RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Мир

Большая война откладывается: Трамп будет договариваться с безумцем

Тактика угроз Пхеньяну оказалась слишком рискованной

Тактика угроз Пхеньяну оказалась слишком рискованной Фото: EPA/UPG

После очередных запусков баллистических ракет, которые провела Северная Корея, реакция США была значительно более сдержанной, чем полтора месяца назад, когда Пхеньян фактически пугали военным сценарием, если тот не прекратит испытания. Ранее "Апостроф" писал, что тактика угроз может загнать Вашингтон в тупик. Теперь есть признаки того, что Соединенные Штаты все-таки будет делать ставку на диалог и кооперацию с Китаем. Сейчас с практически полной уверенностью можно говорить о том, что угроза масштабного военного конфликта на Дальнем Востоке миновала. Впрочем, это не значит, что проблема исчезла: КНДР на пути к созданию межконтинентальной ракеты, способной поразить США. И все зависит от рациональности северокорейского руководства и правильного выбора момента для отказа от провокаций в обмен на выгоды.

Тактика угроз и новые испытания

В мае этого года Северная Корея провела очередные испытания баллистических ракет средней дальности: седьмое по счету состоялось 14 мая, восьмое — неделю спустя. Первая ракета упала недалеко от российского Владивостока. Вторая — в Японском море. Реакция США была сдержанной, особенно если сравнивать ее с ответом на апрельские испытания. Тогда Штаты отправили ударную группу ВМС к берегам Корейского полуострова, чтобы продемонстрировать готовность к силовому сценарию решения северокорейской ядерной проблемы. Такие угрозы породили страхи войны, в которую могли быть вовлечены не только КНДР и Республика Корея, но и США, Китай и, возможно, Япония.

Конечно, США не открестились от возможности предупредительного удара по Северной Корее. Но ультиматум, фактически предъявленный Пхеньяну в апреле и предусматривающий наказание за новые запуски ракет, пока исполнен не был. "Апостроф" уже писал, что тактика угроз может загнать Вашингтон в ловушку: новые испытания северокорейского режима будут требовать от США жесткой реакции. Однако есть признаки того, что американцы пошли другим путем: вместо игры мышцами будет сделана ставка на дипломатические способы решения проблемы. По крайней мере, в ближайшее время. Пока, несмотря на заявленный отход от так называемой эры стратегического терпения, как теперь любят называть внешнеполитическую стратегию прежней администрации президента США, Вашингтон использует как раз подходы команды Барака Обамы. Похоже, что Белый дом попытается заручиться поддержкой как можно большего числа государств для давления на северокорейского диктатора.

Для президента Дональда Трампа слова по-прежнему значат мало: в апрельском разговоре с президентом Филиппин Родриго Дутерте, как только сейчас стало известно американским журналистам, он назвал лидера КНДР Ким Чен Ына "безумцем с ядерным оружием". Всего несколькими днями позже президент США публично заявил, что для него было бы честью встретиться с Ким Чен Ыном.

"Трамп сегодня сказал, а завтра забыл, что сказал, или сказал, что забыл, — поделился мнением профессор Киевского института международных отношений Сергей Галака. — У него в этом плане жестких рамок нет. Думаю, США будут давить, пытаться повлиять посредством Китая, но никакие серьезные силовые меры они пока применять не будут. Пока я не вижу такой опасности, что они используют оружие, хотя бы даже высокоточное неядерное".

"США и раньше, и сейчас прекрасно понимали все риски, связанные с военной операцией, — сказал "Апострофу" доцент Киевского института международных отношений (КИМО) Виктор Константинов. — Просто в том конкретном случае возобладали пиарщики, а не специалисты в области безопасности и обороны. Поскольку это все было на кураже после атаки в Сирии и в связи с переговорами на высшем уровне с Китаем, была выбрана очень жесткая риторика. Но это был все-таки конкретный момент, связанный не только, а, может быть, и не столько с Северной Кореей".

В мае Северная Корея провела очередные испытания баллистических ракет средней дальности Фото: EPA/UPG

Военный сценарий и методы давления

Стоит обратить внимание на недавнее заявление главы Пентагона Джеймса Мэттиса. Министр обороны США на прошлой неделе назвал гипотетическое военное решение проблемы КНДР "трагедией невероятного масштаба". По его словам, США продолжат оказывать дипломатическое давление на международном уровне. Перед этим постпред США в ООН Никки Хейли заявила, что США надеются на диалог с Северной Кореей, но для этого Пхеньян обязан прекратить ядерные и ракетные испытания. Хейли сообщила, что США вместе с Южной Кореей, Японией и Китаем разрабатывают совместный план действий в отношении КНДР. Россию же, вблизи чьих границ недавно упала одна из запущенных КНДР ракет, Хейли попросила определиться: поддерживает та северокорейский режим или нет. Галака полагает, что Кремль займет позицию "мудрой обезьяны": не имея реальной возможности как-то повлиять на развитие событий, Москва будет наблюдать за попытками США и Китая усмирить Северную Корею.

Аналитик Института мировой политики Николай Белесков полагает, что в своем заявлении Джеймс Мэттис фактически занял позицию противоположную той, которая звучала в марте-апреле. "Сдержанная американская реакция на фоне двух последних ракетных испытаний отражает всю позицию, — прокомментировал Белесков. — Хотя, с другой стороны, она является логическим последствием того, что в случае, если бы и дальше звучала воинственная риторика — угрозы США на фоне продолжения испытаний, — этим американское правительство, по сути, загоняло бы себя в тупик. Администрация Трампа стояла бы перед непростым выбором: делать соответствующие шаги и подтверждать свои заявления или уступить и тем самым нанести удар по имиджу США. Теперь они фактически занимают более сдержанную позицию. Это не значит, что Соединенные Штаты отказываются от политики противодействия дальнейшему развитию как ядерного, так и ракетного потенциала. Просто теперь они будут делать ставку не на риторику, а на усиление взаимодействия с КНР. Они попробовали: кавалерийский наскок не сработал".

Результаты такой кооперации с Китаем уже есть, считает политолог-международник: они заключаются в падении экспорта угля из Северной Кореи в КНР почти до нулевой отметки. Доходы вследствие санкций упали на 99%. Уже в ближайшее время это может иметь последствия для Пхеньяна, добавил Белесков. После испытаний в середине мая Совбез ООН пригрозил Пхеньяну новыми санкциями, если тот не выполнит требование прекратить все ядерные испытания.

Но по поводу роли Пекина все еще достаточно сомнений: как в комментарии "Апострофу" отметил Сергей Галака, способность КНР повлиять на Пхеньян под вопросом. Поэтому американцам придется искать способы давить на Северную Корею посредством санкций или даже полной блокады.

Президентские выборы, которые в мае прошли в Южной Корее, положили конец длительному политическому кризису в этой стране, вызванному импичментом президента Пак Кын Хе. Их победитель Мун Чжэ Ин — сторонник более мягкого подхода в отношении КНДР. И хотя теперь позиции Сеула и Вашингтона по многим касающимся Северной Кореи вопросам (в частности, размещения на территории Республики Корея системы американской противоракетной обороны THAAD) несколько расходятся, это не должно стать серьезной помехой их диалогу о ядерной программе Пхеньяна. Специалисты указывают на то, что проблема перестала быть исключительно внутрикорейской или проблемой союзников США, а стала угрозой для Америки и обрела международный характер.

"Я не думаю, что это сыграет радикальную роль. Даже изменение политики при новом президенте Мун Чжэ Ине вряд ли заставит Америку пересмотреть свои приоритеты", — считает Белесков.

Конечно, угроза масштабного конфликта не могла исчезнуть полностью. Сеул заявил, что северокорейская ядерная программа развивается быстрее, чем ожидалось. Николай Белесков признался, что будет интересно понаблюдать за действиями Белого дома, когда КНДР приблизится к испытанию межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), теоретически угрожающей уже континентальным территориям США. Ведь в таком случае Северная Корея действительно будет представлять опасность для Соединенных Штатов. Сергей Галака не исключил силового сценария в таком случае.

"Для Северной Кореи как раз ничего не изменилось, — уверен Виктор Константинов. — КНДР идет курсом на столкновение с США. Если она пропустит тот момент, когда еще можно договориться с американцами или договориться с китайцами, чтобы те договорились с американцами, это столкновение будет неминуемым. Сегодня оно маловероятно. По истечению недолгого времени, когда американцы посчитают, что Северная Корея действительно близка к созданию МБР, это столкновение станет уже неминуемым. Для американцев ставки слишком повысятся, чтобы они пропустили возможность вмешаться. Вопрос в том, насколько рациональна оценка северокорейскими лидерами, и не ошибутся ли они с моментом, когда нужно разменять на максимальные для себя выгоды те провокации, которые они сейчас совершают".