Государственная фискальная служба намерена предложить правительству пакет законодательных инициатив, предусматривающих детенизацию экономики ‒ от налоговой амнистии капиталов с параллельным внедрением непрямых методов оценки доходов граждан до реформирования упрощенной системы налогообложения. Все идеи могут быть реализованы уже с 2015 года. Эксперты считают, что подобные нормы могут быть внедрены лишь постепенно и не сейчас.
Государственная фискальная служба (ГФС) ищет новые возможности для увеличения доходной базы государственного бюджета. По словам главы ведомства Игоря Билоуса работа ведется в нескольких направлениях ‒ от восстановления уровня платежеспособности бизнеса и выведения экономики из тени до реформирования налоговой системы. Государственная фискальная служба разработала пакет законопроектов, которые в ГФС будут готовы обнародовать только после согласования с премьер-министром Арсением Яценюком и министром финансов Александром Шлапаком. Как уточняет господин Билоус, среди предложений правительству ‒ налоговая амнистия капиталов, а также внедрение непрямых методов оценки доходов и расходов граждан. Если эти идеи будут поддержаны Кабмином и парламентом, то старт реформы состоится 1 января 2015 года. Суть заключается в том, что амнистия предусматривает подачу так называемой нулевой декларации, когда граждане Украины в добровольном порядке декларируют доходы ‒ деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты за рубежом. Непрямые методы, по словам Игоря Билоуса, в его ведомстве предложили ввести на наиболее ценные покупки. Порог стоимости таких приобретений, которые будут контролироваться государством, пока еще обсуждается, добавляет главный налоговик страны. Однако по его оценкам, наиболее логичный уровень ‒ 100-200 тыс грн. «Может, это и не принесет денег дополнительных в бюджет, но эти деньги станут официальными»,‒ считает Игорь Билоус.
Напомним, что это уже не первая подобная инициатива правительства. Еще в прошлом году в рамках реализации программы экономических реформ Виктора Януковича, министр доходов и сборов Александр Клименко предлагал механизм всеобщего декларирования. Он должен был стартовать в мае 2014 года. Предложенный порог непрямых методов оценки был установлен в размере 1 млн грн. Речь тогда шла о контроле за покупками недвижимости, финансовых обязательств, движимого имущества с определенным объемом двигателя. «Тогда хотя бы предлагали вводить это постепенно. Чем меньше порог, то большее количество попадает под нормы,‒ отмечает глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз. Мы все видели, как в парламенте “поддерживали” налоговый компромисс. Но когда вопрос декларирования коснется каждого депутата, то вряд ли за него будут голосовать». Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский уверен, что начинать необходимо с более высокого порога. Таким образом можно будет оценить, работает ли норма. «Учитывая текущий уровень теневой экономики, желание попытаться обойти нормы будет возникать всегда»,‒ говорит он. Президент Академии финансового управления при Минфине Татьяна Ефименко уверена, что амнистия и нулевая декларация ‒ единственный способ справиться с тенью, но декларирование должно быть не одномоментным, а растянутым во времени ‒ например, на три года. «В предложении нет ничего нового, нам всегда не хватало политической воли. Однако сейчас общество, мне кажется, примет это предложение». В то же время при реализации этой нормы необходимо учитывать еще ряд обстоятельств ‒ например, из-за религиозных убеждений определенное количество граждан откажутся декларировать свои доходы. «Мы уже сталкивались с тем, что некоторые прятались за свои убеждения, хотя религиозными вовсе и не были. Поэтому следует найти такую форму декларирования, которая бы давала возможность всем принять в ней участие».
Кроме того, по словам Игоря Билоуса, его ведомство намерено предложить реформирование упрощенной системы налогообложения. Он отказался рассказать о своих инициативах более детально, уточнив лишь, что количество групп плательщиков единого налога может быть сокращено с шести до трех. В частности, для предпринимателей, относящихся к первой группе, годовой уровень дохода, позволяющий находится на данной системе налогообложения, будет увеличен вдвое ‒ до 300 тыс. грн. Размер ставок он также не уточнил. По словам Андрея Забловского, реформа единого налога (в том числе укрупнение групп или отказ от пятой и шестой категорий плательщиков) всегда была одним из требований МВФ. В то же время в анонсированной в правительстве концепции реформирования налоговой системы, добавляет эксперт, Кабмин наоборот задекларировал намерение увеличить количество групп до семи. В новую группу должны войти плательщики, которые лишатся права уплаты фиксированного сельхозналога. «Бизнес не любит быть объектом налоговых экспериментов. Не думаю, что сейчас бизнес готов к такой реформе»,‒ говорит господин Забловский. Юлия Дроговоз соглашается, что сейчас не время для пересмотра норм, поскольку бизнес и так закрывается из-за экономического кризиса и военных действий на востоке. Кроме того, он несет значительные потери из-за девальвации гривны и сокращения импорта.