Во вторник, 2 июля, Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей Конгресса США, прибыла с визитом на Тайвань, который грозил стать началом "горячего" конфликта между Китаем и США. Почему Пелоси все же посетила остров, несмотря на угрозы со стороны Пекина и какими теперь будут отношения двух сверхдержав мира – читайте в материале "Апострофа".
"Кипение" на грани
Без преувеличения миллионы людей во всем мире в прямом эфире следили, как самолет Нэнси Пелоси во время ее азиатского турне направился на Тайвань и в конце концов приземлился в аэропорту Тайбэя. При приближении борта с американской представительницей к острову в полную боевую готовность были приведены как войска Тайваня, так и его оппонента – материкового Китая. С обеих сторон в воздух поднялись истребители, но им так и не пришлось быть задействованными в реальном столкновении, несмотря на недвусмысленные угрозы со стороны Пекина.
Сразу по прибытии Пелоси заявила, что ее визит никоим образом не противоречит давней политике Соединенных Штатов, которая руководствуется Законом об отношениях с Тайванем 1979 года. За последние более чем 40 лет вокруг Тайваня сформировался статус-кво: Китайская Республика не провозглашает независимость хотя де-факто независима, Соединенные Штаты не нарушают принцип "одного Китая", ну а Пекин, в свою очередь, не использует радикальных военных средств с целью захвата острова.
Но еще до того, как шасси ее самолета коснулось взлетно-посадочной полосы, Washington Post опубликовала программную статью Пелоге о "поддержке Тайваня, на который давит авторитарный Китай", в которой упомянула и об Украине.
"Мы не можем стоять в стороне, когда КПК (Коммунистическая партия Китая - "Апостроф") продолжает угрожать Тайваню и самой демократии. Мы совершаем эту поездку в то время, когда мир сталкивается с выбором между самодержавием и демократией. По мере того, как Россия ведет свою войну против Украины важно, чтобы Америка и наши союзники ясно дали понять, что мы никогда не подчинимся автократам. Когда я возглавляла делегацию Конгресса в Киеве, я передала президенту Владимиру Зеленскому, что мы восхищаемся защитой его народом демократии для Украины и демократии во всем мире. Отправляясь на Тайвань, мы уважаем нашу приверженность демократии, подтверждая, что свободы Тайваня и всех демократий должны уважаться", - говорится в материале.
В Пекине устроили дипломатический демарш: вызвали посла американского и начали озвучивать угрозы. Кроме того, после приземления Пелоси конфликт вокруг поездки Нэнси Пелоси в Тайвань прокомментировал и лично глава КНР Си Цзиньпин, назвав его "еще одной демонстрацией нецивилизованной кампании империалистов".
"Мы продолжаем смотреть на мир широко открытыми глазами, чтобы не упустить ни одной провокации со стороны американских реакционеров", - заявил он.
Что хотел сказать Си, понят из этого комментария сложно, однако прогнозы эксперты делают уже сейчас.
Новая эра в отношениях США – Китай?
По мнению политолога Виталия Балы, визит Пелоси – знаковое событие, которое является началом формирования новой геополитической реальности, потому что раньше Китай, как и Россия, своим шантажом добивался, чего хотел. При президентстве Обамы такой визит высокопоставленного лица из Вашингтона было трудно себе представить, в то время как при Трампе отношения между государствами ухудшились: он начал вводить пошлины на товар из Поднебесной, поощрять возвращение предприятий в Америку.
"Происходит переформатирование геополитики, которое началось войной в Украине. Теперь Китай попытался "взять на слабо" США. Не получилось. И то, что сделала Пелоси - очень адекватный ответ "оси зла", который хочет объединиться в борьбе против демократий - Китай, Россия, Иран, КНДР, Сирия и так далее. То есть им указали на то, что обращать внимание на их какие-то "хотелки" не будут, и авторитарные режимы не могут диктовать что-либо демократиям", - считает эксперт.
В свою очередь, глава Украинской ассоциации американистики, кандидат исторических наук, доцент КНУ им. Шевченко Макар Таран обращает внимание, что Китай теперь будет играть "российской картой" активнее.
"Визит Пелоси является свидетельством того, что начинается период более интенсивной конкуренции между Китаем и США, где военно-стратегический фактор будет играть большую роль, чем раньше. Речь идет о ключевых американских военных союзниках в Индо-Тихоокеанском регионе - Южной Корее, Японии, Сингапуре, Малайзии (хотя и под определенным вопросом) и Тайвани, это подтверждается и составом делегации, в которой есть представители комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса", - говорит эксперт "Апострофу".
Однако, какой бы острой ни была конкуренция двух сверхдержав, следует понимать, что Китай не хочет попасть под санкции США из-за поддержки Москвы в российско-украинской войне, а в Вашингтоне не зря сделали визит в определенной степени полуофициальным, таким образом не позволяя говорить о де-факто признании независимости острова.
Пекину же выгодна более слабая Россия, говорит "Апострофу" кандидат политических наук, директор Центра исследований проблем национальной безопасности Национального университета "Острожская академия" Тарас Жовтенко.
"Делает Китай совсем не то, о чем говорит, - вместо поддержки Москвы Пекин, например, свернул все инвестиции в Россию по проекту "Нового шелкового пути", то есть вместо помощи лишает ресурса и не помогает "выплыть" из нынешнего кризиса", - говорит эксперт.
В Москве же очень внимательно следили за всеми перипетиями вокруг визита и явно постараются использовать ситуацию, чтобы перетащить на свою сторону Пекин.
"Кремль изо всех сил будет убеждать, что Запад, как и в случае с Россией, якобы не учитывает стратегические национальные интересы других стран, является односторонним, наступательно-агрессивным, не хочет идти на уступки, а Москва - единственный глобальный союзник Китая. Этот лейтмотив сейчас раздается во всех российских пропагандистских СМИ. Конечно, Москва будет посылать Пекину такие намеки, чтобы получить необходимый ресурс на войну с Украиной", - отмечает Макар Таран.
Это, правда, совершенно не мешает Кремлю неформально – через свои Telegram-каналы – иронизировать над действиями Пекина и утверждать о "позоре Си".
Маневры Байдена и Си
Говоря о визите, не стоит забывать, что тема Тайваня очень важна во внутренней политике США с точки зрения баллов для Демпартии.
"Когда Байден и сама Пелоси еще сомневались в визите, то их спровоцировали республиканцы, в частности глава республиканского меньшинства Митч Макконелл, который заявил, что если Пелоси не решится на визит – администрацию Байдена можно будет называть слабой и нерешительной. В конце концов, нынешний визит на Тайвань можно назвать продолжением игры Байдена на консолидацию пространства демократических стран, которую тот начал два года назад", – утверждает Макар Таран.
С ним соглашается Тарас Жовтенко, указывающий на то, что у администрации Байдена есть серьезные электоральные проблемы, связанные с экономикой США, социальными неурядицами, и определенные внешнеполитические шаги – это один из способов выровнять ситуацию.
"Налаживание правильного взаимодействия с Китаем - одна из задач администрации Байдена, которого предшественник обвинял в чрезмерной лояльности и связях с Китаем. Поэтому перед выборами в Конгресс демократам следует четко обозначить свою более жесткую позицию по Пекину. Речь идет не о демонстрации силы, а о демонстрации политической решимости, ведь понятно, что превращать Тайвань в "горячую точку" не хотят ни в США, ни в Китае", - считает Жовтенко.
Действительно, демонстрация решительности на Тайване вместе с новостями из Афганистана, где на днях американцы с помощью беспилотника убили лидера "Аль-Каиды", обязательно добавят электоральных симпатий Демпартии перед осенними выборами в США. Приблизительно те же мотивы наблюдаются у Си Цзиньпин, который осенью хочет стать фактическим императором Китая - не просто получить еще один срок, а получить абсолютную власть в КНР.
Си, возглавляющий Китай с 2012 года, постоянно демонстрирует жесткость во внутренней политике. Должен был он ее продемонстрировать и в случае с Пелоси, то есть в политике внешний. Впрочем, пока все происходит по-прежнему: Китай гоняет бронетехнику по пляжу, проводит обучение, "стреляет словами". По мнению Макара Тарана, хотя звучали угрозы сбить самолет Пелоси, эту черту Китай не перейдет, потому что отношения с Западом – это ресурс для его экономического роста и социальной стабильности.
"Сейчас у Китая очень серьезные экономические проблемы. В частности, кризис второго по размеру китайского застройщика Evergrand не преодолен, вложить $20 млрд в убыточную фирму на фоне ковида и роста расходов на армию не может даже Пекин", - считает Таран.
В таких условиях война совсем не выгодна Пекину, который, тем более, не завершил модернизацию своих ВВС и флота, а также не закончил импортозамещение в ключевых технологиях и материалах военно-технического характера, на что может понадобиться еще 2-3 года. К чему может привести амбициозное, но несамодостаточное государство с претензиями на войну в условиях острой зависимости от внешних поставщиков, уже пятый месяц демонстрирует Россия, отмечает эксперт-международник Алексей Кафтан.
Он обращает внимание на то, что горячий конфликт сейчас не выгоден и Вашингтону из-за высокой вероятности потери львиной доли всего мирового производства полупроводников в случае ударов Китая по Тайваню. Стоит понимать, что в одном комплексе Javelin – 250 чипов MIT. Навигационный чипсет GMLRS, при помощи которых стреляют "хаймарсы", базируется на процессоре Motorola MPC8260, и в обоих случаях только архитектура американская. А производитель - компания Taiwan Semiconductor Manufacturing Co., является абсолютным монополистом по производству чипов в мире, занимая более 90% рынка.
"Самый простой способ нивелировать технологическое преимущество Запада в вооружениях - усилить и без того ощутимый в последние годы глобальный чиповой голод. О гражданском секторе - от мобильных телефонов до стиралок можно не вспоминать. Кстати, воевать не обязательно - достаточно просто слегка "покачать" логистику А именно это и наблюдается сейчас в Тайванском проливе, перекрытом для учений ВМС Китая. Кстати, на недостаток чипов для "джавелинов" министр торговли США Джина Раймондо жаловалась Конгрессу еще в апреле. Но дело в том, что и Китай в своих разработках тоже использует тайваньские чипы", - говорит эксперт.
Что дальше?
Опасный геополитический спектакль имеет достаточно высокие шансы так и не перерасти в серьезное обострение, ведь пока признаков изменений правил игры по Тайваню нет, говорит "Апострофу" директор Центра международных исследований, доцент кафедры международных отношений Одесского национального университета имени Мечникова Владимир Дубовик. По его мнению, в ближайшее время отношения Китая и США будут скорее напоминать Холодную войну второй половины ХХ века, то есть сдерживание друг друга.
"Белый Дом не был в восторге от инициативы Пелоси формально, и именно сейчас, когда Вашингтон имеет дело с российской агрессией против Украины. Но при этом показать продемонстрировать поддержку Тайваню не повредит. Проявить принципиальную позицию демократам - на пользу. Их некоторые обвиняют в мягкости и в том, что они отвлеклись на Украину, забыв о Китае, поэтому это удобный повод показать, что это не так", - говорит эксперт,
По его мнению, прагматизм в двусторонних отношениях победит.
"Байден публично несколько раз подтвердил, что США будут защищать Тайвань, отойдя от традиции придерживаться "стратегической неопределенности", тогда как КНР, конечно, сейчас поднимает волны дипломатического и риторического осуждения, а также демонстрирует силу через различные маневры, в том числе объявляя учения, которые фактически на время блокируют Тайвань. Но там у власти - достаточно прагматические люди. Они не хотят военного обострения. Отношения двух стран останутся отношениями соперничества, но, по крайней мере, пока, без задействования оружия", - резюмирует эксперт.