Российская компания "Газпром" отказалась поддержать просьбу НАК "Нафтогаз Украины" к Стокгольмскому арбитражу ускорить процесс принятия промежуточного решения для определения цены и условий закупки газа, сообщил в интервью А' министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан. Корреспонденту А' Юрию Дощатову господин Продан также рассказал, почему Украина настаивает на подписании дополнительного соглашения к газовым контрактам, и по какой причине Россия не приемлет этого.
– Почему все-таки "Газпром" не согласен подписывать какой-либо документ, подтверждающий или фиксирующий договоренности по условиям поставки и оплаты газа в зимний период?
– У российской стороны есть опасения, что при рассмотрении иска в Стокгольмском арбитраже это промежуточное соглашение может быть расценено как позиция "Газпрома" в поддержку необходимости изменить контракт.
– Выставляла ли российская сторона какие-то условия, которые необходимо внести в промежуточное или дополнительное соглашение для того, чтобы "Газпром" подписал документ?
– Мы готовим разные варианты соглашения. Нам нужен юридически обязывающий документ, чтобы каждая сторона имела определенные права и обязанности и их выполняла. А когда нам предлагают подписать документ между министрами Проданом, Новаком (Александр Новак, министр энергетики РФ.– А') и Эттингером (Гюнтер Эттингер, еврокомиссар по вопросам энергетики.– А'), то о чем документ? О том, что кто-то кому-то будет платить?
– Получается, это просто декларативный документ?
– Да. Например, как провести предоплату, и как после нее будут идти поставки газа. Это в контракте не описано. Необходимо прописать это в техническом соглашении: что есть такая-то предоплата, что в таком-то объеме поставляется газ. То есть, существует множество технических нюансов.
– Для Украины приемлем вариант предоплаты? Мы же сейчас в Европе покупаем газ по предоплате?
– Конечно приемлем. Мы же согласились на этот вариант. Сейчас в Европе мы покупаем газ по предоплате.
– Договоренности предполагают предоплату на закупку газа на два месяца, или такая форма сохранится до апреля?
– Речь идет о предоплате на любые объемы. Например, мы платим $1 млрд и получаем по цене $385 около 2,5 млрд кубометров газа. Мы договорились с "Газпромом", что можем заплатить хоть на 5 дней. Заплатили $100 млн – работаем 3 дня. Сколько заплатили – столько и получили. Но еще раз говорю, этот механизм нужно описать, а не на словах воспринимать. А то потом нам скажут, платите не за 2 млрд кубов, а за 5 млрд, иначе мы вам не поставим топливо. И по срокам пока не понятно. Согласно действующему контракту, после предоплаты газ можно получить только через 15 дней.
– На какой стадии переговоры по привлечению средств для предоплаты?
– Я пока не буду это комментировать. Есть разные варианты и разные финансовые механизмы, как это можно сделать.
– Но первостепенным сегодня является подписание дополнительного соглашения?
– Первостепенно сегодня и поиск финансирования, и конкретизация договоренностей в отдельном документе.
– Вы говорили о возможности получения промежуточного решения Стокгольмского арбитража, которое бы позволило "Газпрому" подписать допсоглашение без опасений уже в ближайшее время. "Газпром" поддержал предложение присоединиться к такой просьбе?
– Вероятность получить промежуточное решение суда в скором времени большая. Но сейчас я не могу прогнозировать, когда именно это произойдет. Мы просили "Газпром" тоже подать аналогичную просьбу в арбитраж. Это бы ускорило процесс. Однако в "Газпроме" не считают, что нужно промежуточное решение суда. Если бы стороны вместе заявили, что хотят промежуточное решение, то процесс двигался бы быстрее.