На рынке труда Украины дефицит в несколько миллионов человек. Главная причина этого, конечно же, война, однако и до российского вторжения население в стране, в том числе, трудоспособное, сокращалось. "Апостроф" выяснял, как ликвидировать или, хотя бы, сократить нехватку рабочих рук.
Дефицит рабочих рук в Украине, согласно данным Международной организации труда, составляет порядка 9 млн.
"На украинском рынке труда нехватка рабочей силы составляет от 8,6 до 8,7 миллиона человек, – заявила директор Международной организации труда в Украине Аида Линдмайер. – Для того, чтобы заполнить этот пробел, нам необходимо создать надлежащие условия труда. Необходимо обеспечить надлежащую заработную плату для того, чтобы украинцы возвращались на украинский рынок труда".
Общеизвестно, что есть большая нехватка кадров в так называемых "мужских" профессиях, что объясняется мобилизацией и, увы, смертями и увечьями вследствие войны.
После начала российского вторжения какая-то часть наших граждан осталась на оккупированной территории (и, к сожалению, нередки случаи, когда люди возвращались в свои дома в захваченных РФ регионах).
Кроме того, несколько миллионов человек (по некоторым данным, до 10 млн), преимущественно женщины и дети, выехали из страны. Только под временной защитой в Европейском Союзе сейчас находятся 4,7 млн наших граждан, и их количество продолжает увеличиваться. В том числе, за счет мужчин в возрасте от 18 до 22 лет, которым с конца августа этого года разрешен выезд за пределы Украины. Таких граждан уже около 100 тыс., а прошло всего-то два месяца.
Никто не знает, когда закончится война. Это может случиться и в следующем году, а может и через пять лет или через все десять.
Можно, конечно, надеяться на то, что после завершения боевых действий люди начнут возвращаться. Ранее "Апостроф" писал со ссылкой на демографов, что в лучшем случае вернется треть беженцев. Однако очевидно и то, что чем дольше длится война, тем меньше шансов на их массовое возвращение.
Кадры решают все
Но насколько объективны данные Международной организации труда?
По словам главы Офиса миграционной политики Василия Воскобойника, эти цифры базируются на результатах исследования, проведенного еще в 2023 году, в котором представлена оценка потребности в рабочей силе до уровня, который был по состоянию на конец 2021 года.
То есть, учитывая общее сокращение населения Украины за годы большой войны, в том числе, трудоспособного, такая оценка может быть несколько преувеличенной.
Тем более, что примерно тогда же - в конце 2023 года - результаты своего исследования представило Министерство экономики Украины, согласно которым, дефицитрабочей силы составляет 4,6 млн человек.
"В любом случае, речь идет об огромной потребности нашей экономики в кадрах", – сказал Василий Воскобойник в комментарии "Апострофу".
Эксперт согласен с мнением о том, что после войны в Украину из-за границы вернется всего лишь порядка 30% беженцев.
"Мы можем рассчитывать на возвращение около 2 млн человек, – отметил он. – Кроме того, мы должны понимать, что завершение военных действий не будет означать стремительного экономического роста, увеличения заработных плат и тому подобное. А потому мы можем оказаться в ситуации, когда с открытием границ трудовая миграция, наоборот, усилится - по нашим оценкам, где-то 1,5 млн украинцев могут уехать за границу".
Надежда на внутренний ресус
Что же нужно делать, чтобы решить проблему дефицита рабочих рук?
Начнем с того, что для этого есть внутренние ресурсы.
"Во-первых, это разного рода программы переобучения, потому что многие люди снялись с места и переехали, и у части из них есть профессии, которые не востребованы, - рассказал в комментарии изданию инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса. – Второе – это "эйджизм", который присутствует, но совершенно не логичен, учитывая, что люди 50-60 лет еще достаточно бодры и могут нормально работать, и они, на самом деле, выгоднее для работодателей, чем поколение "зумеров", которое не очень хочет работать. Поэтому государство должно каким-то образом взять здесь лидерство в разговоре с бизнесом, чтобы эту ситуацию с "эйджизмом" исправить".
К внутренним ресурсам также можно отнести матерей, которые часто не могут работать из-за отсутствия инфраструктуры по уходу за детьми (из-за соображений безопасности во многих регионах детские сады не работают, а школы функционируют в режиме онлайн).
"Преодоление “эйджизма” и привлечение женщин даст какой-то плюс, но кардинально ситуацию это не поменяет", – говорит Фурса.
Если говорить о периоде после войны, то определенную роль в улучшении ситуации на рынке труда сыграет демобилизация. Но на нее также не стоит возлагать слишком большие надежды.
"Эти люди (демобилизованные), безусловно, вернутся на рынок труда, но вопрос в том, сколько их вернется? Даже после завершения войны мы обречены на большую армию. То есть вернется не миллион, а, скорее, несколько сотен тысяч", – предупреждает эксперт.
Стоит также иметь в виду, что многие из тех, кто сейчас находится за границей, продолжают работать удаленно, то есть, пусть и виртуально, они остаются на украинском рынке труда. Соответственно, в случае возвращения этих людей на родину, ситуация на рынке труда принципиально не изменится.
При этом, как было сказано выше, более миллиона человек может выехать из страны, и среди них будет немало демобилизованных, а также тех, кто "пересидел" мобилизацию.
Без иммиграции не обойтись
Но что, в таком случае, может кардинальным образом изменить ситуацию и решить проблему дефицита рабочих рук?
"Безальтернативным вариантом для Украины является иммиграция, – убежден Сергей Фурса. – Даже сейчас (когда идет война) многие мигранты готовы приезжать, потому что, например, в Киеве безопаснее, чем в тех регионах, где они живут. И, поскольку им не грозит мобилизация, для них нет особой проблемы жить в Киеве, во Львове, в других городах".
По его словам, самое малое, что может сделать государство, это максимально упростить процедуру получения права на работу в нашей стране.
"Потому что на сегодня получить право легально работать в Украине практически невозможно, – говорит эксперт. – Возможно, это идет еще из 90-х, когда боялись (наплыва мигрантов), возможно, есть коррупционная составляющая. В результате будут приезжать меньше людей, а те, кто приезжает, в основном работают нелегально, то есть не платят налоги".
Хорошо бы, чтобы у государства была стратегия – кого, сколько, какого пола, какой веры и образования нам необходимо привлекать из-за рубежа: "И координировать этот процесс проактивно, чтобы это не было хаотично, а чтобы мы сами определяли".
Заметим, что многие украинцы настроены категорически против иммигрантов. Такие настроения подпитываются примерами ряда западных стран, в которых власти с трудом контролируют ситуацию.
Впрочем, в тех государствах, где иммиграционные процессы упорядочены, таких проблем существенно меньше.
Автоматизация и роботизация
Однако даже массовая иммиграция может не решить в полной мере проблему дефицита рабочих рук.
"Сможем ли мы привлечь такое количество людей из-за границы, чтобы они перекрыли наши потребности? В это я, честно говоря, не верю", – делится своими опасениями Василий Воскобойник.
И что тогда делать в этом случае?
"Фактически, нужно будет идти путем максимального сокращения неквалифицированного труда, максимальной автоматизации каждого рабочего места, максимального использования современных технологий, развития промышленности в направлении создания предприятий с высокой добавленной стоимостью", – говорит Воскобойник.
По его словам, сейчас это уже мировой тренд.
"В следующие лет десять мы можем оказаться в ситуации тотальной роботизации всего, что только возможно. И этом станет одним из решений проблемы нехватки рабочей силы, в том числе, в нашей стране", – резюмирует эксперт.
Но при этом он с тревогой добавляет, что тотальная автоматизация и роботизация может стать серьезным вызовом для многих людей, которые не смогут быстро переквалифицироваться и найти новую работу в соответствии с требованиями времени.