Международная группа гражданских журналистов Bellingcat опровергла российскую версию крушения малайзийского самолета Boeing 777 на Донбассе, согласно которой он был сбит с контролируемой украинскими войсками территории в районе Зарощенского.
Об этом сообщается в подробном отчете "Был ли MH17 сбит из района Зарощенского? Заявления и реальность", опубликованном на сайте группы Bellingcat.
21 июля 2014 года Министерство обороны (МО) РФ заявило на брифинге, что в районе к югу от Зарощенского располагались украинские СОУ (самоходные огневые установки) "Бук". МО РФ подкрепило это заявление спутниковым изображением этой области, на котором были видны боевые машины. Хотя на брифинге открыто не говорилось, что с этой точки была запущена ракета, многие интерпретируют эту информацию как свидетельство возможной вины Украины в сбитии MH17. Впоследствии заявлялось, что несколько большая территория к югу от Зарощенского, куда входила и позиция "Бука" согласно МО РФ, была местом пуска ракеты "Бук-М1", сбившей MH17. Это заявила компания "Алмаз-Антей", правопреемник производителя установок "Бук". В анализе "Алмаз-Антея" использовались доступные в открытых источниках изображения обломков MH17. В основном он базируется на расчете положения ракеты перед взрывом с помощью направления поражения Boeing фрагментами боеголовки. Концерн "Алмаз-Антей" заявил, что этот метод позволил им определить предполагаемое место пуска по траектории ракеты.
В Bellingcat оценили достоверность заявлений МО РФ и концерна "Алмаз-Антей" с помощью информации из открытых источников. В частности, в ходе анализа использовались карты ситуации на востоке Украины и спутниковые снимки Google Earth. С помощью спутниковых снимков мы с различной долей уверенности определили положение боевых позиций в районе предполагаемого места пуска. Затем с помощью этой информации выполнили реконструкцию этой территории на 17 июля — день сбития MH17. В отчете также использовались различные сообщения прессы о ситуации в этой зоне.
На основе анализа вышеуказанной информации в Bellingcat пришли к выводам, что 17 июля 2014 года область к югу от Зарощенского не находилась под контролем Украины, а на территории, указанной "Алмаз-Антеем" как место пуска, не было украинских СОУ "Бук-М1".
Также исследователи оценили вероятность пуска ракеты с территории к югу от Зарощенского и, хотя и не смогли полностью опровергнуть это заявление, сделали вывод, что пуск ракеты оттуда крайне маловероятен.
Для оценки Bellingcat построили примерную карта контролируемой территории с помощью спутниковых карт Google Earth и карт обстановки, а также проанализировали позиции и вероятные позиции в этом районе. "Для большинства позиций можно установить контролировавшую их сторону; однако оценочная надежность такой оценки значительно отличается для разных позиций", — отмечается в отчете. Исследователи привели и дополнительные факторы, поддерживающие эти выводы — интервью, взятые в Зарощенском, отсутствие других позиций, следов и столкновений в этом районе, а также отсутствие разумных сценариев, которые подтверждали бы заявление о наличии в этом районе украинских "Бук-М1".
Bellingcat также удалось найти дополнительные доказательства того, что в ходе брифинга 21 июля 2014 года российское Минобороны дезинформировало мировую общественность. Представленное спутниковое изображение, на котором якобы изображены украинские СОУ "Бук-М1" к югу от Зарощенского, было либо сфабриковано, либо намеренно неверно интерпретировано с целью ввести общественность в заблуждение.
Как сообщал "Апостроф", ранее международная группа гражданских журналистов Bellingcat и британский блогер Эллиот Хиггинс заявили, что у них нет сомнений в том, что малайзийский авиалайнер был сбит российской ракетной установкой "Бук". Они также готовы назвать имена и показать лица российских военных, причастных к авиакатастрофе.
13 июля российская "Новая газета" опубликовала собственное расследование, по результатам которого признала причастность России к крушению малайзийского Boeing 777 рейса MH17 на Донбассе летом прошлого года.
Читайте также материал "Апострофа": Война продолжается. Зачем России новый "вброс" про Boeing на Донбассе.