RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00

Почему правительству не удается упорядочить лотерейный рынок

Бизнес опасается, что Минфин хочет подвести лотерейный бизнес под контроль определенных финансовых групп

Бизнес опасается, что Минфин хочет подвести лотерейный бизнес под контроль определенных финансовых групп

Министерство финансов Украины продолжает работу над усовершенствованием законопроекта №3632 "О детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходов бюджета с целью выполнения социальных обязательств", который в конце декабря 2015 года был направлен правительством на рассмотрение Верховной Рады, но не получил поддержки народных депутатов. Созданная при министерстве рабочая группа, как заявила заместитель министра финансов Елена Макеева, попытается добиться в новой редакции устраивающего всех компромисса.

На прошлой неделе курирующая игорный сектор в Министерстве финансов Елена Макеева призвала всех заинтересованных лиц и действующих участников лотерейного рынка войти в рабочую группу, которая занимается доработкой законопроекта об азартных играх. "Я считаю, что в рабочей группе должны быть все заинтересованные лица, не только депутаты, но и эксперты, и участники рынка, и будущие представители игорного бизнеса. Чем шире будет аудитория - тем скорее мы найдем понимание и тем больше есть уверенность в том, что закон будет соответствовать ожиданию всех участников", - сообщила замминистра.

Напомним, законопроект №3632, по задумке Кабинета министров, должен был упорядочить лотерейный бизнес наряду с возобновлением деятельности запрещенных в 2009 году казино и букмекерских контор. За счет этого чиновники предполагали получить в 2016 году 5 млрд гривен бюджетных поступлений.

Для выполнения такого задания, согласно проекту, предусматривалось создание Национальной службы в сфере азартных игр в качестве центрального органа исполнительной власти. На нее возлагались разработка лицензионных условий, выполнение разрешительной и лицензионной функции, ведение реестра лотерей. На рынке лотерей предлагалось внедрение принципа единого оператора, который избирается на конкурсной основе.

Среди основных требований к оператору - 5-летний опыт работы, оборот за 5 лет - 3 млрд евро, не оффшор. Лицензия единому оператору выдается на 10 лет. Он в свою очередь имеет право привлекать на сублицензии других операторов.

Такой подход немедленно вызвал возражение у многих депутатов. Им особенно не понравилась идея ввести единого оператора лотерей, которого сразу же назвали "прокладкой", и его неограниченное право определять других участников рынка. Лоббистскими и несущими угрозу монополизации лотерейной сферы назвал тогда положения правительственного законопроекта нардеп Виктор Романюк ("Народный фронт"). По словам другого депутата Николая Томенко, правительство предлагает завести лотерейный бизнес под дружественный госбанк премьера, руководимый его соратником Андреем Пышным. Ведь, как известно, "Ощадбанк" имеет с 2001 года лицензию оператора лотерей, хотя ни разу еще не выступил в этой роли. В парламенте законопроект о детенизации рынка азартных игр получил критический вывод главного научно-экспертного управления Верховной Рады и отрицательное заключение антикоррупционного комитета.

Впрочем уже через неделю Кабмин внес обновленный законопроект, в котором оперативно изменил несколько норм. Так, в доработанном варианте исчезли положения, касающиеся Национальной службы. Уполномоченным органом предложено назначить Минфин, а вместо единого оператора уже разрешалась одновременная работа не более двух субъектов лотерейной деятельности. В квалификационных требованиях к операторам снизили опыт работы до 3 лет и убрали требования к финансовой состоятельности претендентов.

Законопроект №3632 дважды 22 декабря выставлялся на голосование, но все равно ни разу не набрал достаточного количества голосов. Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции заявил, что и после доработки в ряде норм законопроекта по-прежнему присутствуют коррупционные факторы. "Законопроект не содержит всего спектра детального государственного контроля при регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр, что позволяет должностным лицам в дальнейшем манипулировать его нормами в свою пользу", - говорится в выводах комитета Егора Соболева.

В комитете также отметили, что два оператора – это далеко не свобода конкуренции. Кроме того, размытые полномочия Центрального органа исполнительной власти, регулирующего лотерейную деятельность, - это прямой путь к злоупотреблениям.

Сегодня Министерство финансов декларирует внимание ко всем точкам зрения, обещая также использовать опыт цивилизованных стран. "Мы хотим сделать законопроект на основе лучших европейских практик и опыта. Именно для этого к работе привлечены международные консультанты", - отмечает Елена Макеева.

В то же время эксперты и нынешние участники лотерейного рынка, по-прежнему, с недоверием относятся к резко возросшей активности Минфина. "Хаос на рынке не проходит, а страна все больше и больше погружается в болото вот этих споров, дискуссий беспредметных и безрезультатных", - заявил доктор юридических наук Даниил Гетьманцев.

В СМИ высказываются опасения, что вместо создания нормальных конкурентных условий для участников рынка опять присутствует желание власти поставить лотерейный бизнес под контроль правящих финансово-политических групп.

Причем старых операторов лотерейного рынка, очевидно, вообще списали со счетов, добивая их санкциями, всевозможными проверками и существенным увеличением налогообложения.

На фоне процветания лотерей в мире легальный украинский рынок стремительно сворачивается или уходит в тень.

Согласно данным Минфина, за 11 месяцев 2015 года поступления в бюджет Украины от проведения лотерей составили всего около 26,5 млн гривен. В то время, как за 2014 год операторами лотерей было уплачено налогов на сумму 324,7 млн гривен, а в 2013 году - 321 млн гривен.

"Сейчас можно сказать, что фактически "белого" рынка не существует. Продолжают работать некоторые компании, которые существуют полулегально. Против каких-то компаний их конкурентами были введены санкции абсолютно безосновательно, как я подозреваю, за большие взятки на высшем государственном уровне. Очевидно, что силовые органы остаются главными игроками этого рынка, требуя взятки у субъектов этого рынка", - отметил народный депутат Николай Княжицкий.

Но, судя по всему, Минфин это обстоятельство мало волнует. Главное – кто будет в роли новых операторов. Как отмечает издание "Экономическая правда", ими могут выступить "Ощадбанк" и кто-либо из крупных международных компаний, типа британской Inspired Gaming Group, греческой Intralot или американских IGT Corporation, а также Scientific Games Corporation, представители которых с мая 2015 года активно общаются с чиновниками Министерства финансов.

По сведениям информационного агентства УНН, больше всего шансов у американской IGT Corporation. "В этом году компания завершила оформление сделки с итальянской компанией GTECH, лидером мирового лотерейного оборудования и технологий, и планирует монополизировать всю сферу игорного бизнеса в Украине", - сообщило агентство. В СМИ также утверждают, что при посредничестве посольства США в Украине делегация IGT Corporation в декабре 2015 года собиралась встретиться с Еленой Макеевой, а также народными избранниками из комитета ВР по вопросам финансовой и банковской деятельности.

Состоялась ли эта встреча, в Минфине не комментируют.

Однако, как считают эксперты, политика расчистки лотерейного рынка под "нужных" игроков, в любом случае, обречена на провал. Настроения депутатских фракций в Верховной Раде показывают, что парламентарии по-прежнему отказываются голосовать за явно лоббистские законы в этой сфере. Но способно ли правительство сделать правильные выводы?

Версія для друку
Знайшли помилку - видiлiть та натиснiть Ctrl+Enter

Читайте також

Не лише чорнозем: чим багата українська земля, та які її ресурси можуть зацікавити союзників

Найбільш перспективними з точки зору інвестицій в Україні є родовища літію, титану та графіту

Дональд Трамп знову стане президентом США: як це позначиться на світовій економіці

Другий президентський термін Дональда Трампа ознаменується торговими війнами, турбулентністю та зниженням цін на нафту

В Росії не можуть зупинити інфляцію: чи чекати на кризу в 2025 році

Росія найближчим часом може увійти у стагфляцію, є ризик настання повноцінної економічної кризи