воскресенье, 28 апреля

Чингисхан тут ни при чем: ученые раскрыли загадку исчезновения древних цивилизаций в Азии

Упадок развитых речных цивилизаций в бассейне Аральского моря в Центральной Азии, которые были основным узлом Шелкового пути на протяжении более 2000 лет, традиционно связывают с монгольским нашествием в начале 13 века нашей эры. Однако, недавно ученые поставили под сомнение это устоявшееся мнение.

Соответствующее исследование международной команды ученых из Университета Амстердама и Университета Линкольна опубликовано в научном издании Proceedings of the National Academy of Science.

Исследователи сосредоточили свое внимание на археологических памятниках и оросительных каналах оазиса Отрар, объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, который когда-то был торговым узлом Шелкового пути, расположенным на стыке рек Сырдарья и Арысь на юге Казахстана.

Они исследовали регион, чтобы определить, когда оросительные каналы были закрыты, и изучали динамику реки, воды которой питали каналы. При этом было обнаружено, что многие участки в оазисе Отрар были заброшены в связи с засухой в 9 веке нашей эры. Монгольское нашествие и разрушение оазиса произошло более чем через 200 лет - в 1219 году н.э.

"Наши исследования показывают, что именно изменение климата, а не Чингисхан, явилось основной причиной гибели забытых речных цивилизаций Центральной Азии", - подчеркнул один из авторов исследования доктор Марк Маклин.

По мнению ученых, продолжительная засуха во время и после монгольского разрушения снизила сопротивляемость местного населения и помешала возобновлению крупномасштабного ирригационного сельского хозяйства.

Как сообщал "Апостроф", на побережье Нидерландов археологи обнаружили среди сотни артефактов многочисленные наконечники, которые были изготовлены из человеческих костей.