В Украине сокращается население, и не только из-за войны. И все чаще высказываются мысли о необходимости привлечения мигрантов из других стран. "Апостроф" разбирался, вернутся ли в Украину наши люди после войны, хватит ли нам собственных трудовых ресурсов для восстановления экономики, и нужны ли для этого стране иностранные мигранты.
"Ты не один. Нас 52 миллиона". Этот лозунг был популярен на украинском телевидении в середине 1990-х годов. Правда, ближе к концу "лихого" десятилетия в Киеве и других городах Украины появились бигборды с надписью "Нас уже не 52 миллиона".
Начало нынешнего столетия обогатилось, как бы сейчас сказали, мемом "Нас має бути 52 мільйони, кохаймося!". Его авторы, с одной стороны, признавали демографические проблемы страны, но при этом с оптимизмом смотрели в будущее.
В нулевые рождаемость в Украине действительно немного выросла, что было связано с улучшением экономического положения в стране – особенно на фоне демографической "ямы" 1990-х. Тем не менее, даже этот всплеск не смог изменить общей тенденции неуклонного сокращения населения.
Сокращение в два раза
Численность населения независимой Украины достигла своего пика в 1993 году – тогда нас действительно было 52 миллиона и даже чуть больше (по крайне мере, официально, 52,24 миллиона человек). С того времени она только снижалась.
Перед аннексией Крыма, опять-таки, согласно официальной статистике, население Украины составляло 45,5 миллиона человек. Перед российским вторжением 24 февраля 2022 года нас было чуть более 41 миллиона (без учета временно оккупированных территорий). После этого любые оценки носят довольно условный характер.
Но даже без войны оценить, сколько нас на самом деле, очень непросто, ведь последний раз перепись населения в Украине проводилась в конце 2001 года.
Что касается дня сегодняшнего, то по данным Института демографии и проблем качества жизни НАН Украины, по состоянию на июль 2024 года, население страны оценивалось в 35,8 миллиона человек, из которых 31,1 миллиона проживали на "территориях, на которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме".
При этом Институт демографии прогнозирует дальнейшее сокращение населения Украины вследствие войны, миграции, в том числе, из-за военной агрессии со стороны РФ, а также из-за низкой рождаемости и высокой преждевременной смертности.
Демографы полагают, что к 2041 году население Украины может сократиться до 28,9 миллионов человек, а до 2051 года – до 25,2 миллиона.
Власти Украины в полной мере осознают серьезность проблемы и необходимость ее решать. 30 сентября 2024 года Кабинет министров принял постановление, которым утвердил Стратегию демографического развития Украины на период до 2040 года.
Одной из целей Стратегии является созданий условий для возвращения в Украину тех, кто покинул страну с началом боевых действий.
По данным ООН, после российского вторжения Украину покинули более 6 миллионов человек. И далеко не факт, что все они или, хотя бы, большая их часть, вернутся после окончания войны.
"Я мечтаю о 50%, а если будет 60%, я буду просто счастлива, - сказала в комментарии "Апострофу" директор Института демографии и социальных исследований НАНУ Элла Либанова. - Но реально, скорее всего, (вернется) треть".
Трудовые ресурсы на исходе
Как было отмечено выше, население Украины неуклонно сокращается вот уже 30 лет.
"У нас даже до войны количество умерших на 350 тысяч превышала количество новорожденных. То есть каждый год у нас количество населения сокращалось приблизительно на такой город как Житомир, - рассказывает "Апострофу" президент всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, руководитель проекта "Визия-2033. Сохранение и развитие трудовых ресурсов Украины в ближайшие десятилетия" Василий Воскобойник.
По его словам, вызванное такой ситуацией уменьшение количества трудовых ресурсов, потребителей товаров и услуг в стране может привести к упадку отечественной экономики.
И война лишь усугубила эту тенденцию.
"Если не вернутся порядка 70% тех, кто сейчас находится в Европе, и, если еще порядка 2 миллионов выедут после того, как закончатся военные действия и откроются границы – то есть мужчины поедут к своим семьям за границу - мы окажемся в ситуации, когда нам просто не будет хватать людей для восстановления страны", - говорит Воскобойник.
И, даже если представить себе, что рождаемость в Украине существенно вырастет, что, тоже далеко не факт, поскольку совершенно непонятно, какими могут быть для этого стимулы, новое поколение выйдет на рынок труда только через несколько десятилетий.
А потому наиболее простым, хотя, в то же время, и сложным решением проблемы является на сегодня привлечение трудовых мигрантов из других стран.
"Для того, чтобы только сохранить количество населения на территории Украины, нам нужно привлекать ежегодно по 350 тысяч – то есть столько, на сколько у нас сокращается население. И это нужно будет делать и пять, и десять, а может и двадцать лет", - говорит Василий Воскобойник.
Международный опыт
О необходимости привлекать в страну иммигрантов эксперты начали говорить еще до большой войны, а после российского вторжения таких разговоров стало еще больше.
Правительственная Стратегия демографического развития также предусматривает возможность привлечения иммигрантов в Украину. При этом в Кабмине признают, что это достаточно сложная задача, решение которой требует комплексного подхода.
"Опыт Канады и Австралии показывает, что успешность политики привлечения иммигрантов зависит от четкости определения целей (какое количество людей, каких специалистов, какой квалификации, в какие регионы целесообразно привлечь, на каких условиях они могут въехать), интеграции и культурной адаптации иммигрантов во избежание вражды и дискриминации, а также содействие организации легкого и понятного доступа к услугам и информации об административных процедурах и сервисах", - говорится в документе.
Канада и Австралия упомянуты здесь не случайно, так как именно в этих странах действует бальная система привлечения трудовых ресурсов на основании таких критериев, как возраст, квалификация потенциальных мигрантов, а также их востребованность на рынке труда, как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах.
А вот в странах Европы ситуация с иммиграцией существенно хуже, в первую очередь, из-за ее хаотичности. Несмотря на то, что некоторые европейские государства заявляют о намерении перенять элементы австралийско-канадской модели, пока там принципиально ничего не меняется.
В любом случае, и в Канаду с Австралией, и в Европу, и в США мигранты едут за лучшей жизнью, которую они не видят возможности иметь у себя на родине.
Слом стереотипов
Но будет ли привлекательной для иммигрантов Украина, граждане которой, даже без учета фактора войны, сами ищут ту самую лучшую жизнь на чужбине?
"Из каких стран мы готовы принимать мигрантов? Что мы можем им дать после войны, чтобы они сюда приехали? Мы будем открыты для них? Им будет здесь комфортно?", - задается непростыми вопросами бывший министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Тимофей Милованов в посте на Facebook.
В самом деле, готовы ли сами украинцы к тому, что на улицах городов страны, а также на кассах супермаркетов, в ресторанах, парикмахерских, больницах, на АЗС и много, где еще, в больших количествах появятся люди самых разных национальностей, рас, верований, чей менталитет существенно отличается от нашего?
"Украинское общество привыкло жить в мононациональной, монорасовой, монокультурной, монорелигиозной среде, и поэтому украинское общество нужно готовить к тому, что все меняется, и это – тоже", - заявил в разговоре с изданием инвестиционный банкир и финансовый аналитик Сергей Фурса.
"Необходимо проводить серьезную информационную кампанию, и делать это нужно уже сейчас, - соглашается Василий Воскобойник. - Нужно донести до украинцев мысль, что "Садок вишневий коло хати" - это очень красивый образ нашей Украины, но, если некому будет заботиться о хате, присматривать за садиком, то и садик завянет, и хата завалится. До украинцев нужно четко донести, что мы вымираем, как бы это горько не звучало, и дело не только в войне".
При этом совсем не обязательно, что Украина станет местом притяжения граждан из беднейших стран мира, к тому же с чуждым для нас менталитетом.
"Проблем (с адаптацией мигрантов) будет очень много, однако я далеко не уверена в том, что будут привлекаться люди, которые так уж сильно от нас отличаются", - поясняет Элла Либанова.
Поствоенный рекрутинг
Однако так уж ли нужна Украине иммиграция, в первую очередь, трудовая?
"Нужно дождаться конца войны и понять, какую экономику мы собираемся восстанавливать, в каких границах, сколько людей у нас останется, и сколько будет не хватать рабочей силы", - говорит Элла Либанова.
В свою очередь, Сергей Фурса убежден, что без трудовой иммиграции украинская экономика просто не сможет полноценно функционировать: "Речь идет о сотнях тысяч, а, может быть, и миллионах людей".
Такого же мнения придерживается и Василий Воскобойник.
Массовая иммиграция в представлении многих – это миллионы людей из неблагополучных стран, которые не работают, получая щедрые социальные пособия. Именно такой тип иммиграции распространен во многих странах Евросоюза.
Правда, по мнению экспертов, Украине это не грозит, поскольку мы – небогатая страна, и не можем предложить высокие социальные пособия, не только иммигрантам, но даже своим гражданам.
А вот тех, кто решит приехать сюда работать, может ждать вполне радушный прием.
"Если люди приедут к нам работать, они соответствующим образом будут адаптироваться к ситуации в Украине, и мы будем их принимать не как, простите за грубое слово, нахлебников, а как дополнительную рабочую силу, которая будет обеспечивать рост экономики", - объясняет Элла Либанова.
При этом украинскому правительству нужно будет не просто сидеть и ждать, когда кто-то соблаговолит к нам приехать поднимать разрушенную экономику, а активно искать трудовые ресурсы по всему миру.
"Я думаю, что для Украины крайне важно создать компанию, которая будет фокусироваться на рекрутинге для того, чтобы привлечение мигрантов было не хаотичным, а управляемым, - говорит Сергей Фурса. - Такая компания, с одной стороны, должна контактировать с украинским бизнесом, чтобы знать его потребности, с другой стороны, - активно заниматься рекрутингом в странах, из которых мы хотим привлекать людей в первую очередь. И для этого нужна государственная стратегия".