RU  UA  EN

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

​Что нам стоит казино построить

Как бороться с нелегальным игорным бизнесом в Украине?

Как бороться с нелегальным игорным бизнесом в Украине? Фото: pixabay.com

Бороться с нелегальным азартным бизнесом в Украине можно лишь одним способом – установлением жесткого контроля со стороны государства. И пока государство в этом вопросе будет податливо, сотни тысяч украинцев будут проигрывать свои деньги неизвестно кому, а миллиарды гривен налогов, которые можно было бы направить на социальные и военные нужды, смогут кормить криминальных барыг.

Власть бесконтрольного азарта

Украина неуклонно превращается в одно большое казино. Убедиться в этом может практически любой житель страны, просто выйдя на улицу – на каждом углу его поджидают разнообразные "национальные лотереи" и прочие "золотые кубки", где под видом легальных государственных лотерей процветает противоправный азартный бизнес. Здесь вам нальют пиво после разрешенного времени, разрешат курить (несмотря на законодательный запрет) и даже не спросят у вас паспорта (если вы выглядите моложе 18), когда будут предлагать поиграть в одну из многочисленных псевдо-лотерей на зарубежных серверах.

Привычная картина – рядом с подобными заведениями практически повсеместно вырастают "обменники" и ломбарды, чтобы проигравшийся украинец всегда мог что-то заложить, кто – свое, а кто – и украденное, или обменять с трудом отложенные пару "баксов". А иногда и не пару, ведь нередки случаи, когда для того, чтобы продолжить игру, люди залазят в кредиты, продают машины и квартиры.

Карты, деньги, украинская политика

Другой пример – карточные игры на деньги. На днях журналисты программы "Секретный фронт" на ICTV подготовили неплохой сюжет, изложенные в котором факты говорят о том, что в Украине этот вид азартных игр процветает, крышуемый "авторитетами" из мест не столь отдаленных. Опираясь на комментарии следователей, экспертов-криминалистов и даже бывших заключенных, авторы программы подробно раскрывают всю подноготную этого криминального бизнеса, показывают, сколько миллионов в нем крутится, рассказывают, почему людям, севшим играть с ворами, нечего надеяться на выигрыш. В пример приводятся случаи, когда люди, проигравшиеся бандитам, вынуждены продавать нажитое имущество и даже идти на преступления, чтобы вернуть карточный долг. Объясняют авторы сюжета и то, почему карточные игры так интересны криминалитету – мол, настоящий вор никогда не будет заниматься легальным бизнесом, это противоречит "криминальным понятиям". А поскольку азартные игры у нас запрещены законом, значит для вора они - "самое то".

Очень смущает лишь вывод, который делают авторы сюжета, ссылаясь все на тех же экспертов – что панацеей может стать… легализация азартного бизнеса. Мол, в таком случае воры и бандиты потеряют к нему интерес. Такой способ бороться с азартными играми – это все равно, что лечение кашля героином, которое практиковали ранее. Кашель-то, может, и вылечишь, но "подсядешь" так, что лучше б уже всю жизнь болел бронхитом. Забавно смотрится этот экспертный вывод и на фоне того, что, как говорят сами авторы сюжета, играть в карты в подпольных казино, организованных уголовниками, очень любят некоторые украинские политики. Так и напрашивается вопрос: не они ли подсказали экспертам выход с легализацией?

Между тем, корень решения проблемы азартных игр лежит гораздо глубже – в осознании государством своей ответственности перед обществом и взятии под жесткий контроль (в данном случае - установление жесткого запрета) всего, что связано с этим бизнесом. Если взять пример с криминалитетом и игрой в карты на деньги – то ошибка авторов сюжета в том, что они обвиняют во всем "зону", ретранслируя при этом позицию, многих украинских политиков (и даже министров, вспомним эскападу главы одного из силовых ведомств о "голых задницах"). При этом совершенно забывая, что как раз государство является ответственным за то, чтобы в пенитенциарных заведениях люди исправлялись, а не набирались воровских привычек. К тому же совершенно очевидно, что именно в сфере ответственности государства лежит пресечение всех видов незаконной деятельности, и в частности – карточных игр на деньги, тем более в местах, которое в силу определенных особенностей оно контролирует гораздо тщательнее, чем остальные.

Недолгая победа и дальнейшая государственная немощь

Что касается вопроса легализации азартных игр в целом, то следует напомнить, что такое в нашей стране уже было до 2009 года. В условиях отсутствия контроля со стороны государства свободное функционирование азартных игр привело к кошмарным последствиям – кроме бесчисленного множества игорных заведений, где проигрывали деньги миллионы украинцев, игорные автоматы были натыканы буквально везде – от кафе и магазинов до киосков, площадь которых едва позволяла их установить, стояли они даже под открытым небом. Играли все – от мала, до велика, уровень лудомании в обществе просто зашкаливал. А, соответственно, взлетела и кривая преступности – в попытке отыграться люди шли на кражи, грабежи и другие преступления.

Поэтому закон "О запрете игорного бизнеса в Украине", принятый в 2009 году, был радикальной, но очень верной с точки зрения здоровья общества мерой, которую предприняло государство. Предприняло, несмотря на дичайшее сопротивление со стороны криминалитета, бизнеса и ряда политиков, которые зубами цеплялись за дармовую кормушку.

Другим абсолютно верным решением государства было разрешение в 2012 году соответствующим законом лотерейного бизнеса, как "лайт"-альтернативы "тяжелым" с точки зрения вовлеченности людей азартным играм. Такой подход практикуется во многих цивилизованных странах, где понимают, что человеческому азарту, как бы то ни было, нужен выход.

Но вот дальше в Украине, в отличие от цивилизованных стран, произошел сбой. Дело в том, что принятый закон "О государственных лотереях" предусматривал, что регулятор лотерейного рынка, Министерство финансов, разработает к нему "свод правил" для операторов рынка – лицензионные условия, которые будут, с одной стороны, регламентировать каждый из аспектов выпуска лотерей, с другой – пропишут механизмы контроля операторов со стороны государства. Но Минфин вот уже пять лет игнорирует требование закона, что равнозначно неформальному разрешению существования незаконного азартного бизнеса. И последний этим разрешением, конечно же, пользуется. Сегодня в отсутствии контроля со стороны государства – под видом разрешенных, якобы, государственных лотерей процветает нелегальный азартный бизнес. Опять заведения растут, как грибы, опять болезнь лудомания, как рак, поражает украинское общество.

Подделка под лицензионные условия

В мае 2017 года на сайте Минфина наконец появились долгожданный проект лицензионных условий и постановление Кабинета министров об их утверждении. На первый взгляд может показаться, что государство вдруг почувствовало себя государством, вспомнило о своих обязанностях и после долгих пяти лет игнорирования ситуации с теневым азартным бизнесом наконец-то решило навести в этой сфере порядок. Но изучение этого документа позволяет сделать вывод, что ситуация лишь ухудшится. Не будем детально останавливаться на положениях проекта лицусловий, их детальный разбор представлен в статье "Лицензионная подтасовка: под кого Минфин готовит условия для лотерейного рынка". Попробуем разобраться, кто является возможным бенефициаром именно такого текста этого документа.

Прежде всего, следует напомнить сегодняшний расклад на лотерейном рынке. Он представлен всего тремя операторами – компанией "УНЛ" (формально записана на молодого велотренера из Тернополя, но по факту, как пишут СМИ, ее владельцем может быть толстосум-нардеп Александр Третьяков из президентской фракции), "М.С.Л." (владельцы – кипрский бизнесмен Маркос Шиапанис и украинец Георгий Ложенко) и "Патриот" (владелец - украинский бизнесмен Александр Морозов). Несмотря на то, что две последние компании представили убедительные доказательства отсутствия отношений с Россией, в мае 2017 года против них вновь были продлены санкции.

Интересно, что формальной причиной внесения в санкционный список компании "М.С.Л." стало, якобы, письмо 5-летней давности Георгия Ложенко в адрес Минфина, в котором он, описывая возможность привлечения с помощью лотереи денег на Евро-2012, упомянул, что партнером может выступить российский "Альфа-банк". Пресса раздула это, записав "Альфу" в собственники "М.С.Л." На самом же деле, никакого отношения "Альфа-Банк" к структуре собственности компании не имеет, единственные финансовые отношения, которые были у двух компаний, – кредитные.

Более года "М.С.Л." пыталась доказать свою правоту в Высшем админсуде, но дело постоянно переносилось, часто из-за неявки ответчиков. Осенью 2016 года СБУ даже формально отказалась от своих претензий к компании и решила попросить СНБО отменить санкции. Но, как видим, пришел май 2017-го, и компания снова в санкционном списке.

Кому выгодно такое положение дел – очевидно. Ранее пресса писала, что делается это с подачи упомянутого нардепа из фракции БПП, который, выдавив с лотерейного рынка конкурентов, сегодня является там полным монополистом. Выгодна ему и ситуация с отсутствием контроля со стороны государства, ведь "УНЛ" нормально себя чувствует, подписывая договора с компаниями, организовывающими теневой азартный бизнес. А отсутствие адекватной реакции со стороны государства на эти факты говорит лишь об одном – кто-то в высоких креслах задумал превратить Украину в одно огромное казино. Будет очень жаль, если это окажется правдой.

Вот и получается, что сегодня главная проблема – это отсутствие надлежащего контроля на рынке лотерей, нерешение которой приводит к подмене моральных ценностей в обществе, потере миллионных поступлений в госбюджет, разгулу криминалитета и коррупции. Хотелось бы, чтобы нашлись чиновники, которые смогут понять всю утопию этой ситуации и решиться при поддержке общества на решительные действия.

Версия для печати
Нашли ошибку - выделите и нажмите Ctrl+Enter
Раздел: Бизнес