RU  UA  EN

Субота, 23 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Політика
Погляд

Лотерейный вопрос: Украина теряет миллиарды, но появился шанс на улучшение ситуации

Чиновники не смогли продавить опасные правила для лотерейного рынка

Чиновники не смогли продавить опасные правила для лотерейного рынка Под зданием Антимонопольного комитета Украины прошли протесты противников легализации лотерейного бизнеса Фото:

Февраль 2018 года надолго запомнится всем, кто связан с украинскими лотереями. И речь не столько об участниках рынка, сколько о семьях, в дом к которым "пришла игра". Именно в эти дни лотерейный рынок мог быть окончательно похоронен с подачи одного из операторов, лоббирующих свои интересы на уровне Минфина и даже первого вице-премьера. Однако непоправимого пока, похоже, не произошло. Степан Кубив, ранее угрожавший покарать всех, кто будет против проекта Лицензионных условий для лотерейного рынка, пошел на попятную и поручил Минфину и Минюсту согласовать этот документ, раскритикованный ранее как экспертами, так и представителями органов государственной власти, с другими заинтересованными ведомствами, в частности – с АМКУ и Госрегуляторной службой.

Несмотря на незначительные "протесты", сегодня, 22 февраля, в Антимонопольном комитете был утвержден "Отчет о результатах исследования рынка по выпуску и проведению лотерей", положения которого теперь должны обязательно учитываться всеми ведомствами, имеющими отношение к лотереям в Украине. В том числе и Минфином при разработке им нормативных документов.

Последние три года все, кто в той или иной мере причастен к лотерейной тематике, были свидетелями планомерного уничтожения отечественного лотерейного рынка ведомством, которое, по идее, должно было его развивать и направлять. Чиновники профильного ведомства, засевшие там ещё со времён Николая Азарова, являясь, согласно законодательству, регулятором лотерейной деятельности, сначала несколько лет к ряду манкировали своими обязанностями подготовить нужные для работы украинских операторов нормативные акты, а когда, наконец, сделали это, оказалось, что эти акты никуда не годятся.

Долгое время о катастрофической ситуации на лотерейном рынке заявляли лишь его участники, эксперты, редкие СМИ, обращая внимание чиновников на многомиллионные потери бюджета, на буйный расцвет игорного бизнеса, на ухудшение ситуации с психологическим здоровьем социума, вызванное бесконтрольным распространением по стране незаконных игорных заведений под видом легальных лотерей.

Не так давно к ситуации подключились и органы государственной власти. Случилось это после того, как весной 2017 года Министерство финансов отправило, согласно установленной процедуре, на согласование в другие ведомства проект Лицензионных условий для лотерейного рынка. А те документ отказались согласовывать до устранения всех глупостей и явных недоработок, которые он содержал.

Если бы Лицензионные условия были приняты в их нынешнем виде, Украина получила бы на рынке абсолютного монополиста в лице оператора "УНЛ". Это компания, которую очень и очень сложно назвать "лотерейной", ведь именно под ее вывеской сегодня действуют все те псевдолотерейные заведения, где можно "покрутить" электронный барабан, сыграть в электронную рулетку или сделать ставку, один в один напоминающую букмекерскую, что законом запрещено. Это именно та компания, заведения которой все чаще фигурируют в криминальной хронике из-за различных разборок, одна из которых, напомню, не так давно закончилась двойным убийством. В минфиновском варианте Лицензионные условия лишь легализовали бы такую ситуацию, что ознаменовало бы дальнейшее скатывание некогда успешного лотерейного рынка Украины в пучину азарта.

Наиболее последовательную позицию в вопросе противостояния такой тенденции занял Антимонопольный комитет, подготовивший и направивший Минфину целый перечень замечаний. Однако вскоре стало понятно, что чиновники Минфина замечания просто игнорируют и будут стараться протащить документ в нужном им виде. При этом все очевиднее становилось, что такую позицию чиновники Минфина занимают не просто так, что все их действия удивительным образом согласуются с интересами упомянутой выше компании, грезящей о монополии на рынке.

И вот тогда в АМКУ пошли на беспрецедентный для нашей власти шаг: осенью 2017 года они по своей инициативе и своими силами решили провести всеобъемлющее и объективное исследование лотерейного рынка в Украине, а заодно, учтя отечественные реалии и лучший зарубежный опыт, предложить оптимальные для нашей страны шаги по урегулированию ситуации. Фактически, Антимонопольный комитет вызвался сделать за Министерство финансов его работу. К февралю 2018 года эта работа АМКУ была успешно закончена, причем сделана она очень качественно. Ее результатом стал официальный отчет ведомства, утверждение которого было запланировано на 22 февраля.

Когда незадолго до этой даты в Минфине, а вернее, у лоббистов, которые стоят за чиновниками этого министерства, осознали все последствия утверждения документа, они поняли, что запахло жареным. Ведь в случае утверждения отчет государственного регулятора, да еще в такой серьезной сфере, как защита конкуренции, стал бы не просто рекомендацией. Это был бы уже официальный документ, положения которого обязательно должны учитываться всеми другими ведомствами, включая Минфин и даже Кабмин.

Именно поэтому, похоже, все мы стали свидетелями того, как первый вице-премьер Степан Кубив в спешном порядке созвал 16 февраля совещание, на котором попытался "продавить" минфиновский вариант Лицензионных условий, угрожая всем его противникам карами небесными и земными. А во время совещания, когда госуполномоченный АМКУ Агия Загребельская попыталась донести позицию своего ведомства, произошел вообще вопиющий случай, которого я не помню за все время своей журналистской практики. Отказавшись слушать аргументированную критику, Кубив просто выставил представителя АМКУ с мероприятия. Все это, честно говоря, наводило на мысль, что первый вице-премьер также попал под влияние тех самых лоббистов, которые ранее так успешно "убедили в своей правоте" Минфин. И что еще до 22 февраля мы увидим, как Лицензионные условия будут утверждены Кабмином без каких-либо доработок.

Однако, похоже, у правительства все-таки нашлась толика здравого смысла. Во всяком случае, на сайте Минэкономразвития и торговли появилась новость о том, что Степан Кубив поручил заинтересованным ведомствам согласовать (что, учитывая позицию АМКУ, означает переработать) документ. Правда, странновато в новости, датированной 21 февраля, смотрится крайняя дата, до которой Минюст и Минфин должны обработать документ – 20 февраля. Настораживает также и крайний срок согласования – 23 февраля, поскольку не совсем ясно, что будет, если ведомства не успеют этого сделать.

22 февраля также стало известно, что, несмотря на все опасения Агии Загребельской, Антимонопольный комитет утвердил свой Отчет по результатам исследования лотерейного рынка. Теперь это официальный документ, который не сможет игнорировать ни один из органов государственной власти.

И это, в свою очередь, дает надежду, что пока что ситуация на лотерейном рынке если и не улучшится, то хотя бы не продолжит ухудшаться. А значит, есть шанс остановить произвол лоббистов и чиновников, от которого государство проигрывает миллиарды, а нация – психическое здоровье своих граждан.

Читайте також

Новий старий Кабмін та перестановки в ОП: хто, куди, навіщо

Внаслідок переформатування уряду в Україні деякі звільнені міністри перейдуть на іншу роботу у владі

Умєрову дадуть нову посаду? Кого можуть призначити міністром оборони замість нього

Рустем Умєров перейде на посаду віце-прем'єра з питань ВПК, на посаді міністра оборони його замінить Олександр Камишін