Первый месяц учебного года 2022-2023 практически завершен. Война, безусловно, внесла свои существенные коррективы в учебный процесс: школы были вынуждены частично уйти в онлайн, одновременно сохраняя очную форму обучения в условиях постоянных воздушных тревог… В общем – приходится выкручиваться. Естественно, что в таких обстоятельствах пострадало качество образования. Каким вышел этот первый "блин", и возможно ли изменить ситуацию к лучшему - разбирался "Апостроф".
Образовательная "каша"
Накануне учебного года Минобразования предоставило администрациям школ право самим определять форму обучения: онлайн – для тех школьников, кто выехал из страны или чьи родители опасаются водить детей в школы, и офлайн - для относительно спокойных регионов Украины.
Однако такая демократия на местах привела к полному хаосу.
Например, даже в тех школах, где родители проголосовали за офлайн обучение, детям все равно приходится попеременно слушать уроки в Zoom.
"Система такая – неделю мой ребенок учится в обычном режиме, посещая школу, а неделю у них уроки проходят в Zoom, - рассказывает "Апострофу" жительница Киевской области Татьяна. – Мы выбирали очную форму обучения, но дело в том, что если всех желающих учиться очно допустить в школу, то в случае воздушной тревоги мест в бомбоубежище не хватит. Поэтому директор сказала, что будем выходить из ситуации таким образом: неделю один класс учится очно, неделю другой класс – параллель. Не самый лучший вариант, но что делать".
Смотрите: День знаний в руинах: фото украинских школ до и после их разрушения оккупантами
Действительно, ситуация с безопасностью заставляет учеников делиться на смены: пока одни учатся в школе, другие слушают уроки онлайн.
"Например, укрытие вмещает 200 учеников, а в школе зарегистрирована одна тысяча учеников. Желание учиться очно изъявило 700 учеников, а укрытие только для 200. Понятное дело, что будет или несколько смен, или смешанный тип обучения", - поясняет "Апострофу" сопредседатель общественной организации "Батьки SOS" Алена Парфенова.
Впрочем, списать эту проблему только на неготовность образовательной инфраструктуры к войне нельзя.
"Многие школы сдают подвальные помещения под спортклубы. Они не разорвали накануне учебного года договора аренд. Получается, что в школе дети не помещаются в одно укрытие и должны учиться в несколько смен, и в этой же самой школе в подвале работает спортклуб", - говорит «Апострофу» мама столичного пятиклассника Марианна.
Такое вынужденное деление на смены очных учеников, плюс наличие учеников заочных в этой же школе приводит к жесткой дезорганизации.
"В нашей школе придумали такой формат: учитель в классе проводит урок одновременно для тех, кто выбрал онлайн и офлайн обучение. Но по моему мнению таким образом знаний у детей просто не будет, при каком бы формате они не учились", - рассказала Виктория Добровольская.
"У нас в школе учеников на дистанционке немного, но все равно они есть. Поэтому, например, я у себя на уроках включаю телефон, дети подключаются к уроку, и просто следят. Иногда приходится их опрашивать, и это очень сложно для учителя вести такой урок, особенно если дети на дистанционке очень активные и хотят, чтобы их опрашивали, а еще же и интернет в школе не очень. Нам сделали двойную нагрузку: на одном и том же уроке приходится разрываться и работать одновременно по двум формам обучения. Тут я бегаю говорю что-то в экран, там я объясняю детям в классе. Полная каша выходит", - жалуется "Апострофу" киевская учительница Оксана.
Страдают не только учителя, которым кстати, за дистанционных учеников денег не платят, но и сами дети. Как очники…
"Когда у нас неделя очного обучения, то ребенок обычно ходит в школу. На следующую неделю, когда начинается онлайн обучение, то есть учителя, которые говорят детям, что вы эту тему уже проходили на прошлой неделе очно, и теперь будет урок для тех, кто учится только дистанционно. Получается, что реально ребенок недополучает знаний", - сетует мама школьника Марианна.
Так и заочники…
"В нашей школе предлагают вариант для дистанционщиков – следить за уроком в классе по компьютеру 15 минут, пока учитель что-то объясняет. Потом тебя отключают, а класс занимается в своем режиме", - рассказала Юлия Машкина.
Казалось бы, логика диктует простое решение: разделить детей на классы только с очным и только с заочным форматом обучения. Но не все так просто.
"Конкретно в моей школе мало учеников на дистанционке. А в школе моих детей много родителей выбрали дистанционный формат, поэтому там смогли разделить на полноценные классы дистанционного и очного обучения. У меня же в школе не смогли, потому что в каждом классе всего по 2-3 ученика на дистанционном обучении", - говорит столичная учительница Оксана.
Более того, количество детей на онлайн/офлайн обучении может меняться в классе хоть каждый день. Ведь если раньше МОН разрешало это делать раз в полугодие, то сейчас в любое время по заявлению родителей.
И вишенкой на торте всей этой неразберихи остаются отдельные решения школ, которые навязывают родителям только какой-то один формат.
"Некоторые школы категорически выходят только на очное обучение, хотя до начала учебного года и МОН и местные власти говорили, что будут созданы условия для обучения детей в любом формате, а по факту школы, имея свою автономию, решили онлайн не вводить", - добавляет Алена Парфенова.
Или наоборот: "Являются ли правомерными действия директора киевской школы 297 - по собственному усмотрению перевести детей на онлайн обучение, не дав родителям права выбора: офлайн, онлайн, семейная форма обучения. Сейчас школу посещают 1,2 и 5 классы. Чем дети остальных классов хуже?" - жалуется в жительница столицы Марта.
И что со всем этим делать?
Без общего знаменателя
С одной стороны, напрашивается вывод, чтобы МОН разработало какие-то утилитарные правила для всех школ и покончило с беспорядком.
"Автономия — это, конечно, очень хорошо. Но многие родители злоупотребляют правом на дистанционное обучение. Они из страны не выехали, живут, например, в Киеве, ребенок гуляет по улице во время воздушных тревог, но в школу его не отдают", - говорит учительница Оксана.
Но, с другой стороны, эксперты говорят, что на данном этапе сделать одинаковые правила для всех невозможно.
"Их сложно придумать, потому что даже сейчас мы не знаем всех возможных случаев. Для того, чтобы написать какое-то постановление или приказ, нужно ведь иметь исчерпывающий перечень возможных случаев. Возможно это можно будет сделать только во втором полугодии", - говорит "Апострофу" эксперт направления "Образование" Украинского института будущего Николай Скиба.
"Всех привести к общему знаменателю не выйдет, потому что абсолютно разная ситуация и по регионам и даже в одном городе по районам", - добавляет Алена Парфенова.
"В любом случае приходится привязываться к конкретным условиям конкретной школы. Я уже не говорю о конкретных условиях конкретного региона, ведь ситуация с безопасностью разная в разных регионах", - отмечает экс-министр образования Лилия Гриневич, комментируя ситуацию "Апострофу".
Так что же делать?
Во-первых, работать с тем, что есть, но работать правильно.
"При таком смешанном обучении важна его организация", - уверяет Гриневич.
Да, это не просто.
"Организовать параллельно очную и дистанционную форму образования очень сложно, - отмечает Алена Парфенова. – А ведь еще нужно организовать дистанционку разных форм для тех, кто находится в Украине и тех, кто за границей и учится в европейских школах в первую половину дня, но хочет учиться в украинской школе во второй половине дня. А никаких доплат учителям за это не предусмотрено".
Но не для того ли нужны министерство и местные управления образования? Чтобы организовывать правильную работу.
"А это уже зависит от профессионализма администрации школы. Ведь нужно составить достаточно сложное расписание. Также качество обучения зависит от того, насколько сами учителя обучены реализовать формат смешанного обучения. Это ведь две разные целевые группы, разные методики проведения урока, организации работы в классе, - поясняет Лилия Гриневич. – Также важно увеличение возможностей для учителей, предоставление им образовательных цифровых ресурсов, которые они могут применять в дистанционной компоненте. Кроме того, необходимо обучение администраций школ и учителей с тем, чтобы лучше организовывать смешанное обучение".
Во-вторых, неплохо было бы поработать над коммуникационной составляющей.
"Форматы и формы обучения не очень удачно смогли объяснить родителям. Мало информации и коммуникации от самих чиновников. Например, далеко не все родители даже знают о коммунальных, а не частных школах, которые работают только онлайн. Для большинства это огромная проблема", - говорит Парфенова.
Наконец, в-третьих, эксперты советуют родителям не молчать, если что-то не нравится в образовательном процессе. Иначе без общественного запроса чиновники не поймут, что есть проблемы.
"Апеллируя к своим правам, родителям проще было бы обращаться непосредственно к администрациям школ и органам местного самоуправления, которые в 99% случаев являются учредителями школ", - отмечает Скиба.
Впрочем, учебный год только начался, а таких сложных вызовов у украинской системы образования еще не было.
"Весь этот хаос будет длиться еще месяц-два, пока ситуация не выровняется, поэтому тут можно только посоветовать родителям набраться терпения", - резюмировала Алена Парфенова.