Украина вновь озаботилась проблемой возвращения активов бывшего СССР, объем которых превышает 16%. Для этого в правительстве уже создали специальную рабочую группу, которая должна будет подготовить рекомендации по защите интересов Украины в вопросах правопреемственности внешнего госдолга и активов СССР. Эксперты напоминают, что практически каждое правительство пыталось решить эту проблему, но все попытки были безуспешными. Особых перспектив нет и у нынешнего состава Кабинета министров, утверждают они.
Правительство создало межведомственную рабочую группу для «изучения возможных путей защиты интересов государства в решении вопроса правопреемственности внешнего госдолга и активов бывшего СССР» (соответствующее постановление имеется в распоряжении А'). Заявление Кабинета министров о намерении решать эту проблему было еще в марте, однако решение о создании спецгруппы было принято лишь в прошлую среду. Напомним, что после распада Союза его активы, включая и зарубежную собственность, а также внешние долги, отошли России. Это предусмотрено Межправительственным соглашением с Россией в рамках так называемого «нулевого варианта», который Украина подписала еще 9 декабря 1994 года. Это соглашение подписали и страны – бывшие республики СССР, однако только Украина до сих пор не ратифицировала этот документ. Согласно договору, Украине принадлежит доля активов в 16,37%, или $12,1 млрд, 7,8 млрд рублей, 42,1 т золота и зарубежное имущество на 600 млн рублей (оценочная стоимость по состоянию на 1991 год).
В принятом правительственном постановлении нет конкретики – не указаны ни сроки его исполнения, ни объем активов и долгов. Указывается лишь, что рабочая группа должна отработать межгосударственные и межправительственные договоренности и, по итогам работы, подать Кабмину свои рекомендации и предложения, суть которых должна сводиться к тому, как Украине действовать для защиты своих интересов. Ранее министр юстиции Павел Петренко заявлял, что только по вкладам Сбербанка СССР Украина может требовать $130 млрд. Эксперты отмечают, что за 23 года ситуация существенно изменилась, и окончательный размер активов, на который может претендовать Украина, определить чрезвычайно сложно. «Необходимо в сотрудничестве с третьими странами, где находятся активы, провести их инвентаризацию. Лишь это займет несколько месяцев»,– заявил бывший и. о. министра финансов Игорь Уманский. «У нас есть двери, в которые, как говорят наши юристы, мы можем войти и сказать – "давайте еще раз подсчитаем, какой долг вам списал "Парижский клуб" (предложил инициативу о "нулевом варианте"), и что за этот долг вы фактически забрали помещения всех посольств, всю собственность за рубежом". Попробуем здесь поискать. Будет сложно, но если наши западные партнеры нам помогут, то это возможно»,– заявил, отвечая на вопрос А', министр финансов Александр Шлапак.
Один из бывших министров юстиции Украины, пожелавший остаться неназванным, заявил А', что с патриотической точки зрения активизация темы о возвращении активов СССР совершенно верный шаг, однако реального результата ожидать не следует: «Действия правильные, но с точки зрения прагматичного результата – это не стоит даже обсуждать».
Господин Уманский уверен – Россия не даст согласия на какое-либо возмещение. Еще в марте российские власти заявляли, что согласны рассмотреть вопрос компенсации активов, но лишь в случае, если Украина погасит свою часть долга бывшего СССР, который на сегодняшний день, по данным МИД РФ, составляет $20 млрд. Вряд ли Украина сможет себе позволить заплатить такой долг, чтобы претендовать на активы, считает экс-министр экономики Виктор Суслов.
Россия, с момента подписания соглашения в 1994 году, регулярно требовала от Украины ратифицировать «нулевой вариант». Например, в 2009 году, после подписания газовых контрактов, ратификация соглашения была выдвинута Москвой как условие получения кредита в $5 млрд для расчетов за газ. В 2013 году, по информации А', Россия минимум дважды поднимала этот вопрос в переговорах на уровне премьер-министров. Причем ратификация также была условием для получения кредита. Однако Украине удалось снять вопрос с повестки дня и договориться о привлечении средств без ратификации «нулевого варианта». «Проблемы с ратификацией возникали практически ежегодно. Украина, затягивая ее, пыталась добиться от России других, более приемлемых условий сотрудничества. Хотя я считаю, что это неправильно»,– отметил господин Суслов. По его мнению, если бы Украина, как другие члены СНГ, ратифицировала документ раньше, то вопрос активов и долга был бы снят окончательно. При этом бывший министр экономики считает, что для Украины соглашение о «нулевом варианте» все же действует, поскольку оно не денонсировано. «В декабре 1994 года Украина подписала это соглашение. Однако оно не было ратифицировано, но и не было денонсировано. Поэтому по умолчанию оно действует, и выполняется сторонами. Украина без денонсации соглашения не может ставить вопрос о претензиях на активы. Для этого нужно официально отказаться от подписи премьер-министра Виталия Масола, которая была поставлена в 1994 году под текстом соглашения о "нулевом варианте", но, думаю, этого никто делать не будет»,– отметил он.