилю.
"Даже если школа выбирает для углубленного изучения гуманитарные предметы, общие знания по биологии, географии, астрономии, экологии, физике и химии ребенок будет получать в рамках интегрированного предмета "Человек и природа", который в такой школе будет читаться три часа в неделю. Интегрированные знания по правоведению, экономике, по предмету "Человек и мир" школьники старших классов будут получать в рамках предмета "Человек и общество", – отмечают в Министерстве образования.
Сроки выполнения
Учитывая объем и сложность предложенной реформы образования, растянуться она обещает до 2029 года, а фундаментальные изменения в устоявшейся системе можно будет увидеть не раньше 2027-го.
В январе 2017 начинается обсуждение нового учебного плана для учеников старшей школы, а в 2018 -2019 годах напечатают обновленные учебники для 10-11 классов.
Во время второй фазы, с 2019 по 2022 год, обещают сформировать новую систему повышения квалификации для учителей, провести полную инвентаризацию в школах и начать проектировку профильных заведений.
Финальный виток реформы пройдет в 2023-2029 годах – в эксплуатацию запустят сеть профильных школ, а первый в Украине 12-й класс появится не позднее 2029 года.
Хотя Украина собиралась перейти на 12-летнее образование еще в 2002 году, но инновация себя не оправдала, а уже в 2010-м на тот момент министр образования Дмитрий Табачник вовсе отменил лишний год обучения для школьников.
На территории Европы 11-летнее обучение в школах осталось только в Украине, России и Беларуси, в то время как во всем мире продолжительность средней школы варьируется от 12 до 14 лет. Поэтому нынешнее образование в Украине считается рудиментом постсоветской эпохи, нуждающемся в изменениях.
Главная суть предложенной реформы в том, что она должна обеспечить котировку украинских аттестатов за границей. Но, как и везде, здесь есть свои недочеты и подводные камни.
Много целей, мало возможностей
Реформа образования, безусловно, нужна, но главный вопрос – какими способами будут осуществляться поставленные задачи и осилят ли их украинские реформаторы и расшатанная экономическая система.
С методами осуществления реформы не согласен народный депутат, первый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам науки и образования Александр Спиваковский.
"Математика, физика, биология выводятся из инвариантной части учебных планов средней школы, и все это под лозунгом профилизации школ. Я могу согласиться с тем, что нужно принимать законы, решать вопросы о проведении ВНО после 9 класса, помогать детям выбирать направления. Но то, как это делается сейчас, понижает уровень образования. Это означает, что мы забираем у детей шансы. Нужно понимать, что если мы хотим вывести страну из тупика, нам следует бороться за качество образования, не понижая требований", – прокомментировал Спиваковский "Апострофу" свое видение ситуации.
При проведении такой масштабной реформы нужно учитывать все факторы, которые так или иначе придется затронуть в ходе изменений системы среднего образования.
"Если мы проводим такую реформу, нужно переучить учителей, подготовить учебники и разработать надлежащую учебно-методическую базу", – подытожил Спиваковский.
К тому же, довольно негативно реформу восприняло общество, для которого аргумент "будет, как в Европе" не является достаточно сильным. По результатам опроса, проведенного фондом "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива, против перехода на 12-летнее обучение выступает 70% опрошенных родителей и 68% педагогов.
"Про 12-летку вообще не хочу говорить, потому что это ни о чем. Пока нет философского осмысления роли школы и уровня образования – нет смысла обсуждать, сколько лет учиться", – рассказывает "Апострофу" мама киевского школьника Наталья. – Я бы предпочла, чтобы школа давала базовые навыки, а специализированные дети получали вне школьной программы. Тот же спорт, английский, музыка, рисование никогда не будут преподаваться в школе на должном уровне, но, будучи в программе, они перегружают детей. Мне кажется, эти предметы нужно вынести за пределы программы и предложить детям посещать факультативно. Часть – бесплатно при школах. Часть – как это происходит сегодня – платно за пределами школы".
Много "но"
Безусловно, профильное образование, которое сулят Украине все 25 лет ее независимости, довольно привлекательное новшество, позволяющее сосредоточить внимание лишь на том, что понадобится для будущей профессии, не распыляясь на все подряд.
Сразу после школы старшеклассники смогут работать по профессии, ведь обучение будет предметным, и ученики сами смогут выбрать одно из двух направлений:
- академическое обучение, с углубленным изучением отдельных предметов (ориентировано на продолжение образования в вузах);
- профессиональное обучение, которое дает не только полное среднее образование, но и первую профессию (также есть возможность продолжить учебу в вузах).
"Типовые учебные планы, которые министерство хочет запустить уже с 2018 года, это первый шаг по направлению к профильной старшей школе – важной части запланированной реформы", - поясняет "Апострофу" эксперт Ирина Когут.
Новые типовые учебные планы, по ее словам, не предусматривают существенных изменений в самом содержании обучения.
"Основное изменение состоит в том, что решено отказаться от универсального профиля, то есть фактически от общеобразовательного направления в старшей школе, которое сейчас очень распространено в Украине. Отныне профиль должна будет выбрать каждая школа. Это не означает, что она выбирает его раз и навсегда, скорее, это будет происходить каждый год, или же для каждого класса или нескольких классов. Профиль будет выбираться из расчета того, что может предложить школа, исходя из имеющихся преподавателей, возможностей, желания детей, родителей и так далее", – говорит Когут.
С предложенными нововведениями могут возникнуть серьезные проблемы. Устранить все пробелы украинского среднего образования за такой короткий срок не представляется возможным.
"В целом, это очень хорошая и удачная идея. Но всегда есть много "но". Главный вопрос – возможно ли реализовать в нынешних условиях в Украине такой подход к обучению в старшей школе? И второй вопрос – возможно ли это реализовать за столь короткий срок, то есть полтора года, до начала 2018-2019 учебного года?" – отмечает эксперт.
Из-за того, что большинство школ в Украине очень маленькие, они не смогут обеспечить возможность выбора профиля самим ребенком, а не классом или целой школой.
"Мы говорим не только о сельских школах, но и школах в поселках городского типа и небольших городах, где есть всего по одному-два класса на параллель. Поэтому мы не можем говорить о том, что ребенок сам выбирает свой профиль. В лучшем случае, профиль выбирает класс, не говоря уже о том, что очень часто школы навязывают свои идеи. Скажем, если есть сильная кафедра, где много учителей какого-то предмета, всем им нужны ставки и часы, поэтому школа выбирает этот профиль, чтобы всех их трудоустроить", – считает Когут.
Ситуация с учителями складывается тоже далеко не лучшим образом. Из-за интегрирования предметов около трети учителей останутся без работы. А тем, кто все же удержится на своем месте, необходимо будет проходить переаттестацию и переучиваться, чтобы вписаться в новую систему образования.
"Вторая проблема в том, что украинские учителя не знакомы с подходом преподавания объединенных дисциплин. Они достаточно узкоспециализированы, несмотря на то, что во многих пединститутах готовят учителей с двойной специализацией (физика и химия, украинский язык и зарубежная литература). Все равно очень часто у них нет базовых знаний по смежным предметам. Конечно, в министерстве говорят, что натренируют учителей за это время, но никаких конкретных предложений от них не поступает. А ожидать, что буквально за год всех учителей в Украине, которые преподают в старшей школе, переучат – это слишком оптимистично", - уверяет эксперт.
Что касается выпуска новых учебников, то это не слишком затратно, по словам Когут, поскольку учебники для 10-11 классов и так должны были печатать (по плану они обновляются каждые 5 лет).
"Хотя учебники по объединенным дисциплинам будут создаваться не совсем с нуля, ведь есть закрепленные госстандарты, но это все равно требует много усилий. Создавать их будут те же авторские коллективы, которые пишут учебники и сейчас. Они, в принципе, не особо меняются, так уж исторически сложилось. Поэтому это тоже вызов. Даже если учебники успеют напечатать технично, будет стоять вопрос о их качестве", – делится своим видением проблемы Когут.
Если украинские власти смогут внедрить задуманное в техническом плане, не факт, что инновации окажутся на должном уровне и достигнут своих целей.
"Главный вопрос, достигнет ли своей цели министерство, введя эти учебные планы в такой короткий срок? Получится ли мотивировать детей к учебе, дать им лучшее образование и более системное видение, меньше поверхностного академизма и больше структурированных знаний о мире? Я не уверена, что можно утвердительно ответить на этот вопрос, потому что нельзя решить все системные проблемы, которые есть в украинской школе, за такой короткий срок", – резюмирует Ирина Когут.
Подводные камни
Украинское образование давно нуждается в серьезной реанимации. Несмотря на то, что идеи, предложенные МОН, весьма удачны, все это не столько решит сложившиеся проблемы, сколько создаст массу новых, для устранения которых у нас попросту не хватит ресурсов, времени и возможностей.
Во-первых, обновленные учебные планы и учебники по интегрированным предметами для старшей школы должны ввести уже на 2018-2019 учебный год. Переформатировать давно устоявшуюся систему среднего образования за полтора года весьма сложно. Если все это и внедрится, возникает один вопрос, какого оно качества будет, раз сделано впопыхах и без подготовки?
Во-вторых, к изменениям нелояльна не только вся школьная система, но и сами педагоги. Объединенные дисциплины окажутся для них серьезным вызовом, который сократит рабочие места и обяжет всех проходить переаттестацию и переучиваться.
В-третьих, вопрос с финансами тоже остается открытым. Печать учебников и обновление программы обойдется Украине не особо дорого. Но для профильного образования вскоре потребуется переоборудовать здания и занять новые помещения, что обещает стать серьезной проблемой, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране.
В-четвертых, обещается, что обновленное среднее образование обеспечит котировку украинских аттестатов заграницей. Но остается под вопросом, удастся ли министерству внедрить реформу в таком виде, в каком ее презентовали, улучшится ли качество образования и появятся ли у детей новые мотивации для учебы.
Масштаб изменений в новой реформе поражает. Она нуждается в тщательном планировании и осознании того, хватит ли сил и ресурсов, чтобы все это воплотить в жизнь. Потому что, как это обычно и происходит, во время исполнения хорошие идеи сталкиваются с серьезными сложностями, которые так и не получается преодолеть.