RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Андреас Умланд: Политика Германии по Донбассу - более изощренная, чем кажется

Киеву не стоит волноваться из-за требований европейских политиков провести выборы на Донбассе, считает немецкий политолог

Киеву не стоит волноваться из-за требований европейских политиков провести выборы на Донбассе, считает немецкий политолог Научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества, немецкий политолог Андреас Умланд Фото: facebook.com/andreas.umland

На прошлых выходных Ангела Меркель заявила, что хочет в четвертый раз занять кресло бундесканцлера. Немецкий политолог, кандидат исторических и политических наук, старший научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве АНДРЕАС УМЛАНД считает, что Меркель имеет хорошие шансы вновь стать канцлером, поскольку ее партия, ХДС, почти наверняка вновь будет главной политической силой в Германии. В интервью "Апострофу" политолог предположил, что социал-демократы, главные конкуренты Меркель, используют пророссийские тезисы с расчетом на то, чтобы после выборов в Бундестаг войти в коалицию с "левыми". Франк-Вальтер Штаймайер, например, остается приверженцем идеи параллельного выполнения условий Минских договоренностей в политической и безопасностной частях. Тем не менее, Умланд уверен, что Украине не стоит слишком опасаться требования выполнить политическую часть Минских соглашений - провести выборы на Донбассе.

- Недавно Ангела Меркель объявила о своем намерении в четвертый раз стать канцлером. Как вы оцениваете ее шансы?

- Это очень трудно предсказать, потому что до выборов остался примерно год, и, конечно, многое может произойти. Но если не будет больших катастроф, шансы на то, что она опять станет канцлером, высокие. Или, по крайней мере, что канцлер будет представлять Христианско-демократический союз вновь. Если ей придется, например, из-за нового террористического акта в Германии уйти в отставку (такой сценарий я не исключаю, но считаю невероятным), даже тогда, думаю, Христианско-демократический союз будет опять главной правящей партией, то есть снова будет в союзе с другими партиями, и канцлер будет из этой партии.

- Какие варианты коалиции в парламенте вы видите на данный момент?

- Самый, пожалуй, вероятный вариант — это продолжение нынешней коалиции ХДС/ХСС, то есть Христианско-демократического союза и их баварского варианта ХСС с Социал-демократической партией. Это так называемая большая коалиция. Второй по вероятности вариант — так называемая ямайская коалиция. Флаг Ямайки имеет желтый, черный и зеленый цвета — те же, что и у партий ХДС/ХСС, либерал-демократов и "зеленых". Либерал-демократы, скорее всего, опять попадут в Бундестаг, и это была бы для Украины, наверное, самая положительная коалиция, потому что эти три партии относительно проукраинские и антипутинские. Это было бы для прозападной и проукраинской ориентации Германии еще лучше, чем сегодняшняя коалиция.

И третий вариант - коалиция, которую я пока не считаю вероятной: коалиция между социал-демократами, "левыми" и "зелеными". Тогда ХДС не вошел бы в правительство и не представлял бы канцлера. Но пока арифметически такая коалиция не получается, потому что уровень суммарной поддержки этих трех партий не достигает 50%. И поэтому этот вариант, о котором сейчас много говорят, на самом деле не очень вероятный.

- В последнее время рейтинг Меркель и поддержка ее политики укрепились. Если изменений в нынешнем курсе в вопросе мигрантов не будет, велики шансы, что рейтинги и в дальнейшем будут не падать, а расти?

- Опять же, сейчас это очень трудно предсказать, потому что политические изменения происходят с большой скоростью. Думаю, самый главный риск для Меркель — новые террористические акты внутри Германии, которые будут совершены беженцами. Если их можно будет связать с политикой Меркель касательно беженцев, ее позиции пошатнутся. Если не будет таких больших терактов, тогда, я думаю, ее поддержка сохранится на сегодняшнем уровне. Может быть, даже несколько вырастет. И тогда, возможно, нынешняя коалиция просто сохранится.

Хотя будет новый министр иностранных дел, потому что уже скоро, видимо, Франк-Вальтер Штайнмайер станет федеральным президентом, и тогда будет новый представитель SPD (СДПГ, Социал-демократической партии Германии, — "Апостроф") в Министерстве иностранных дел. Спекулируют сейчас, что, может быть, Мартин Шульц, сегодняшний спикер Европарламента, и займет должность главы МИД, но возможны и другие варианты.

- Как вам кажется, это похоже на правду или пока это лишь слухи про Шульца?

- Насколько я понимаю, Штайнмайер хотел занять позицию президента и сейчас получил поддержку со стороны Меркель. Таким образом, я думаю, что так и случится. А кто станет министром иностранных дел вместо него, пока неизвестно. Наиболее вероятный вариант это то, что Зигмар Габриэль, нынешний министр экономики, станет главой МИД. Или же Мартин Шульц. Может быть, другой представитель SPD займет эту позицию. Пока это на уровне предположений.

- Насколько вероятно, что Шульц будет баллотироваться на должность канцлера? Пишут ведь, что для него должность министра — путь, чтобы выдвинуть свою кандидатуру.

- Как я уже сказал, не факт, что он станет министром. Да и это еще вопрос, сумеет ли Шульц меньше чем за год получить достаточно четкий профиль в немецкой политике, чтобы стать кандидатом на должность канцлера, если будет коалиция, при которой SPD будет претендовать на такую функцию. Дело в том, что он пока не очень известен в Германии — он в Брюсселе и Страсбурге находился. Он сейчас больше выступает в немецких СМИ, но скорее выглядит так, что Габриэль будет кандидатом от SPD на следующих выборах. Его просто лучше знают в Германии.

Но чисто формально нет никаких ограничений: партия может выдвинуть любого человека на этот пост, не обязательно министра. К тому же, нужно помнить, что у нас парламентская система: партии представляют своих ведущих кандидатов, которые могли бы стать канцлерами, в основном это SPD или ХДС, но избрание канцлера происходит в парламенте, а не на всенародных выборах.

- Возможно ли, что парламент не поддержит кандидата, который будет выдвинут большинством, то есть коалицией или одной партией?

- Да, такое возможно. Иногда такое случалось - когда, например, канцлеры уходили с поста во время своего срока и назначался новый. В 1974 году канцлер Вилли Брандт подал в отставку, и до следующих выборов у SPD был другой канцлер, Гельмут Шмидт, который на предыдущих даже не был кандидатом на канцлерство. То есть формально это отдельные процессы: выборы в парламент и избрание канцлера. Если бы Меркель, скажем, решила после победы на следующих выборах не становиться канцлером, тогда ХДС, если будет главной партией, выдвинет другую персону, потому что Меркель не избиралась на выборах. На выборах избираются партии.

- Как могут отразиться на предстоящих выборах в Бундестаг результаты выборов во Франции и первые итоги президентства Дональда Трампа в США? Насколько это вообще важно для выборов в Германии?

- Во-первых, как и во всех странах, решающую роль играет внутренняя политика, а не какие-то внешние события. Я бы поставил, так сказать, сам вопрос под вопрос: насколько такие внешние события имеют влияние на поведение избирателей. С другой стороны, не совсем понятно, какими будут эффекты от результатов французских выборов или президентства Трампа на немецкую политику. Может быть, это будет как раз к лучшему для ХДС.

Нельзя забывать, что у нас теперь в Германии тоже есть партия-эквивалент политике Трампа или "Национальному фронту" — "Альтернатива для Германии". В чем-то она идеологически эквивалентна таким правопопулистским силам на Западе. С другой стороны, эта партия хоть и войдет, видимо, в Бундестаг, не получит, как мне кажется, больше 15% на выборах — скорее, меньше или значительно меньше. И она в любом случае не будет частью правительства — это я исключаю. Поэтому эти примеры — французский, американский, австрийский или нидерландский — для Германии будут иметь ограниченное значение, потому что у этой немецкой партии электорат ограниченный.

- Насколько важно, как вы считаете, чтобы именно Меркель стала следующим канцлером? Для Украины и всей Европы, я имею в виду.

- Думаю, важнее, что ХДС, скорее всего, опять будет выдвигать канцлера. Политика ХДС, конечно, формируется в том числе и Ангелой Меркель, но политическая позиция ХДС не полностью зависит от присутствия Меркель. Там есть и другие политики, которые стоят на близких Меркель позициях и могли бы функции канцлера выполнять.

Но, с другой стороны, конечно, Меркель себе заработала хорошую репутацию на международном уровне и в силу своего опыта имеет вес в международной политике. С этой точки зрения, ее канцлерство было бы важным для Украины и даже для будущего Запада. Думаю, политика Трампа может оказаться проблематичной для единства Запада на международной арене, и в связи с этим роль Германии может вырасти. Хорошо, если Германия в таком случае будет иметь опытного и весомого политика как своего лидера. В этом смысле продолжение канцлерства Меркель важно сегодня не только для Германии, но и для всего Запада, в том числе - для Украины.

- ХДС в ближайшие месяцы будет играть немного на поле социал-демократов, чтобы отобрать у SPD голоса перед выборами, в том числе в вопросе "Минска" и необходимости принятия Киевом законопроектов, касающихся Донбасса?

- Не думаю, что минский процесс играет такую большую роль для немецкого электората. Это все-таки сложный процесс, и сейчас репутация России, и Путина в частности, резко упала в Германии. Относительно пророссийская позиция, которую SPD сейчас занимает, связана, скорее всего, с возможность коалиции между социал-демократами и "левыми". Но в целом я не думаю, что будет большое изменение.

И всегда, мне кажется, политика относительно Донбасса была более изощренной, чем это себе представляют в Украине. Например, это требование проведения выборов. Нужно всегда иметь в виду, что для проведения выборов всегда нужно иметь такие условия, чтобы ОБСЕ сочло эти выборы справедливыми. Такое возможно, если Донбасс вновь окажется под контролем Украины или администрации какой-то международной организации, ОБСЕ или ООН. Дискуссия вокруг выборов менее опасна для Украины, чем кажется. В сегодняшних условиях демократические выборы там невозможны, и тем более их нельзя провести по украинскому законодательству. Требование выборов подразумевает восстановление украинского суверенитета на Донбассе или введения международной миссии. Украине не стоит так волноваться из-за этого требования.

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат