Дивиденды за выполнение Целей устойчивого развития (ЦУР) компании получают не сразу. Какими именно могут быть эти дивиденды и когда на них можно рассчитывать, в своей колонке рассказывает председатель правления Центра "Развитие КСО" Марина Сапрыкина.
Мир меняется быстро. С динамичным прогрессом приходят и свои вызовы: выбросы СО2 увеличиваются, страны из-за изменений климата сталкиваются с пожарами и ураганами, климатических беженцев становится все больше, растет неравенство и бедность как следствие пандемии - и без решительных действий со стороны компаний правительства не смогут остановить эти необратимые процессы.
Компании, в свою очередь: делятся на сознательные и не очень. Первые пытаются изменить свои бизнес-модели и своих поставщиков, чтобы уменьшить свое влияние на окружающую среду и общество. Вторые не обращают внимание на вызовы и функционируют только с краткосрочными целями, ключевой среди которых является увеличение прибыли. Хотя есть и исключения, в основном среди первой группы, когда компании подчас вроде бы и уделяют внимание устойчивому развитию, но без существенных изменений в самой компании. Поэтому сегодня возникает важный вопрос: готовы ли компании в Украине сознательно подходить к вызовам устойчивого развития и меняться?
Устойчивое развитие - это развитие, позволяющее удовлетворить потребности современного поколения без ущерба для будущих поколений. И долгое время за это отвечали правительства. Но с развитием компаний и ростом их капитализации ответственность за устойчивое развитие начала переходить и на компании. Для сравнения, на 8 июля 2019 года капитализация Alphabet составляла $786 млрд, в то время как объем ВВП 38-ми африканских стран составлял $758 млрд, или капитализация Netflix $166 млрд по сравнению с объемом ВВП 5-ти Балканских стран $149 млрд. Подобные сравнения показывают, что компании также должны принять ответственность за реализацию Целей устойчивого развития.
Читайте также: Первый форум устойчивого развития в Украине: какими кейсами делились отечественные и международные компании
Цели устойчивого развития - это международно принятый призыв к действиям для того, чтобы выровнять уровень и качество жизни населения различных общин, стран и регионов, и обеспечить его дальнейший рост без негативного влияния на окружающею среду. Среди 17 вызовов: борьба с бедностью, голодом, неравенством, коррупцией и реагирование на изменения климата, инновации, гендерное неравенство. ЦУР должны помочь компаниям перейти от краткосрочного мышления к долгосрочному и способствовать инновациям для перестройки своей компании, бизнес-моделей и процессов, формированию сообщества партнеров и поставщиков вокруг новых постоянных целей. Инновации включают и циркулярную экономику, и сертификацию, и поддержку стартапов, без которых компании не могут развиваться.
А если компания не хочет никуда переходить? Такие вопросы возникают, и в основном их ставят топы, которые не хотят менять стратегические цели, особенно увеличение прибыли, без снижения влияния на окружающую среду. Это мне напоминает известную поговорку, когда ребенка спрашивают "тебе одну конфету сейчас, или две - вечером?". Как и ребенок, который выбирает "конфетку сейчас", есть топы, которые выбирают прибыль сейчас, вместо большей прибыли "вечером". Но ресурсы исчерпываются и, съедая конфету сейчас, вечером ее уже не будет. В перспективе устойчивого развития вечер наступит не через 7 часов, а через 7 или 20 лет. Но и вызовы будут более серьезными, некоторые из которых уже ощущаются сейчас:
- невозможность закрыть вакансии из-за отсутствия людей или непривлекательность вакансий для миллениалов;
- невозможность работать бесперебойно из-за все больших климатических изменений и сюрпризов природы - ливни, ураганы и смерчи, которые ранее не возникали так часто в Украине;
- глобальные пандемии, и в качестве примера COVID-19, но нас предупреждают и о следующих;
- разрозненность сетей снабжения, что негативно повлияло на жизнестойкость бизнеса во время последней пандемии;
- высокая текучесть кадров из-за корпоративных культур, дискриминации и поколения миллениалов, которые мечтают о создании ценности на рабочем месте;
- высокие инвестиции в обучение из-за неудовлетворенности образованием.
Читайте также: Устойчивое развитие: зачем это миру и как монетизируется компаниями
Этот список каждая компания может продолжать, но главное - это донести его до топов и продемонстрировать, что действия сегодня для решения этих вызовов будут влиять на устойчивость компании в будущем. И у компании нет другого пути, чем становиться сознательной в своих подходах к устойчивому развитию, а для этого и руководство должно менять свои взгляды.
Для убеждения руководства можно использовать еще несколько реальных драйверов настоящего, а именно - фокус инвесторов на том, как компании управляют своими экологическими, социальными и управленческими рисками. Это называется ESG-стратегия, за что должен отвечать Совет директоров. В принципе, по прогнозам Deutsche Bank, к 2030 году все инвесторы будут обращать внимание на ESG, поэтому компаниям нужно готовиться уже сейчас.
Если вашей компании "повезло" и у нее нет инвесторов с фокусом на ESG (пока), но есть иностранные клиенты, а Ваша компания является поставщиком для международной компании, то у вас могут попросить сертификацию или отчет по устойчивому развитию. Украинские компании рассказывают, что даже отправляя команду на переговоры с иностранными партнерами, им приходится думать о гендерном составе команды, поскольку партнеры обращают на это внимание.
Потребители также драйвят переход компании к устойчивому развитию, в том числе фокусируясь на экологических продуктах и поддержке социальных кейсов. Пока этот тренд не является массовым, но он будет усиливаться, и компании должны к этому готовиться.
Среди драйверов важно сказать и о сотрудниках/цах. Они уже требуют от компании эко-практик и корпоративного волонтерства. Кстати, 25% глобальных компаний имеют структурированные программы корпоративного волонтерства, когда команды вовлечены в решение социальных или экологических вызовов в партнерстве с общественными организациями. И хотя иногда эко-практики заканчиваются установлением отдельных боксов для раздельного мусора и серией лекций для тех, кто захотел, это все равно уже первый шаг. Но точно не последний. Компаниям следует понять, что просто установление боксов - это лишь некая внутренняя картинка, которая иногда не совпадает с реальными действиями компании. И поэтому, компании должны начать постоянную трансформацию своих бизнес-моделей и процессов. Во время трансформации компания может предложить своим командам стать послами подобных изменений, предоставлять идеи и всячески помогать компании в их планах. Компании должны учесть, что сотрудники/цы, в том числе и потенциальные, хотят, чтобы компания становилась сознательной в устойчивом развитии.
И если все добровольные меры не помогают, то есть инструмент, который действует безотказно. Это - законодательство. Компании имеют сильные юридические и комплайенс-службы, поэтому эти департаменты должны уже сегодня предсказать появление усиленного законодательства относительно постоянных усилий компаний. Например, в июне этого года Германия приняла Директиву относительно сети поставщиков, которой обязала немецкие компании отвечать за нарушение прав человека в сети своих поставщиков. Такой закон существует и во Франции, а это значит, что подобное законодательство может быть принято и на уровне Европейского союза. И затем в рамках гармонизации с Европейским законодательством, эти нормы переходят и в Украину. Как случилось с появлением Отчета об управлении, который должны готовить крупные компании с более чем 500 сотрудниками/цами, и раскрывать в нем нефинансовые показатели. Это - пример гармонизации украинского законодательства с Европейской директивой по раскрытию нефинансовых показателей, которая сейчас пересматривается Европейской комиссией.
И если это не помогает, то есть суд. В конце мая суд Нидерландов создал прецедент, когда обязал компанию Shell уменьшить выбросы СО2 на 45% (абсолютные показатели) до 2030 года от уровня 2019 года. Иск был подан 7 общественными организациями от имени 17000 жителей Нидерландов. Несмотря на то, что компания значительно опережает своих конкурентов в действиях по сокращению СО2 и в 2021 приняла климатическую стратегию до 2050 года, суд постановил, что анализ материалов, предоставленных компанией, доказывает, что есть опасность несоблюдения ее обязательств. Компания заявила, что подаст апелляцию. Почему это прецедент? Это первый раз, когда суд регулирует деятельность компании по уменьшению СО2, но это может стать обычной нормой в будущем. Поэтому амбициозные цели, инновации и уменьшение СО2 - реалии, которые нужно рассматривать компаниям.
В том, чтобы компании становились на путь устойчивого развития, должны быть заинтересованы все, и в первую очередь, общины и бизнес, проживающие и работающие на территории функционирования компаний. Потому что, если компания ведет себя не устойчиво и безответственно (например, недавний случай с экоцидом в Виннице), то это влияет на всех - другой бизнес не сможет там работать, а общество - жить. То есть, возвращаясь к аналогии с конфетой, одна компания забирает себе все ресурсы. Это точно не приводит к устойчивому развитию.
Украинскому бизнесу и их собственникам/цам пора вырастать из детского мышления "хочу конфетку сейчас", и переходить к пониманию вызовов устойчивого развития и сознательных действий в этом направлении. Эти вызовы уже не являются локальными, они - глобальные, и Цели устойчивого развития это доказывают. Поэтому, делая что-то сейчас в своем бизнесе, каждая компания помогает всем нам - человечеству - становиться более устойчивыми, минимизировать изменения климата, и улучшать благосостояние. Мир уже глобальный, поэтому важно становиться не частью проблем, а частью их решения. Это и делают сознательные компании со своими топами, сотрудниками/цами, партнерами и поставщиками, когда переходят к конфете даже не вечером, а конфете для всех - и завтра.
CSR Ukraine, Центр "Развитие КСО" - экспертная организация в Украине, которая объединяет более 40 крупных компаний, совместно с которыми уже десять лет продвигает принципы устойчивого ведения бизнеса и социальной ответственности, реализует собственные социальные проекты, предоставляет консультации, проводит семинары и тренинги по вопросам корпоративной социальной ответственности (КСО), как для частных компаний, так и для государственных органов власти. Является национальным партнером CSR Europe (Брюссель, Бельгия) и Всемирного бизнес-совета по устойчивому развитию (Женева, Швейцария).
Читайте другие тексты спецпроекта "Устойчивое развитие" ЗДЕСЬ.