В субботу, 29 апреля, Дональд Трамп отработает свой 100-й день президентом США. "Апостроф" проанализировал, с чем Соединенные Штаты и сам американский президент подошли к этой дате. Президента и его администрацию критикуют за отсутствие понятной стратегии на внешней арене, хаотичные решения и противоречивую риторику. Но есть и позитив: Дональду Трампу не удастся реализовать все свои предвыборные обещания.
В эти дни глава Белого дома Дональд Трамп встречает свой первый серьезный юбилей — 100 дней в должности президента. После инаугурации Трамп успел сделать много противоречащих друг другу заявлений, изменить свое мнение по ряду вопросов. Впрочем, того, кто следит за американским лидером или интересовался его взглядами до президентства, это не должно удивлять.
Международная повестка
Разумеется, внимание было приковано в первую очередь к тому, как Дональд Трамп будет реализовывать свои планы в отношениях с Россией, Китаем, НАТО. Использование химического оружия в Хан-Шейхуне стало для Белого дома поводом испробовать на Кремле язык ультиматумов. За этим последовала осторожная встреча госсекретаря Рекса Тиллерсона с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и президентом России Владимиром Путиным. Очевидных результатов она не принесла. В дальнейшем Трамп может как повышать градус напряжения в отношениях между странами, так и попытаться сгладить противоречия. Настоящая "большая сделка" наподобие ялтинской 1945 года в нынешние времена невозможна. Но кто даст гарантии, что Трамп не попытается заключить хоть какую-то?
Для Украины стало облегчением то, что американская администрация сохранила линию предшественников по Крыму и Донбассу: уже не раз представители Белого дома заявляли, что ожидают от Кремля деоккупации полуострова и выполнения Минских договоренностей. Хотя Трамп, констатируя кризис в российско-американских отношениях, все еще иногда говорит что-то о том, что США и Россия когда-нибудь обязательно помирятся. И украинский, и российский президенты все еще ожидают встречи с Дональдом Трампом. Добавляет обеспокоенности то, что проектом бюджета США на 2018 год запланировано троекратное сокращение финансовой помощи Украине — до $177 млн.
Вопрос Украины для США - производный от вопроса американо-российских отношений. Поэтому и в дальнейшем он будет зависеть от динамики отношений между Вашингтоном и Москвой. И сейчас все говорит о том, что улучшения ожидать не стоит, считает руководитель программы исследования украинско-американских отношений центра "Украинская призма" Юлия Курнышова: "Очень сложно будет повернуть нарастающие тенденции вспять, найти какие-то сферы соприкосновения. Две страны при нынешних лидерах успели разойтись очень далеко. Стороны обречены на продолжение конфронтации, и мне кажется, что тенденция будет только усиливаться".
Но это не мешает Трампу и в дальнейшем продолжать свой курс на экономизацию международных отношений. Поэтому, отмечает Курнышова, планы американского руководства по сокращению помощи Украине были прогнозированными.
"Может быть, не в таком объеме, но стоит ожидать, что поданные Трампом предложения о сокращении помощи Украине все-таки будут утверждены Конгрессом, — считает аналитик. — Разговоры о сокращении финансовой помощи, на самом деле, появились даже не при Трампе — они были еще при Обаме". Однозначно не стоит Украине надеяться на предоставление американцами летального оружия, поскольку в Вашингтоне такие идеи воспринимают как утопические.
Пока не устоялись отношения с основными партнерами и противниками — для США подобные смелые шаги слишком рискованны и будут восприниматься как бросание перчатки России. И для США, и для РФ в этой игре ставки очень высоки. "Судя по тому, как Трамп повел себя в Сирии, он занял такую позицию, что не собирается шутить, что его не возьмешь на "понт". Но Россия это, конечно же, совсем не Сирия. Думаю, России тоже хватит здравого смысла не доводить положение до экстремальных ситуаций", — прокомментировала Курнышова.
В целом для Украины первые сто дней Трампа она считает удачными, поскольку с точки зрения предвыборной риторики "все могло быть гораздо хуже". Украине повезло, что на политику Трампа повлияли расследования и подозрения в связях с РФ.
Пока не реализованы планы Трампа в вопросе торгового дефицита США с Китаем. Президент США попытался использовать бомбардировку аэродрома в Сирии и последовавшую за этим отправку ударной группы ВМС к Корейскому полуострову для давления на Пекин. Трамп долго критиковал Китай за бездеятельность в вопросе ядерной программы Северной Кореи. После встречи с лидером КНР Си Цзиньпином он будто прозрел и поведал журналистам The Wall Street Journal: "После десяти минут разговора, я понял, что все не так просто. Я всерьез считал, что Китай имеет огромную власть над Северной Кореей. Но это не то, что вы могли бы подумать". Уже вскоре Трамп вернулся к прежней риторике: хотя и признал, что ничего простого в этом нет, президент заявил, что Китай, если захочет, решит проблему КНДР.
Не менее противоречивой была риторика Трампа в отношении НАТО. Вначале он называл Североатлантический альянс устаревшей организацией, которую следует заменить другой, специализирующейся на борьбе с терроризмом. Буквально пару недель назад Трамп на совместной конференции с генсеком альянса Йенсом Столтенбергом отказался от своих слов. Если точнее, заявил, что НАТО больше не является устаревшим, поскольку борется с терроризмом. Суть этого высказывания остается непонятной. В недавнем интервью информагентству AP о своих 100 днях в должности Трамп изменение позиции объяснил так: он назвал в интервью CNN Североатлантический альянс устаревшим еще до вступления в должность, когда "знал немного о НАТО", а теперь "знает много".
Еще в начале апреля президент США говорил о Башаре Асаде как о политической реальности, с которой нужно смириться. В похожей тональности о президенте Сирии говорили и другие представители Вашингтона, включая Тиллерсона и посла США в ООН Никки Хейли. Апрельская химическая атака, в которой обвиняют Асада, изменила многое. Решением ударить по сирийской правительственной военной базе ракетами Трамп заработал похвалы общественности, политиков, обозревателей и политических комментаторов в США и, похоже, одновременно закрыл себе путь для компромиссов по Сирии. "Мое отношение к Сирии и Асаду [после химической атаки] сильно изменилось", — утверждает Трамп.
Похоже, что это не помогло повлиять на расположение общественности к американскому президенту. Рейтинг одобрения его действий составляет 42% — это самый низкий уровень (именно для такого раннего срока работы) со времен 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра, который занимал эту должность с 1953 по 1961 год. Согласно тому же опросу ABC News и Washington Post, 56% американцев считают, что Трамп в первые сто дней не выполнил многие собственные обещания. А данные опроса NBC и The Wall Street Journal свидетельствуют о том, что работа Трампа не нравится 54% американцев. При этом 64% респондентов оценивают работу президента в начале срока как посредственную или плохую. Одобряют деятельность Трампа 40% опрошенных, и это почти на 20% ниже показателей, которые были зафиксированы сразу после инаугурации Трампа. Но его рейтинг падал и ниже — до 35%, согласно данным отдельных институтов общественного мнения. Те исследования ABC и NBC Трамп назвал лживыми.
Трамп непредсказуем не только для врагов и соперников США, к коим относятся РФ и Китай соответственно, но и для своих союзников. Да что там говорить — для американцев тоже! Вот что об этом недавно написали журналисты немецкого журнала Spiegel Аннет Майритц и Марк Питцке: "Не только неожиданный удар по Сирии, но и сбрасывание гигантской бомбы в Афганистане или угрозы в отношении Северной Кореи должны продемонстрировать силу и решительность. Но в том, что касается стратегии после внезапных действий, Трамп держит международных партнеров в неведении".
В Spiegel отмечают, что по целому ряду внешнеполитических направлений курс администрации Трампа, будь то Сирия, Иран, Россия или израильско-палестинский конфликт — остается неясным.
Крылья администрации
Похоже, внутри президентской администрации продолжается борьба за власть между идеологическими противниками — в первую очередь, правыми националистами и "демократами". В начале апреля Трамп отозвал советника Стивена Бэннона, одного из самых опасных членов команды с точки зрения взглядов, с его должности в Совете национальной безопасности. Для американских СМИ это стало признаком того, что Бэннон проиграл в конкуренции с еще одним советником Трампа, Джаредом Кушнером, который одновременно является зятем американского президента. А ведь еще недавно Бэннона, которого связывают с так называемыми альтернативными правыми, называли серым кардиналом Белого дома.
Как утверждают СМИ, Кушнер и дочь Трампа Иванка не только убеждают президента отказаться от некоторых его экстремальных идей, но, может быть, и подбрасывают иные. Потрясенная "химическими" зверствами в Сирии Иванка якобы подтолкнула отца к ракетной атаке на сирийскую военную базу. Об этом сначала сообщили британские журналисты со ссылкой на источники в администрации. Затем роль Иванки подтвердили сын Трампа Эрик и спикер Белого дома Шон Спайсер. Очевидно, что целью было создание дочери и советнице президента хорошего имиджа. На самом деле, в этом скорее проглядывается влияние главы Пентагона Джеймса Мэттиса и советника Трампа — пришедшего на смену Майклу Флинну Герберта Макмастера. Бэннон же был категорическим противником той ракетной атаки.
Кушнер не только противостоит в администрации влиянию Бэннона. Он еще и взвалил на себя массу обязанностей, включая достижение мира на Ближнем Востоке и вопросы международной торговли, из-за чего пресса называет его то "Супер-Джаредом", то фактическим госсекретарем. А старшему советнику президента США всего 36 лет.
"Роли Иванки, Бэннона и зятя похожи на непотизм", — сказал в комментарии "Апострофу" профессор политологии Ратгерского университета в Ньюарке Александр Мотыль. Отдельно он отметил, что сам Трамп гораздо больше играет в гольф, чем его предшественники. Этот факт действительно стал предметом насмешек в адрес президента США.
В это время влияние настоящего госсекретаря Рекса Тиллерсона под вопросом, как и роль Госдепартамента США вообще.
"Госдеп маргинализирован до такой степени, что непонятно, насколько вообще Тиллерсон имеет какую-то инициативу и полноту власти. Госдеп обескровлен. Если инициатива Трампа пройдет, его урежут еще на 30%. Это говорит о том, что американская дипломатия переживает не лучшие времена", — прокомментировал американский политолог Питер Залмаев, директор международной некоммерческой организации "Евразийская демократическая инициатива".
Внутренняя повестка
Мир в контексте любого американского президента естественным образом больше интересует внешняя политика Вашингтона. Но мы видим, насколько сильно внутренняя повестка диктует Белому дому международную. Расследования, которые продолжаются в комитетах Сената и Палаты представителей по разведке, после демонстрации силы Трампом в Сирии и Японском море никуда не исчезли и все еще представляют угрозу для него. Независимо от того было ли сотрудничество между командой Трампа и представителями Кремля, расследования подрывают авторитет Белого дома. И, кроме того, ощутимо влияют на политику на российском направлении.
Вдобавок к этому Трамп провалился с идей пересмотра Obamacare и иммиграционными запретами. Как отмечают американские политические аналитики, Трамп не мог не знать, что не протолкнет эти нововведения, если бы администрация провела должный подготовительный анализ.
Многие уверены, что Трамп сам не верил, что станет президентом, поэтому работа администрации и сопровождается нелепыми проблемами на многих фронтах, включая множество вакантных должностей. По информации The Washington Post, Трамп не ожидал такого большого объема работы: набирать сотрудников Белого дома, менять регламенты. Застигла его врасплох, если верить журналистам, и сложность системы здравоохранения.
Одной из очевидных неудач Трампа стала история со строительством "стены" на границе с Мексикой. Мехико ожидаемо не взял на себя траты на реализацию этой идеи, но Трамп продолжает говорить о пользе "стены". Только теперь ее строительство (оценки варьируются от $10 млрд до $70 млрд) придется оплатить американцам. Настаивая на финансировании строительства, Трамп создал угрозу приостановки работы правительства (Government Shutdown). Что иронично, дедлайн по согласованию трат из федерального бюджета совпал со стодневным юбилеем Трампа.
Если говорить об обещании Трампа вернуть рабочие места в США, президент пока только распорядился исследовать этот вопрос: ранее в апреле он подписал указ об изучении положения американских товаров на рынке, направленный на защиту американских производителей и рабочих.
Профессор политологии Ратгерского университета в Ньюарке Александр Мотыль в комментарии "Апострофу" отметил, что пока "достижения" президента на внутренней арене ограничиваются отменой агентства по защите окружающей среды и назначением нового члена Верховного суда. Здравоохранительная реформа провалилась, налоговая до сих пор не проведена, а в Белом доме и правительстве царит хаос и существует множество пустых должностей.
Первые сто дней президента Трампа оставляют смешанные чувства. С одной стороны, в контексте внешней политики США многое остается непонятным, а на самом деле сделано мало. С другой стороны, учитывая предвыборные обещания, ситуация складывается лучше, чем могла бы, добавляет Мотыль: "В общем, Трамп не достиг, чего хотел. Что, собственно, стало наибольшим его позитивом. На международной арене могло бы быть гораздо хуже".
По словам Мотыля, Трамп осознал важность НАТО, дружественных отношений с Китаем и то, что РФ является вызовом, а стены на границе строить не так уж легко. Однако стратегия на Ближнем Востоке и в отношении КНДР остается туманной. "Трамп принял твердую линию, но для чего, с каким желаемым результатом — неизвестно. Есть признаки, что на международной арене он становится более традиционным американским президентом", — полагает политолог.
Весь мир смотрел шоу от Дональда Трампа и в первые сто дней президента. И оно продолжается.